На совещании у Президента в минувший четверг обсуждались многие резонансные темы. Но самой, пожалуй, обсуждаемой стала тема реализации Декрета №3. Глава государства указал на откровенные недоработки в реализации норм декрета в жизни — слишком прямолинейными оказались решения по его исполнению, ответственные лица порой стали забывать, что за каждым, как говорят в народе, «письмом счастья», стоит непростая людская судьба. Действительно, противоречий много, как оказалось, чуть ли не каждый случай так называемого социального иждивенчества требует вдумчивого и детального рассмотрения.
Президент справедливо отметил недопустимость формализма в этих вопросах и жестко осудил то, что основными исполнителями норм декрета оказались налоговые инспекции. Действительно, как налоговые органы могут должным образом вникать в подробные детали обстоятельств, заставивших человека стать безработным? Они, имея определенную информацию, лишь высылают извещения по оплате налогов. Только совместными усилиями различных министерств, ведомств, местных органов исполнительной власти можно добиться справедливого исполнения норм документа.
Среди стандартных вопросов при обсуждении исполнения положений декрета встает фундаментальный и основательный: обеспечение граждан государством и частным бизнесом рабочими местами. Справедливо: прежде чем спрашивать за что-то, надо предоставить условия для выполнения. Государство прилагает немало усилий, чтобы безработные находили свои вакансии, но необходимо понимание того, что определенный дефицит рабочих мест неизбежен — каждый нуждающийся в трудоустройстве должен проявлять активную инициативу: под лежачий камень вода не течет. Тем не менее принятое Президентом решение о фактической ликвидации безработицы до 1 мая вряд ли следует понимать буквально. Полностью ликвидировать это явление в современном мире в принципе невозможно — такова реальность. Смысл в другом: если проблема трудоустройства у человека стоит настолько остро, что к нему возникают вопросы по Декрету №3, — пожалуйста, государство предоставит возможность трудиться, определенный банк рабочих мест есть. Только доводы: маленькая зарплата, непрести
жная работа и т. д., придется оставить при себе, во всяком случае, на время — тот, кто стремится и прилагает максимально возможные усилия для самореализации в какой-то иной конкретной области и в другом статусе, обязательно придет к этому. Но никто не мешает работать там, где есть хоть какая-то для этого возможность, параллельно конкурируя на рынке труда. Это и гарантирует государство, а до 1 мая все нуждающиеся в трудоустройстве должны этой возможностью воспользоваться. Кто захочет — почет и уважение, кто нет — вполне справедливо вступят в силу нормы декрета.
Декрет №3 принят не случайно: он полностью соответствует направлению, в русле которого Беларусь развивается с середины 90-х годов — построение социального государства с рыночной экономикой. Такая экономика предусматривает повышенную ответственность людей за самих себя и свое будущее, надо понимать, что роль государства в этом отношении постепенно уменьшается — оно свои возможности больше направляет на создание условий для самореализации граждан. Делая в этом направлении конкретные шаги, государство столкнулось с тем, что не всем такой подход нравится — слишком сильны еще в нашем сознании отголоски той далекой уже от нас системы, которая культивировала уравниловку и абсолютно не развивала в человеке объективную потребность в личной инициативе. Люди привыкли, что государство многие вопросы берет на себя — обеспечение социальными благами стало нормой нашей жизни. Это замечательно, но все это имеет внушительную цену, которую кто-то должен оплачивать. И оплачивают — те, кто работает и регулярно платит налоги. Больше работающих — сильнее социальная сфера и государство в целом. Эта простая зависимость делает так называемые феномены развития некоторых государств вовсе не феноменами.
К сожалению, раньше мало говорили про философию декрета, его реальные цели и задачи — многие до сих пор не могут правильно осознать причины его создания. Пришло время совершенствовать модель коммуникации власти и граждан: во многих случаях люди реагируют зачастую постфактум на решения, не успев до конца проникнуться их установками. Тем не менее работа над совершенствованием норм документа и механизмов его реализации станет хорошей школой взаимодействия на всех уровнях власти, общественных институтов и населения. Но основной целью декрета, как сказал Президент, останется ликвидация теневой занятости и социального иждивенчества — без этого сохранить социальную справедливость в государстве не получится.
Глава государства совершенно обоснованно выразил претензии к комментариям в СМИ, которые дают те, кто, по всей видимости, даже не читал декрет. Разве будут объективными комментарии и оценки, когда они даются без знания предмета обсуждения, просто так, отдавая дань моде и конъюнктуре? Безусловно, особое возмущение вызывают комментарии известных в республике людей, которые должны служить примером солидарной ответственности за мероприятия в стране, а не наоборот. Люди должны читать и слышать оценки настоящих специалистов своего дела, разговаривать и общаться с представителями вертикали власти — с теми, кто принимает ответственные решения, а не с теми, кто ведет необоснованные дискуссии.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?