Авторский проект художника,
реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Гудогай — небольшая деревня в Островецком районе Гродненской области. На окраине деревни стоит маленький деревянный храм, в котором хранится икона Гудогайской Божьей Матери.
Первые исторические данные упомянуты о ней в акте основания монастыря кармелитов босых в Гудогае, который датируется 19 января 1764 года. Из него следует, что икону Божьей Матери Гудогайской, которая славилась «чудесами уже сто лет», 25 сентября 1735 года приобрела вместе с недвижимостью у рода Разводовских Людвика Анна Война, жена дисненского старосты. Через год новая хозяйка построила для иконы часовню вместо старой, сожженной шведами в 1656 году. Анна Война из Сулистровских хотела таким образом испросить вечное спасение для души своего первого мужа Михаила Козел-Поклевского, который трагически погиб во время нападения разбойников, когда возвращался из Варшавского сейма.
В 1763 году Войны построили в Гудогае храм, а через год с левой стороны за прихрамовой площадью — двухъярусный монастырь кармелитов босых Святого Казимира, которые были переведены из Вильни, из Острой Брамы, чтобы ухаживать за чудотворной иконой. После того как кармелиты прибыли в Гудогай, 8 сентября 1764 года, на праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, они торжественно перенесли икону в храм и поместили ее в главном алтаре. К сожалению, деятельность кармелитского прихода была прервана после подавления Ноябрьского восстания. С 1832 года декретом царя Николая І был ликвидирован также монастырь в Гудогае, а его имущество передано государству. Приход поделили и присоединили к соседним приходам, а храм, колокольню и другие постройки продали евреям под снос. Прославившаяся своими дарами икона Матери Божьей Гудогайской нашла убежище в храме в Ошмянах. К счастью, гудогайский храм и звонницы не были разобраны. А в 1856 году храм приобрел и восстановил Донат Семашко. Беспрерывные и настойчивые усилия верующих привели к тому, что в 1906 году власти восстановили и гудогайский приход, а икону вернули в храм. С тех пор тысячи паломников приходят к Матери Божьей Гудогайской просить о заступничестве.
При бывшем монастыре кармелитов, на кладбище, в 1764 году из дерева был построен костел Посещения Пресвятой Деве Марие Елисавете. Возведен храм в стиле необарокко с элементами народного зодчества. Прямо в алтаре святыни — образ Девы Марии Гудогайской.
В поселке можно увидеть красивое здание железнодорожного вокзала середины XIX века.
Когда-то это поселение носило название Святой Дух. Теперь это пригород Ошмян. В старинном парке здесь стоит усадебный дом, построенный из дерева в начале XIX века. Рядом — чудом сохранившийся деревянный лямус. Множество хозпостроек и две брамы еще хранят былое величие этой усадьбы.
До конца 1930-х годов местные католики ходили молиться в панскую усадьбу Дубнички. Там стояла небольшая деревянная часовня. Но деревня разрасталась, и маленький храм уже не мог поместить всех верующих. И тогда в 1938 году из далекого Шумска, что сегодня находится на территории Литвы, был привезен деревянный костел. В следующем, 1939 году, его освятили в честь Андрея Баболи. Костел был открыт и во время Второй мировой войны, и в годы советской власти, действует он и сегодня.
Впервые Ошмяны упомянуты как часть удела, который после смерти Гедимина (1341) достался его сыну Евнутию. В 1384 году тевтонские рыцари попытались захватить город в начале своего похода против княжества Ягайлы. Тевтоны разрушили город, но его восстановили. Город в XV веке был собственностью великих князей литовских и быстро развивался. Однако в 1519 году его снова разрушили и сожгли дотла войска Московского княжества. В 1566 году город получил Магдебургское право. В XVI столетии Ошмяны — один из самых известных центров кальвинизма в польско-литовской унии, после того как Николай Рыжий Радзивилл основал там коллегиум и церковь.
В результате раздела Речи Посполитой в 1795 году был аннексирован Российской империей. Во время Ноябрьского восстания в 1830-м году жители Ошмян освободили город от российских войск. Однако в апреле 1831-го город был сдан, российские войска (приблизительно 1500 вооруженных человек) захватили город, сожгли его и убили большое количество его жителей. После этого Ошмяны никогда не смогли уже оправиться от потерь и к концу XIX столетия представляли собой провинциальный город, населенный в основном еврейскими иммигрантами из других областей России.
В Ошмянах на деньги короля Владислава Ягайло в начале XV века был построен костел Михаила Архангела. В 1900–1906 годах храм был перестроен по проекту архитектора Вацлава Михневича в стиле виленского барокко. С 1950 года в здании костела работала фабрика, а церковные службы возобновились лишь в 1990 году.
Есть в городе и здание бывшей синагоги (1912). Закрыта была в 1940 году. Сейчас там склад.
В Ошмянах есть и православный храм — Воскресенская церковь (1875). Памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля. Отреставрирована в 1988–1990 годах.
В городе можно увидеть здание водяной мельницы XX столетия.
Костел Святого Якуба построен в стиле необарокко в 1628 году. Утонченный силуэт храма высится в самом центре деревни. В 1866 году он перестраивался под православную церковь. В 1920-м был возвращен католикам.
Здесь в XVIII–XIX веках была усадьба Снедетских. От нее остались лишь руины.
У деревни нас встречает придорожная часовня XIX века. На кладбище сохранилась усыпальница. Костел Пресвятой Девы Марии — памятник архитектуры с использованием элементов барокко и классицизма, традиций деревянного зодчества. Построен в 1790-м на средства подкамория И. Важинского на месте костела 1650 года. Рядом с костелом стоит деревянная колокольня конца XVIII — первой половины XIX века.
Была в местечке и типография. В ней в XVI веке издали первую в Речи Посполитой книгу по анатомии и физиологии коня «Гипика». В отделе редкой книги Национальной библиотеки Беларуси хранится книга Censura 1615 года издания, предположительно также напечатанная в типографии Мурованой Ошмянки. В середине XIX века типография была перестроена во дворец, который дошел до наших дней в руинах.
Первое поселение на территории современного Островца возникло задолго до его упоминания в документах в 1468 году. Сначала городом владели представители рода Гаштольдов. Спустя некоторое время в XVI веке земли перешли к королям Сигизмунду Старому и Сигизмунду Августу. Островец рос медленно, часто меняя владельцев: Карицкие, Корсаки, Сытенки и другие.
Среди достопримечательностей города выделяется костел Святых Козьмы и Демьяна. Храм был построен в 1787 году и дошел до наших дней с незначительными изменениями. Другой не менее интересный храм города — костел Отыскания Святого Креста — в Островце был воздвигнут в 1911 году.
Сохранилась в Островце водяная мельница (XX век).
Легенда от автора проекта
Заблудились. А дело к ночи. Сумерки настойчиво подбирались к обочине дороги. Но, слава Богу, справа в легкой дымке тумана показалась деревенька на дворов с десяток, не больше. Остановились у хаты с колодцем. Пожилым хозяевам, что вышли навстречу, объяснили, что путешествуем, и остановились на ночлег ближе к жилью — так спокойнее.
Понаблюдав за нами из-за занавесок: как мы умывались, раскладывались ужинать, хозяева пригласили нас в дом. В нем было уютно и скромно, повсюду множество вещей ручной работы. В центре хаты стояла светлая, недавно побеленная печь, на стенах в рамках висели старые фотографии. Среди прочих был и снимок деревенской свадьбы. Мы поинтересовались, что за свадьба и кто невеста с женихом.
…От печки по дому струится тепло, небольшой абажур над столом отбрасывает мягкие тени по углам комнаты, придавая истории, что нам рассказывают, еще больше загадочности и романтизма.
Герои этой легенды знали друг друга с детства. Жили они в соседних дворах, через забор. Со временем дружба их переросла в любовь. Но у родителей девушки на примете был другой жених — из семьи более зажиточной, с двумя мельницами да доходной сыроварней. Уговоры и слезы дочери, ее объяснения, что она любит парня из соседнего двора, не смягчили сердца родителей.
Тогда молодая любящая пара втайне от родителей обратилась за помощью к родной бабушке девушки, что жила на другом конце деревни. Выслушав печальных влюбленных, бабушка рассказала им, что есть у нее подозрения — молодец с богатого двора оборотень, волколак. Люди говорят, что его когда-то на пастбище укусил волк и что в полнолуние он тайком уходит в лес. Но это все были слухи, человека можно зря обидеть, предъявив такие обвинения.
«Родители, скорее всего, тоже не поверят, посчитав, что это выдумки. Но способ знаю верный и вам, голубки, помогу», — сказала бабушка и достала из шкафа скатерть, в маки вышитую. Объяснила, что на Пасху на этой скатерти в храме великодные куличи да яйца освящали. «В этом и сила ее!» — утверждала бабушка. «Две таких я вышила. Одна у твоей матери, — сказала она девушке, — в сундуке лежит на случай праздника. Наверное, для сватов на стол достанет. Но у нее силы нет, она не освященная. А вот этой скатеркой и проверим, кто такой этот жених на самом деле». И научила она девушку, как нужно поступить, когда сваты богатые в дом ее заявятся.
И вот, как только родители будущей невесты объявляют, что сватов в гости ждут, девушка вызывается дом сама убрать да на стол накрыть. Скатерть, что дала ей мать, она подменяет бабушкиной. Стелет ее на стол, как бабушка научила, изнанкой кверху.
Вот сватов, как и положено, усадили в красный угол, а жениха посередке. На столе наливки да закуски разные. И надо же! Как только по первой рюмке выпили, закусили, трясти стало парня, в лице страшно изменился, смотрит, как из-за стола выбраться. Слева-справа люди, через стол хозяева дома. Так он оборачивается — да в окно. Только его и видели!
Потом соседи сказывали, что кто-то страшный через их огороды сигал: одежда вся изорвана, руки и лицо в шерсти серой.
С тех пор этого парня в деревне и не видели. А родители его хозяйство продали да и уехали.
— А свадьба? Свадьба-то была? — спрашиваем.
— Молодые вон на фотографии, видите. А рядом с ними родная бабушка невесты, а в руках у нее, смотрите, скатерть маками красными вышита.