В Национальном академическом театре им. Янки Купалы 28—31 января состоится премьерный показ спектакля «Школа падаткаплацельшчыкаў». Накануне этого знаменательного события в культурной жизни страны наш корреспондент встретился с художественным руководителем театра Николаем Пинигиным, который рассказал о новом спектакле и не только о нем.
– Пьеса, по которой мы поставили спектакль, написана Луи Вернейлем в соавторстве с актером Жоржем Берром в 1934 году во время европейского кризиса, возникшего после кризиса в Америке в 20-е годы. Тот кризис созвучен сегодняшнему, поэтому пьеса будет интересна современному зрителю. Мы сделали веселую комедию в трех действиях по 40 минут каждое. Если кратко, то сюжет такой. Человек в кризис потерял деньги и не знает, на что жить. К тому же жена начинает ему изменять с поклонниками, которые дают ей хоть какие-то деньги. Человек понимает, что нужно что-то делать, но у него нет никакой профессии. И тут он вспоминает, что его жена — дочка директора департамента налогов в Париже. Он решает, что ему нужно открыть школу налогоплательщиков, где будет преподавать налоговую азбуку. В результате он создал школу, в которую массово пошли не только парижане, поэтому ему пришлось открыть филиалы по всей Франции и в Америке.
На этом он вскоре заработал миллионы: люди хорошо платили за то, чтобы не платить лишние налоги. В результате к герою обратился министр экономики Франции: «Что вы делаете? Вы повалили экономику Франции! Закрывайте свою школу».
Спектакль зрителю будет интересен. Многие темы в нем преподносятся в комедийном варианте. Например, в нем есть сцена, когда за помощью по уменьшению налогов обращается проститутка, и ей помогают — этот эпизод выглядит смешно.
Пьеса с успехом шла во многих театрах мира и была поставлена в Москве еще до Великой Отечественной войны. В спектакле главные роли играли Ростислав Плятт и Вера Марецкая.
Пьеса очень динамичная, смешная и, повторяю, созвучная сегодняшнему времени. У нас в спектакле два состава. Главную роль Гастона Вальтье играют Павел Харланчук и Сергей Чуб. В спектакле заняты Виктор Манаев, Николай Кириченко, Александр Подобед, Олег Гарбуз.
– Николай Николаевич, в детстве вы мечтали быть пожарным, а почему отдали предпочтение профессии режиссера?
– У меня папа и мама — артисты по образованию, но они работали режиссерами на телевидении. Родители были одними из основоположников белорусского телевидения. Мама работала в детской редакции, отец — в литературно-драматической. Поэтому все детство я провел на телевидении. Рядом со зданием телецентра располагался детский сад, и когда меня забирали родители до окончания работы, я крутился возле них, бегал по всем редакциям.
После школы поступил на специальность «телевизионная режиссура» и, получив профессию, несколько лет работал на телевидении. Затем перешел в Русский драматический театр, где служил актером. Но мне больше нравилась профессия театрального режиссера, поэтому, когда появилась такая возможность, я устроился режиссером в Купаловский.
– Вы работали в театрах Москвы и Петербурга. Отличается ли белорусский театр от российского?
– Если в театре хорошая драматургия, хорошие спектакли, то ничем не отличается. Я ставил спектакли в театре Вахтангова и Малом театре в Москве, 12 лет работал в БДТ в Петербурге. Мне очень везло в жизни, потому что я работал с выдающимися артистами Владимиром Зельдиным в театре Российской армии, с Василием Лановым в театре Вахтангова, в БДТ с Кириллом Лавровым, Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили... Большое удовольствие работать с великими артистами! Исходя из своего опыта могу сравнивать: в российском театре гораздо большее финансирование и больше возможностей.
– Вы лауреат Государственной премии, призер многих международных фестивалей... Для вас награды что-то значат?
– Для меня важно, как зритель воспринимает мою работу. Если есть успех у зрителя, это здорово. Награды дают чиновники, призы — жюри фестивалей. Это, конечно, хорошо, но для меня важнее благодарность зрителя, чтобы он любил твои спектакли, ходил в театр. Благодарность зрителя дорогого стоит, все остальное, что обо мне говорят, что пишут, меня не интересует.
– Бывая в разных городах, вы, наверное, смотрите спектакли коллег. Случается ли так, что вы по-доброму завидуете режиссеру?
– Я смотрел много хороших спектаклей, но если говорить про Москву, где много хороших театров, хочу выделить театр Вахтангова, в котором работает гениальный режиссер современности Римас Туминас. Последнее, что я видел из его постановок, — «Евгений Онегин». Я не завистливый человек, но спектакль мне настолько понравился, что поблагодарил режиссера и сказал ему: «Ты гений, я так не смогу». Я снимаю шляпу перед этим человеком.
Если перенестись в прошлое и вспомнить режиссеров, которых уже нет, то, безусловно, нужно сказать о Товстоногове, который создал БДТ. Возможно, это самый лучший театр в мире на то время. У Товстоногова работали 30 артистов мирового класса!
– Вы работаете с классиками и современными авторами. А кто больше нравится?
– В прошлом сезоне мы поставили «Чайку». И, безусловно, Чехов — мой любимый автор и один из лучших драматургов в мировой классике. Мы постоянно ставим пьесы белорусских авторов. Среди современных у меня нет любимых, хотя среди них есть талантливые, но предпочтения я никому не отдаю.
– Вы заняты по 12 часов в театре. А как восстанавливаетесь? Что является для вас отдушиной?
– В Витебской области, в Ушачском районе, в деревне у меня есть дом, где я уже 11 лет провожу время летом. Я с удовольствием занимаюсь землей, садом, газонами, люблю рыбалку, купаться. В доме все делаю своими руками. Для меня в деревне, где я один и никто меня не отвлекает, хороший отдых. Рад, что еще когда работал в Петербурге, купил этот дом.
Ушачский район уникальный, на его территории, несмотря на то что он один из самых маленьких в Беларуси, находится 187 озер. Только в моей деревне четыре озера, а еще в лесах много грибов, ягод. Ушаччина славится и своими людьми — здесь родились литераторы Быков, Бородулин, Бровка, театральный режиссер Валерий Маслюк, мой однокурсник, который работал в Русском театре Минска, в Витебске, Могилеве...
– Николай Николаевич, есть ли у вас мечта?
– Если говорить о спектаклях, то, наверное, такой мечты нет, потому что время стремительно несется, и то, что ты хотел раньше ставить, необязательно делать сегодня. Если мне хочется поставить пьесу, я, слава Богу, это осуществляю. В следующем сезоне собираемся ставить гоголевского «Ревизора» и пластический спектакль. Для этого нужно пригласить хорошего балетмейстера.
– Скажите, у вас не было желания снять фильм?
– Была идея снять фильм по роману Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваiм». Я написал сценарий, но по нескольким причинам не смог снять фильм. Главная проблема такова: чтобы сделать четырехсерийный фильм, мне нужно было бы на год оставить театр, а это невозможно. У кого-то из российских театральных режиссеров это получается, потому что в России хорошо развита продюсерская система, но у нас сложно найти продюсера, чтобы заинтересовать его и снять такую масштабную киноленту. Кроме того, фильм предполагался как национальный проект, и он был очень затратный: в нем нужно было показать эпоху, шляхту, имения, понадобилось бы много костюмов, оружия того времени. А это очень большие деньги.