Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Тысячелетия назад особенным уважением у белорусов пользовались места древних молений, так называемые крушни — груды камней, и прошчы, которые состояли из крушни и старых деревьев. Позже в таких местах ставились каменные идолы. И к ним приходили наши предки, им приписывали способность излечивать людей от самых тяжелых недугов. Распространены были массовые паломничества и крестные ходы к ним уже в христианские времена. К некоторым ходили на Радуницу, к другим на Троицу, Юрье, в воскресенье, в новолуние. Последние 200 лет рьяные поборники христианства или атеизма камни эти разбивали, пытаясь отвадить белорусов от язычества, но люди складывали их снова, и сила святынь, как верили в народе, только увеличивалась.
Постепенно происходило наслоение этнокультурных традиций разных времен, почитание языческих идолов приспосабливалось к христианским верованиям. Очень важным представляется то, что вторично найденные языческие символы возвращались в культовую жизнь сельчан. Так, например, установленные на кладбище идолы использовались в погребальных и поминальных обрядах, почитаемые язычниками валуны перебивались на кресты.
Обычай установки каменных крестов пришел к нам вместе с христианством из Византии, но не сразу, в Х веке, а немного позже. Ставили кресты в честь какого-то события и на могилы.
Валуны, каменные идолы, кресты – древние символы веры и предметы культа нашего народа. Они сохранились, простояв не одну сотню лет, до сих пор. И каждый из них — отражение событий в жизни то одного человека, то целого народа.
Сегодня на маршруте мы изучаем каменные кресты Минщины.
В Борисовском районе среди заболоченных мест на берегу небольшой реки Сха, впадающей в Березину в районе Борисова, живет своей обыкновенной жизнью деревенька с милым названием Кринички. Недалеко от деревни, на краю поля, у проселочной дороги стоит каменный крест периода позднего Средневековья. Слышал от местных жителей утверждение, что где-то недалеко захоронен еще один крест. Когда-то на него обрушился берег, и раскапывали его люди, раскапывали, но безрезультатно. Одна местная бабушка-старожилка сказала: «Ня трогайце, дзеткі, так ён захацеў». Камни-кресты для белорусов нечто живое, к ним нужно относиться с уважением.
А эта деревня уже в Крупском районе, недалеко от Холопеничей. На старом искусственном холме, возле деревянного храма можно увидеть большой каменный крест. Рядом с ним, еле заметный, торчит из-под земли еще один крест. Он намного меньше своего собрата.
По узенькой тропинке идем на небольшое кладбище, на место, где когда-то стоял старый деревянный униатский храм. Возможно, с тех времен и сохранился здесь каменный крест. Он сильно наклонился и ушел в землю. Нет, наверное, ни у кого ни желания, ни сил, чтобы поднять этот крест и установить его в правильном положении.
На берегу реки Клева, можно сказать, в центре деревни сохранилось старое и очень аккуратное кладбище. Среди каменных небольших надгробий можно увидеть плиту из красного гранита — могила некой Ванды Гжановской. Недалеко от этого захоронения находится каменный крест. Он наклонился и глубоко врос в землю.
Если стоять спиной ко въезду в деревню, то через просторное поле, примерно в двух километрах от самой деревни, глубоко в лесу находится это уникальное место. По еле заметной тропинке нужно пройти чистый молодой сосняк. Среди цветных мхов и мелкой поросли кустов черники можно увидеть целое собрание памятных крестов разной формы и цвета. Многие из них потихонечку исчезают: их растаскивают люди.
На этом погорке и еврейское кладбище, и православное, и католическое, захоронения Второй мировой… Есть здесь и каменные кресты-надмогилья. По возрасту они, возможно, и не очень старые, но на отдельных из них еще сохранились надписи и даты.
Недалеко от деревянной церкви Богородицы на кладбище сохранился небольшой по размерам каменный крест. Он правильной формы — старательно было вырублено это чудо рук человеческих из цельной каменной глыбы. А ведь инструменты тогда были — зубило да молоток. Да еще терпение.
Между деревнями Новоселки и Шатьки на местном стареньком погосте у путешественника есть возможность увидеть сразу несколько каменных крестов разной формы и величины. Один крест поврежден временем и людьми. По моему глубокому убеждению, все каменные кресты на территории Беларуси непременно следует взять под охрану государства.
Легенда от автора проекта
Дядя Миша — в прошлом колхозный конюх — был не особенно разговорчив. Но когда речь заходила о каких-либо часах, он вспоминал эту историю и с удовольствием ее рассказывал.
А произошла она в его детстве. Жили они тогда на большом хуторе, состоящем из нескольких хозяйств, на краю просторного луга, который лежал вдоль берега неглубокой речушки. В будни работали все в поле, а по выходным и тем более в праздники украшали сани или возки да запрягали лошадей и отправлялись на базар. В ближайшее местечко, что в верстах десяти было от того хутора. Детвора, сидя дома, ждала с огромным нетерпением возвращения родителей, гостинцы всевозможные да покупки были причиной тому.
…Вот и в этот раз в старой цветной подстилке внес отец в дом часы настенные. Да не лишь бы какие, а с кукушкой. Вот удивления и радости было, когда завели часовой механизм и из окошка появилась сама кукушка! Вроде и деревянная птаха, а куковала как живая. И если бы не взрослые, их окрики да отвешенные подзатыльники, малыши бы в доме без конца подводили стрелки на часах, чтобы еще раз увидеть кукушку и услышать смешное «ку-ку».
Родители объяснили строго, что кукушка и так будет куковать, но в свое время. А если ее беспокоить часто, то она и сломаться может.
Первое время ребятня то и делала, что сидела да ждала, когда сойдутся стрелки на часах да появится деревянная птица. А со временем все свыклись с часами, они превратились в обыденность.
Но однажды случилось странное: часы шли, а кукушка молчала. Вернее сказать, пропал у нее голос. Когда подходило время, открывалась дверца, показывалась кукушка, поднимала хвостик, кивала головой и даже открывала клюв, но вот звуков не издавала. Конечно, сразу подумали на детей, мол, они виноваты. Но те утверждали, что, помня наказ родителей, к часам даже не подходили.
К счастью, у отца в местечке был знакомый часовщик. Он к нему и обратился за починкой. Каково же было удивление отца и всех домашних от того, что сказал часовых дел мастер, открыв механизм. Все было исправно, а вот меха, которые при попадании в них воздуха издавали звуки, имитирующие крик кукушки, были изрядно повреждены. Точнее сказать, искусаны до дыр во многих местах. Шалость детей исключалась… Оставались мыши. Но их в доме не видели с тех пор, как в нем стали хозяйничать две пятнистые кошки, привезенные родственниками из Белостока.
Меха часовщик заменил, часы повесили на прежнее место. Пару дней кукушка, как и прежде, весело оглашала на всю избу приход нового часа. Но потом случилось то, что переполошило весь дом…
Только один человек в семье тогда вел себя спокойно. Это была бабушка Юстына. Она улыбалась и хитро щурила глаза.
Продолжение в следующем номере.