Недавно в Доме прессы состоялся показ документального фильма «Союзники. Верой и правдой», который признан одной из самых беспристрастных лент о Второй мировой войне. Лента демонстрировалась в США и почти во всех европейских странах. Режиссер фильма — лауреат премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук России Сергей Зайцев считает, что скоро не останется живых свидетелей и очевидцев, способных рассказать правду о той войне и опровергнуть вымыслы многих горе-историков, которые пытаются исказить прошлое в угоду своим сиюминутным или политическим интересам.
А они все знают
Мы снимали фильм на улицах Лондона, Нью-Йорка, Берлина, Парижа. И во всех этих городах меня поражали память, искренность и открытость простых людей. Я допускал, что среди моих интервьюируемых найдутся такие, которые за давностью лет будут путаться в датах, странах-участницах и прочих исторических реалиях. Или найдутся те, кто скажет: мы ничего не знаем, ничего не помним о войне. Но оказалось, что память о Второй мировой жива…
Еще задолго до съемок я придумал такой режиссерский ход: провести опросы в нескольких странах людей разного поколения о том, что они знают о Второй мировой. Я полагал, что молодежь будет пожимать плечами, не зная ни даты начала и конца войны, ни того, кто внес наибольший вклад в победу. Планировал, что покажу массу нелепых ответов, а затем разверну назидательное полотно. Но я здорово ошибся. Мы много где побывали со съемочной группой – Нью-Йорк, Берлин, Лондон, Париж – и лишь пару раз столкнулись с откровенно абсурдными заявлениями. Скажем, в Нью-Йорке в сквере встретили девушку в наушниках, которая на вопрос, кто с кем воевал, ответила: «Кажется, Гитлер со Сталиным хотели нас завоевать». Однако в той же Америке нас поразило множество очень точных и содержательных рассказов, хранящихся в памяти, о тех исторических событиях. На одном из пляжей Гудзона подошли к чернокожей красавице с косичками и начали свой эксперимент, подозревая, что наша собеседница уж точно не скажет ничего путного. И вдруг она заявляет: «
Мы из Кении. Мой дедушка был призван на войну и много чего рассказывал о тех страшных событиях». Девушка поведала нам очень интересную и трогательную историю своих родных. А один американский пенсионер признался, что его отец столько всего рассказывал про те минувшие дни, что он, восторгаясь подвигом советских людей, специально поехал в Москву и побывал на Красной площади. Почти все опрашиваемые – будь-то студенты Сорбонны или – менеджеры Сент-Джонc-Вуд – давали верную информацию о том, сколько погибло людей, что Советский Союз внес огромный вклад в разгром фашизма. Думаете, нам просто повезло во время опроса? Или кому-то выгодно рассказывать, что народы ничего не знают друг про друга и что мы все потенциальные враги. И в итоге я отказался от своей идеи, поняв, что такое повествование от лукавого. Помнит мир.
Мы разгромил фашизм совместными усилиями антигитлеровской коалиции, многие страны внесли свой вклад в победу и сыграли свою роль в этой мировой схватке. Но мой фильм еще и о том, что мир спасенный помнит: в той мясорубке СССР потерял почти 30 миллионов человек! И как бы кто ни старался принизить или извратить роль Союза во Второй мировой войне, обычные люди – американцы, немцы, итальянцы — не забывают, что именно советский народ принес на алтарь победы над фашизмом самую жертвенную долю. И что именно СССР защитил народы мира от порабощения фашизмом.
Маленький секрет
Открою секрет: кино не всегда складывается. К большому сожалению, у меня было несколько неудачных опытов и я боялся, что этот фильм не получиться, что не получится осуществить задуманную идею. Не знал, кто будут мои герои, о чем они станут говорить (о начале или о конце войны), но так Господу было угодно, что картина получилась, и в итоге из рассказов ветеранов разных стран сложилось полотно войны. Из всей моей обильной фильмографии, а это более 20 лет, лишь к шести картинам я отношусь серьезно. «Союзники» – одна из таких картин.
Мы сейчас в Союзе кинематографистов, в частности, Ассоциации документального кино, четвертый год бьемся за то, чтобы возродить в стране кинолетопись, чтобы на это благое дело государство выделило деньги. А ведь именно к той, созданной в советское время, кинолетописи обращаются сегодня и документалисты, и игровики. В России хроника не ведется уже более 20 лет. Мы оставляем будущие поколения без зримой истории, некоторые кинематографисты, видимо, считают, что их картины это и есть летопись. Но любая работа — это авторский взгляд на события и историю.
А между тем наши предшественники о нас позаботились, низкий поклон им всем. Сегодня вы можете приехать в Красногорский архив в Подмосковье, где находится самое большое хранилище кинодокументов, и раскопать немало интересного. Там есть даже проявленные пленки, негативы, 20-30-х годов, а фотографии с них до сих пор не печатались!
Совсем недавно в Таллинне ушел из жизни один из последних выдающихся фронтовых операторов – Семен Семенович Школьников. Когда в 2011 году мы вместе с Международным медиаклубом «Формат А-3» привозили «Союзников» в Таллинн, Семен Семенович поднялся и сказал слова, которые для меня важнее, чем любая награда на фестивале: «Я хотел бы быть автором этой картины».
«Как жить?»
Мне часто на встречах задают такой вопрос. Отвечаю — по совести. Ни на какие провокации ни русский, ни белорусский народ не пойдет. Мы — одно целое, и голос предков звучит в наших душах и сердцах. Если человек живет, как говорил Солженицын, не по лжи, если он не посматривает на заграницу, а ориентируется на себя и надеется на собственные силы, у него рано или поздно получится все у себя на родине.
Я не верю, что наши молодые люди страдают беспамятством и их не волнует наша история и наши победы. Во время демонстрации картины я видел их одухотворенные лица…
Наше досье:
Сергей Зайцев родился в 1969 году в Москве. Окончил эстрадно-джазовое отделение музыкального училища имени Гнесиных, курсы сценаристов при ВГИКе, Высшие режиссерские курсы – мастерскую Михаила Туманишвили, Владимира Акимова, Игоря Класса. В его творческом списке немало документальных лент, снят игровой фильм «Змея» по рассказу Александра Грина. Он – президент Международного кинофестиваля «Русское зарубежье», член нескольких объединений кинематографистов, художественный руководитель киностудии «Русский путь», член жюри фестиваля политического документального кино «Евразия.Док».