Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Совместный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Люди в белых халатах
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№6 от 08 февраля 2017 года

Михалишки
Михалишки

 

 

Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

В XVII веке в Михалишках был построен костел Святого Михаила Архангела. Возведен он в стиле сарматского барокко. Сарматское барокко — это некоторое осмысление архитектурного стиля барокко, оно характерно для белорусских земель. Само слово «сарматское» указывает на племя сарматов, которые, по преданию, были римскими патрициями. Спасаясь от варваров, они бежали в Восточную Европу. Сарматы стали легендарными прародителями литвинов-белорусов. Эта белорусская интерпретация барокко символически связывает Рим и наши земли: сарматское барокко, величественное и строгое, должно было подчеркивать аристократизм потомков римских патрициев.

Костел в Михалишках — это первое творение в этом стиле в истории белорусской архитектуры. Храму свойственны компактность, рационализм и точный конструкционный расчет. Он отдаленно напоминает некоторые храмы оборонительного типа, но на самом деле здесь всего лишь имитируется воинственность средневекового замка, но никаких оборонительных функций костел не несет. Строгий, даже где-то аскетичный внешний облик храма сильно контрастирует с очень пышной и красивой барочной отделкой интерьера. Контраст между внешним и внутренним убранством храма по задумке авторов должен был производить сильное впечатление на верующих. Справляется с этой функцией костел и до сих пор. Ажурные, очень красивые барельефы внутри были выполнены в 1684—1700 годах и в оригинальном виде сохранились до нашего времени. Убранство храма в Михалишках напоминает убранство известного костела Петра и Павла в Вильнюсе, поскольку архитектор Кристофер Пенс — автор костела Святого Михаила Архангела — работал над его интерьером с итальянским художником Петро Перти, одним из авторов скульптур и отделки интерьера храма в Вильнюсе.

Стоит отметить, что на белорусских землях до 1772 года ортодоксальные христиане не видели в Москве «Третий Рим» и подчинялись напрямую – «второму Риму», то есть Константинопольскому Патриарху. После разделов Речи Посполитой Российская империя на волне «возвращения исконно русских земель в лоно православия» перестраивает многие костелы и униатские храмы на наших землях в соответствии с византийскими традициями. Поэтому тот факт, что костел в Михалишках сохранил в себе свою архитектурную основу — сарматское барокко, не пострадал серьезно во время войн и реформ и не был взорван во время хрущевской оттепели, — большая удача. И мы отправляемся восхититься красотой этих мест.

Деревня Быстрица


Быстрица считается одним из древнейших селений Беларуси. В 1390 году Владислав II Ягайло основал здесь один из первых в Великом Княжестве Литовском костелов и пригласил монахов — каноников регулярных. В середине XVIII века было решено перестроить старый деревянный костел. Для этого в Быстрицу позвали архитектора Глаубица. И в 1760 (по другим данным, в 1761-м) году в деревне появился храм Воздвижения Святого Креста, или Крестовоздвиженский костел.

В 1863-м костел перестраивался под церковь. В 1918 году он был возвращен католикам. В 1926 году костел восстанавливался и реставрировался. Памятник архитектуры барокко и рококо.

Кемелишки


Основной достопримечательностью местечка является деревянный костел Рождества Девы Марии, предположительно построенный в 1781 году. Освещен в 1799-м. В 1931 году при этом костеле существовал монастырь миссионерок. Рядом с костелом в начале XX века возведена трехъярусная шатровая колокольня. Святыня была перестроена в 1900 году в стиле неоготики.

Деревня Жукойни-Желядские


В этой небольшой деревушке стоит костел, построенный в 1750 году. Позднее на эти земли пришли монахи-кармелиты и поставили монастырь. Костел они освятили в честь Пресвятой Матери Божьей Шкаплерной. В советское время костел был разрушен. В наши дни полностью восстановлен. Алтарь в храме был создан руками талантливого мастера по дереву Викентия Францевича Ягелло — жителя соседней деревни Большая Страча.

Агрогородок Михалишки


В местечке несколько достопримечательностей. Здесь в 1857 году была построена католическая часовня. Сохранилась и брама-колокольня у входа на кладбище (XIX век). Но жемчужина Михалишек — старинный костел Святого Михаила Архангела. Этот храм был возведен при монастыре августинцев, который был основан в 1622 году. По разным сведениям, костел в деревне был возведен либо в 1653, либо в 1662 году. Был освящен в честь святого Михаила Архангела в 1700 году. В те времена Святого Архангела Михаила считали главным защитником и небесным покровителем всего Великого Княжества Литовского.

В 1832 году, после поражения Ноябрьского восстания, августинский монастырь в деревне был закрыт, а храм стал обычным приходским.


Костел был поврежден в Первую мировую войну, но позже, в конце 1920-х, отреставрирован. В наши дни храм действует.

Хутор Костеновичи


Сохранился усадебный дом Яниковских. Построен он был в 1810 году. Рядом с домом расположены ледовня и ряд хозпостроек. В хорошем состоянии деревянный амбар. Раньше в этом усадебном доме размещалась школа, теперь он в запустении.

Деревня Клющаны


Здесь сохранилась построенная в стиле классицизма придорожная часовня XIX века. Уцелела и часовня-усыпальница того же периода постройки. Костел Святого Иоахима был возведен в деревне в стиле неоготики в 1726 году. Перестраивался в 1905-м, а в 1948 году был закрыт. Теперь костел отреставрирован и находится в прекрасном состоянии.

Деревня Леговцы


От усадьбы Котвичей «Турлы» сохранился усадебный дом и хозпостройки XIX века.

Деревня Подворанцы


С далекого XVII века до наших дней сохранились усадебный дом и хозпостройки.

Агрогородок Литвяны


В живописном уголке на берегу небольшой реки можно увидеть хорошо сохранившуюся водяную мельницу XIX века. В ней живут люди.

Легенда от автора проекта

Круглицы

Между двумя небольшими возвышенностями в пологой местности, разделенной рядами кустов, лежал просторный луг. Кустарники и лощина, окружавшие его, подчеркивали еще больше круглую форму луга. Вся околица была заселена хуторами, и луг служил здесь удобным местом для выгула и выпаса домашней живности. И этот небольшой уголок родной земли подарил мне несколько интересных историй. Сегодня — одна из них.

Связана она с самым первым поселенцем на этих землях — Круглицем. Возможно, от его фамилии и пошло название самого луга — Круглицы. Имел этот шляхтич небольшое, но довольно крепкое хозяйство: несколько наделов плодородных земель, просторный хоздвор, теплую конюшню, на реке деревянную водяную мельницу.

Среди десятков лошадей была у него любимая серая лошадь. На ней Круглиц частенько разъезжал по округе, охотился, приезжал на ярмарку, гостей возил да соседей. Говорят, что он был одиноким человеком. Для своего хозяйства всегда нанимал рабочую силу из окрестных хуторов. Платил владелец всегда хорошо и вовремя. Но, видно, нашлись те, которые зажиточному соседу завидовать стали. Скорее всего, именно зависть была причиной всех последующих несчастий…

Однажды летней ночью, уже ближе к утру, с разных концов занялись огнем постройки усадьбы. Горела и конюшня. Многие кони в ту пору были в ночном. Поэтому и спаслись. А вот любимая лошадь хозяина сгинула в огне.

Пристав со следователем завели дело. Но со временем, не дождавшись от хозяина денег, закрыли следствие якобы за отсутствием улик...

Но вернемся на пожарище. Уже к рассвету, когда догорали стены конюшни, все, кто принимал участие в тушении пожара, увидели, как в небо поднялось серое облако, напоминающее силуэт лошади. И поплыло в сторону луга, где растворилось в утреннем тумане.

Прошло какое-то время, поврежденное хозяйство потихонечку восстанавливалось. Как-то раз Круглиц возвращался вечером домой. Проезжал мимо луга. Он и еще несколько человек, которые пасли скотину на лугу, увидели серую лошадь, которая быстро скакала в сторону хуторов. Круглиц кинулся туда, стал спрашивать хуторян, не забредала ли к ним во двор серая лошадь. Но те утверждали, что ее не видели.

И сразу, на следующий день, в этом хозяйстве, где Круглиц искал коня, случился падеж скота. Сначала это несчастье не связывали с появлением животного, но потом обратили внимание, что, как только появлялась на лугу серая лошадь и уходила в сторону какого-либо хутора, там случалась беда — и не только с животными, но и с людьми.

Местная ворожея утверждала, что эта погибшая лошадь мстит своим губителям. Потом выяснилось, что привидение бедного животного направлялось в сторону тех хуторов, жители которых работали в усадьбе в день перед пожаром. Когда поджигатели таким образом расплатились за содеянное, несчастья прекратились. На лугу больше никто и никогда не видел призрак погибшей лошади, и жизнь потекла размеренно в трудовых буднях…

Но с Круглицами мы не прощаемся. В следующий раз вернемся к этому лугу опять.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Уже до первого упоминания в летописях Гродно был городом особенным, непростым. Он считался центром развития религии, средоточием культурной жизни, торговли.

За девять столетий до рождения Христа в Китае изобрели деревянное колесо с лопастями, вращаемое потоком воды.

Крестьянский поземельный банк (ул. Ленина) построен в 1913 году по проекту архитектора Остроумова в стиле модерн.

Деревянный монастырь базилианок построен еще в первой половине XVII века. В 1647 году в городе случился пожар, который разрушил множество зданий, в том числе и его.