Что нужно, чтобы получить «Оскар»? Это всем известно. Оскароносные кинозвезды не раз об этом говорили со сцены: нужно оказаться в нужное время в нужном месте, только и всего. Заметьте, я не спрашивал: «За что вручают «Оскар»? – этот вопрос давно не только не уместен, но даже неприличен, ибо награду вот уже долгие годы вручают ни за что! И тот, кто этого не знает, отстал от жизни. Или ни разу не изучал рейтинги раздачи позолоченных статуэток в телеэфире — те год от года медленно, но неуклонно падают. Скучно!
Но и «законный» вопрос «Что нужно для получения «Оскара»?» на недавней 89-й церемонии его вручения получил неожиданное освещение… Вернее, немаловажный дополнительный ответ: «Оскар» мало получить, его еще нужно унести с собой со сцены!
У продюсера киномюзикла «Ла-Ла Ленд» Фреда Бергера это не получилось. Да, он подержал в своих руках «Оскар» за лучший фильм целых две минуты, даже успел сказать благодарственный спич, но унести статуэтку ему не удалось. Это сделал за него другой. Вот как было дело… Сначала все шло как всегда, скучно и предсказуемо. И политкорректно. Кто ж виноват, как не сами киношники, что сегодня в Америке политкорректным считается неполиткорректно отзываться о президенте Дональде Трампе?
В голливудской тусовке фигу Белому дому не крутит разве что ленивый или тот, кто считает себя умным. А поскольку и тех, и других в Голливуде меньшинство, то общий тренд – это даже не тренд, это какая-то политическая «малина».
Вернее, лавина из «малины», которой закормили простых американцев. Вот почему ведущий церемонии комик Джимми Киммел в самом начале буквально взмолился: «Давайте не будем о Трампе, мы не для того сюда собрались!». И тут же «пошутил» про Трампа — как говорится, оскоромился. В общем, конферанс был заезженным и нудным, церемония тоскливой и бесконечной. Джастин Тимберлейк пытался вспомнить, как он был певцом, лауреаты разминали ноги, поднимаясь на сцену, режиссер отсчитывал ровно две минуты, чтобы запускать запись, имитирующую «прямой эфир». Именно этих двух минут и хватило, чтобы обмануть режиссера, который подумал, что уже все хорошо и выпустил на экраны такое!..
Впрочем, все по порядку. Три часа собравшиеся в зале звезды без энтузиазма играли политическую массовку. Им даже сбросили с небес, точнее, с потолка, знаменитые полицейские пончики — мол, помните, что вы на посту! И вот наступила «кульминация» — вручение главного приза «Лучший фильм года» — и все приготовились облегченно вздохнуть и разойтись. Как вдруг… Конфуз спровоцировали легендарные актеры Фэй Данауэй и Уоррен Битти. Пятьдесят лет назад они создали одну из самых эффектных парочек грабителей в истории кино в ленте Артура Пенна «Бонни и Клайд». Теперь ничто не предвещало, что они «уведут» и «Оскар»: знаменитые «бомбилы» остепенились, и им доверили огласить победителя в главной номинации. Учитывая, что «Ла-Ла Ленд» успел взять шесть статуэток, никто не удивился, когда Данауэй провозгласила полный триумф мюзикла, а Битти пригласил на сцену его съемочную группу.
Создатели «Ла-Ла Ленда» провели в лучах софитов не менее двух минут — тех самых! — и успели прозвучать все три торжественные речи продюсеров картины. Но в тот момент, когда «Оскар» уже должен был уйти на финальные титры, продюсер «Ла-Ла Ленда» Фред Бергер, пошушукавшись с коллегами, вдруг объявил: «Это все ошибка. Лучший фильм — «Лунный свет». И закричал, вырывая у Битти новый конверт, который уже поднесли: «Это не шутка, «Лунный свет» победил!».
В следующие пару минут «Оскар» увидел самое большое в своей истории смятение и самую комичную сценку. Съемочная группа «Лунного света» поспешила на подиум за заслуженным «даром», аудитория оторопело замолкла, организаторы смущенно мельтешили. Данауэй и Битти объяснили ситуацию логистическим провалом: у них в руках оказался не тот конверт! Мол, читать-то мы умеем! За кулисами слышались крики «Это не вина Уоррена!», на сцену вышли аудиторы из PriceWaterhouseCoopers, отвечающие за тайну оскаровского голосования.
В общем, и вправду, теперь мало получить «Оскара», главное — его унести! И оскароуносящим в этот раз оказался Барри Дженкинс, создатель «Лунного света»… Кто пришел вторым, того и статуэтка. Было ли это задумкой сценаристов церемонии, призванной скандалом поднять рейтинги, или все вышло случайно, по воле «логистического провала»? Я знаю одно — фильмы надо называть точно. Если бы лента именовалась не «Лунный свет», а «Голубая луна», Данауэй и Битти сразу бы поняли, что именно она победит! Ибо в ней совмещены две главные голливудские темы – тяготы жизни геев и страдания афроамериканцев. Какое тут «Ла-ла-ла»?
И еще: если бы режиссер не подумал, что уже «уходит на титры» и не отключил двухминутную задержку вещания, вы бы ничего не увидели...