Творческим коллективам и отдельным исполнителям невероятно сложно завоевать любовь своего зрителя. Но гораздо больших усилий стоит удержать это признание на долгие годы. Народный артист Беларуси Михаил Финберг, руководитель и дирижер Национального академического концертного оркестра Беларуси к 30-летнему юбилею коллектива рассказал нашему корреспонденту о том, как его коллектив смог покорить людей и остаться в сердцах поклонников на десятилетия.
— Михаил Яковлевич, совсем скоро, 21 февраля, Национальный академический концертный оркестр Беларуси отметит 30-летие со дня основания. Многие годы он находится на пике своей популярности. Скажите, есть куда развиваться?
— Искусство границ не имеет. Там, где к искусству относятся уважительно и профессионально, там развиваться нужно всю жизнь. Если артист, музыкант, дирижер или любой другой человек остановился в своем творческом росте и развитии, то ему нужно уходить. Мы занимаемся очень серьезным и ответственным делом. Кто этого не понимает, тот быстро и сгорает.
— Если говорить о заслугах и наградах оркестра, то, наверное, одна из самых ценных — это признание тех, для кого вы живете и творите. На ваш взгляд, чем вы смогли покорить сердца людей?
— Признание народа — это одна из главных заслуг. Вторая — это то, что наш оркестр развил национальное направление музыки. Мы подготовили и исполнили за эти 30 лет 38 программ на тексты белорусских народных поэтов Максима Богдановича, Янки Купалы, Аркадия Кулешова, Владимира Короткевича, Адама Мицкевича, Нила Гилевича. Вся классическая поэзия XVIII—XIX веков... Все это в совокупности и есть Национальный академический концертный оркестр Беларуси. И я этим очень горжусь. Вот это можно назвать и одной из причин того, почему многие полюбили наше творчество. Грамотные люди, интересующиеся культурой и искусством, смогут оценить то, чему мы посвящаем жизнь.
— В коллективе Национального академического концертного оркестра Беларуси более 200 человек! Михаил Яковлевич, как удается руководить всеми? Ведь общий язык с таким количеством людей найти довольно сложно.
— Да, у нас 244 человека в коллективе. И я действительно руковожу ими, а не подгоняю или тороплю. Чтобы руководить, надо знать и понимать четкую схему этого дела. К тому же самому надо иметь образование, большой опыт и, конечно, нужно любить людей. Нельзя быть выше кого-то. Все люди в нашем коллективе — это интересные музыканты, а я только собираю их всех вместе. С уверенностью могу сказать, что участниками нашего оркестра может гордиться вся наша белорусская земля.
— В каждом своем интервью вы говорите о том, что не приемлете фонограмму. На ваш взгляд, живое исполнение может стать тенденцией в будущем? Или это будет скорее исключением из правил?
— К сожалению, в этом вопросе я настроен пессимистично. Очень многие поют только под фонограмму. Но я как работал живьем, как сейчас принято говорить, так и буду работать до тех пор, пока смогу заниматься любимым делом. Играть или петь под фонограмму — это обман. Представьте себе, что на соревнованиях спортсмен должен подтянуться на перекладине, а вместо него всю работу делает другой человек. Можно себе такое представить? Нет. Тогда почему можно выходить исполнителю на сцену с той фонограммой, которую записали другие люди?
— Благодаря оркестру под вашим руководством мир узнал имена талантливых исполнителей: это Юрий Ващук, Дмитрий Колдун, Инна Афанасьева, Бьянка... Нет чувства грусти, когда артисты покидают свою альма-матер и отправляются в свободное плавание?
— Да, действительно, мы открыли миру много новых имен. И я даже не берусь кого-то из них выделять. Для меня лучшие показатели в этом вопросе — победы на международных конкурсах. А вот чувства грусти нет, ведь их уход от нас означает лишь то, что на их место придут такие же талантливые люди.
— Михаил Яковлевич, как вы считаете, молодое поколение сможет в будущем достойно пронести идеи и ценности национальной музыкальной культуры?
— Однозначно сможет. И я скажу, что это уже можно наблюдать. Только таких людей мы меньше замечаем. Потому что, как правило, они очень скромные. Говорить о ком-то конкретно я не могу только потому, что все меняется очень быстро.
— Скажите, сколько программ вы делаете за год?
— За год мы делаем около 70 новых программ. Это очень много. Никто не может похвастаться таким же количеством. Это происходит и потому, что работаем в 21-м культурном центре Беларуси. Там мы провели 257 фестивалей, рассказали всю историю белорусской национальной музыки, начиная с XVI столетия. В этом объединении научно-исследовательской работы и нашей концертной, репетиционной деятельности и появляется то, чего ждут от нас зрители.
— Можно сказать, что вы — это душа Национального академического концертного оркестра Беларуси. Даже день рождения у вас в один день — 21 февраля. Маэстро, что бы вы пожелали оркестру и себе? Ведь разъединить вас уже невозможно...
— И себе, и коллективу оркестра я хотел бы пожелать крепкого здоровья. Мне очень хочется, чтобы наше творчество, наш труд ценили и сейчас, и на протяжении еще долгих лет. Ведь часть нашей души есть в каждом выступлении оркестра.