Уникальная возможность посетить строящуюся Ленинградскую атомную электростанцию предоставилась журналистам газеты «7 дней» в рамках поездки российско-белорусского сообщества «ДрузьяСябры». Посмотреть на то, что происходит на стройплощадке, и послушать специалистов было вдвойне интересно, ведь, как известно, наша Белорусская АЭС в Островце — аналог, или, как говорят, референтный проект сооружаемой ЛАЭС.
По сути, здесь, в 40 километрах западнее Санкт-Петербурга, реализуется крупнейший в истории современной атомной промышленности проект — ведется сооружение двух энергоблоков Ленинградской АЭС с реакторами типа ВВЭР-1200. Инвестором строительства является Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Заказчик проекта — АО «Концерн Росэнергоатом».
Проект ВВЭР-1200 — это типовой проект российской атомной станции нового поколения «3+» с улучшенными технико-экономическими показателями. Он вобрал в себя новейшие достижения российской инженерной мысли, результаты многолетних научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В качестве гида выступила Валерия Казанцева, специалист управления информации и общественных связей Ленинградской АЭС.
Торжественная закладка капсулы на месте будущей станции, рассказали нам, состоялась 30 августа 2007 года. В феврале 2008 года победителем открытого конкурса по выбору генподрядчика на строительство двух первых энергоблоков ЛАЭС-2 было признано ОАО «СПбАЭП».
Вся строительная площадка разделена на зону основного производства (здание реактора, здание турбины, здание безопасности, здание водоподготовки, насосная станция, хранилище свежего топлива и т.д.) и зону общестанционных вспомогательных зданий и сооружений (административно-лабораторный бытовой комплекс, мастерские, и др.). Глядя на этот мини-городок, где бурно кипит работа и туда-сюда снуют машины, трудно даже представить, что десять лет назад, когда сюда пришли строители, здесь был сплошной лес.
На площадке задействованы более трех тысяч строителей и монтажников, часть — местные специалисты, часть приезжает сюда работать вахтовым методом. Работы ведутся круглосуточно, в три смены.
На первом энергоблоке строительные работы почти закончены, остается только отделка. Основное тепломеханическое оборудование смонтировано полностью. Сейчас идет промывка трубопровода и испытания оборудования, нужно подтвердить, что все смонтировано правильно и качественно, что нет течей, разрывов и так далее.
«Ярким событием 2016 года стала операция по проливу технологических систем на открытый реактор и начало подэтапа индивидуальных испытаний и опробования оборудования, — поделилась радостной новостью Валерия Казанцева. — К концу года по всем крупным направлениям мы вышли в ноль, то есть идем по графику первого уровня. В ближайшее время предстоит обеспечить готовность систем к заполнению первого контура реактора для проверки его на плотность. Далее начнется холодно-горячая обкатка: специалисты проведут проверку работоспособности оборудования реакторной установки в проектных режимах. Эти операции увенчают завершение монтажа всех систем энергоблока, и он будет готов к загрузке ядерного топлива. Конечно, не надо забывать, что в первый пусковой комплекс входят более 150 объектов, включая административный лабораторно-бытовой корпус, столовую, медпункт, защитные сооружения, дороги, подъездные и эвакуационные пути, освещение и многое другое. В 2018 году первый энергоблок ВВЭР-1200 должен прийти на смену действующему энергоблоку №1 РБМК-1000, который вот уже в течение четырех десятилетий является надежным поставщиком электрической и тепловой энергии в регионе».
На безопасность в российских АЭС сейчас отводится порядка 40 процентов стоимости всей атомной станции. Проект новых энергоблоков ЛАЭС выполнен в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и нормативных документов, действующих в России, и с учетом рекомендаций МАГАТЭ.
Валерия Казанцева долго и подробно рассказывала о различных системах и уровнях безопасности. Особенно впечатлило ноу-хау российских атомщиков – устройство локализации расплава, еще ее называют «ловушкой расплава». Эту замечательную штуку в 2004 году придумали питерские проектировщики.
Ловушка — своеобразная металлическая емкость, которая устанавливается под корпусом реактора. В случае маловероятной гипотетической аварии с проплавлением дна корпуса реактора все, что содержится внутри его, то есть весь высокорадиоактивный топливный расплав, стечет в эту ловушку. В ней, что любопытно, есть специальный материал с поэтическим названием «жертвенный», который в случае чего примет на себя все негативное воздействие и как бы закапсулирует горячую массу, которая будет там потихоньку остывать. Радиоактивность не выйдет за пределы корпуса ловушки и не попадет в окружающую среду. Расплавленное топливо и обломки элементов конструкции реактора будут находиться в ловушке в таких условиях, при которых невозможно образование цепной реакции. Впервые это изобретение было установлено на Тяньваньской АЭС в Китае, которая считается, по версии МАГАТЭ, самой безопасной в мире. Кстати, Тяньваньская АЭС построена по такому же референтному проекту, что и строящаяся ныне ЛАЭС.
...Подъезжаем к зданию турбины первого энергоблока. Валерия Казанцева предлагает подняться на 16-ю отметку, это приблизительно 6–7-й этаж высотки. Заходим в помещение — и буквально с порога сталкиваемся с родным МАЗом, который перевозит какие-то важные грузы. Естественно, наша компания радостно его приветствовала и обратилась с просьбой к фотографу запечатлеть экскурсантов на фоне знаменитого бренда.
Здание турбины — это своеобразный «многослойный пирог», потому что на каждой отметке расположено свое оборудование, свои трубопроводы и т.д.
Впечатляет, конечно же, сама быстроходная турбина: три тысячи оборотов в минуту, в секунду — 50 оборотов! Если на действующей Ленинградской атомной станции на один реактор приходится две турбины по 500 мегаватт, то здесь турбина только одна и «тянет» на 1200 мегаватт!
Работы в здании ведутся полным ходом. В конце апреля прошлого года поставлена финальная точка в продолжительном по времени процессе бетонирования фундамента турбины. Таким образом, строительные работы в машинном зале завершились. Это позволило еще шире развернуть работы по монтажу турбогенераторной установки. В настоящее время ведется масштабная послемонтажная промывка трубопроводов машинного зала, оборудование проверяется на плотность. Данные операции должны подтвердить качество проведенных ранее монтажных работ и обеспечить выполнение пусконаладочных работ на оборудовании машзала.
Так, например, не так давно завершены работы по послемонтажной промывке системы основного конденсата. Проходимость трубопроводов системы подтверждена. Работы по подготовке к промывке проходили в несколько этапов. Предварительно специалисты подрядной организации под руководством эксплуатационного персонала Ленинградской АЭС и наладчиков «Калининатомтехэнерго» заполнили до уровня двух метров конденсаторную группу турбины химобессоленной водой. Ее объем составил около 700 кубометров. Затем на электронасосах установили дополнительные промывочные сетки для сбора механических частиц (песка, окалины), провели виброобследование электродвигателей и насосных агрегатов. А в конце процедур, в соответствии с программой, провели промывку всех трактов системы основного конденсата.
Одновременно с промывкой 450-метрового магистрального трубопровода, соединяющего оборудование системы основного конденсата (конденсаторную группу, конденсатор пароуплотнения, подогреватели низкого давления и конденсатные насосы первой и второй ступени), специалисты контролировали все значимые технические параметры: давление, температуру и расход воды в трактах. Результаты проб, взятых из промываемых трубопроводов, показали, что послемонтажная очистка системы основного конденсата выполнена качественно. Прозрачность промывочной воды на выходе из промываемых трактов соответствует указанным в программе промывки критериям чистоты.
Параллельно с работами на конденсатном тракте здесь ведут промывку отдельных участков питательного тракта. По завершении всех промывочных операций будут проведены гидравлические испытания системы основного конденсата и системы питательной воды. После восстановления проектной схемы система конденсатно-питательного тракта будет готова к этапу холодно-горячей обкатки.
По оценке руководства ЛАЭС, в здании турбины первого строящегося энергоблока уже смонтировано более 95 процентов трубопроводов, соединяющих основное и вспомогательное оборудование технологических систем машинного зала. А это, чтобы более наглядно представить, 2 300 тонн! Завершить монтаж остатка, а это 100 тонн, планируется до середины марта.
Трубопроводы связывают в единое целое все устройства и агрегаты сооружения. У каждого свое назначение, свои параметры и показатели. Это трубопроводы второго циркуляционного контура, питательные, конденсатные, дренажные, трубопроводы острого и отборного пара и т. д. Их общая протяженность — глазу это сложно представить — несколько километров.
Последней точкой нашего маршрута стали градирни, специальные системы охлаждения. Валерия Казанцева рассказала, что все ближайшие соседи, включая Финляндию, никаких градирен не строят, а просто берут воду из своих акваторий и сбрасывают ее обратно. Конечно, можно было бы и здесь, отмахнувшись от назойливых экологов, забыть о таких сооружениях. Однако, оказывается, даже закон на стороне защитников природы: требования нормативной документации в области охраны окружающей среды (Водный кодекс Российской Федерации «Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы») при строительстве атомных станций диктуют установку таких сооружений!
Здесь используются испарительные градирни с естественной тягой («мокрые»), которые с успехом эксплуатируются на действующих АЭС в России и за рубежом.
На основании научных работ, совместно проведенных рядом научно-исследовательских и проектных институтов, технологическая часть проекта градирен строящейся Ленинградской АЭС, была усовершенствована и во время разработки рабочей документации достигнуто сокращение на 10 процентов общих потерь воды, при этом величину потерь воды с капельным уносом удалось сократить в два раза. Такие результаты достигнуты за счет применения высокоэффективных водоуловителей и сокращения проектного расхода циркуляционной воды.
В соответствии с законодательством Российской Федерации на проектную документацию строительства Ленинградской АЭС-2 получены все необходимые согласования в надзорных органах, проведены общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду, получены положительное заключение Государственной экологической экспертизы, лицензии Ростехнадзора на размещение и сооружение ядерных установок энергоблока №1 и №2 строящейся Ленинградской АЭС.
В качестве основного оборудования для градирен выбрано оборудование французской фирмы Hamon. Эта компания оснащала градирни не только в Европе, но и по всему миру и является признанным лидером в этой области.
Здешние градирни выше других подобных объектов энергетики, например, градирен ТЭЦ Санкт-Петербурга, что также позволит существенно сократить количество выбрасываемого в атмосферу пара и минимизировать тем самым воздействие на окружающую среду.
Атомные станции являются основой энергетической безопасности страны, обеспечивая экономическую и социальную стабильность государства. Доверие общественности для атомщиков, пожалуй, один из самых важных приоритетов. Именно поэтому на Ленинградской АЭС обеспечен высокий уровень культуры безопасности и созданы все условия для надежной работы станции. Здесь знают: хорошо работающая электростанция — это благополучие каждого жителя региона. И, конечно же, еще одно яркое свидетельство того, что по уровню научно-технических разработок в области проектирования реакторов, ядерного топлива и опыту эксплуатации АЭС российская атомная отрасль является одной из передовых в мире.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?