Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Мы с вами, дорогие читатели, не относимся к «ленивым» путешественникам: ведь куда проще — открыть путеводитель или примкнуть к группе туристов, чтобы вслед за экскурсоводом пробежать и посмотреть известные достопримечательности.
Мы открываем новые страницы на туристической карте страны. Бываем в тех небольших и славных местечках, о которых знает лишь узкий круг специалистов-исследователей да местные жители. У нас с вами есть возможность приобщиться к незнакомой (или просто забытой?) истории скромной деревеньки, полуразрушенной церкви, заброшенного парка. Мы стараемся, чтобы белых пятен на географической карте стало меньше, и, вместе с тем, чтобы меньше «белых пятен» стало и в нашей исторической памяти. Сегодня продолжим путешествие по Брестчине, где нам удалось обнаружить «незаметные» достопримечательности.
В 1524 году королева Бона Сфорца подтвердила Богдану Васильевичу Веляцкому право на его имение в Велятичах и другие владения в деревнях Невель, Болгары, Лосичи, Серники, Федоры... — всего 15 дворищ, перешедшие в наследство сыновьям Яну и Семену. Причем доля Яна частично отошла брату, а остальные земли отданы дочерям, передавшим их через супружество в другие семьи. Таким образом, Велятичи получает Ян Доманович, женившись на Томиле Велятицкой.
Позже Велятичи становятся королевской собственностью. В XVII—XVIII веках усадьба и деревня находятся во владении пинского доминиканского монастыря. В 1779 году здесь жил секретарь и сотрудник епископа А. Нарушевича историк Матеуш Тукальский-Нелюбович. С последней четверти XVIII века деревня принадлежит Скирмунтам. На средства Адама Скирмунта здесь была построена церковь Рождества Богородицы (1826). В деревне стоит мемориальный знак Францу Савичу (1815—1845) — уроженцу Велятичей, революционеру-демократу, поэту и публицисту. Он создал идейную основу, на которой базировались его последователи, в том числе Константин Калиновский, политические партии и движения конца ХІХ—начала ХХ столетия.
Из жалованной грамоты королевы Боны Сфорцы С.Орде, датированной 1528 годом, следует, что в селе Лемешевичи Орды имели дворище еще в бытность пинского князя Федора Ярославовича (до 1521). Властительница Полесья не сочла нужным менять собственника. Она же подписала привилегию (1546) на земли в волости Пинской — селах Морозовичи и Лемешевичи земянину — Савве Лемешу.
В 1681 году шляхтой в деревне возводится церковь. Документ, подтверждающий решение совместно начать ее строительство, сохранялся у сельчан вплоть до первой половины XX века. Церковь, вероятно, неоднократно обновляясь, простояла более 200 лет. Затем появляется (1885) новый храм — Рождества Богородицы. Построен он в стиле народного зодчества. В архитектуре просматривается также классический и ретроспективно-русский стиль.
Рядом с церковью стоит скульптура Иисуса, установленная в 1943 году.
В 1863 году в этих местах отряд повстанцев из Кобринского, Брестского и Пружанского уездов под командованием отставного подполковника Ромуальда Траугутта отразил несколько неожиданных атак российских войск. У по-
встанцев погибло по меньшей мере семь человек. Где их похоронили, мало кто знал. Здесь располагалось имение рода Скирмунтов, незадолго до этого проданное дворянину Осипу Глебовичу. А потому непосредственных очевидцев тех событий осталось немного. Отряд, разделившись, отступил и некоторое время скрывался в окрестных лесах. В продвижении на Пинск (именно сюда лежал его дальнейший путь) предстояло преодолеть реки Припять и Стырью. По приказу своего командира повстанцы разделились на десятки и выходили из окружения малыми группами. Впоследствии Ромуальд Траугутт уехал в Варшаву. Но в 1864 году был арестован и казнен. Похожая судьба ожидала и его товарищей по оружию. В Колодном стоит памятник повстанцам, погибшим в 1863 году.
После подавления восстания сослали в Сибирь владельца имения Осипа Глебовича. Прежние хозяева фольварка, известная художница и скульптор Гелена Скирмунт и ее супруг Казимир, ведшие переписку с Ромуальдом Траугуттом, также оказались в ссылке в Тамбове и лишились своего имущества. В деревне стоит мемориальная арка в память Гелены Скирмунт (после 1990).
В окружении соснового бора на сельском кладбище Колодного сохранилась небольшая изящная деревянная церковь Святого Дмитрия. Построена она в 1866 году в стиле народного зодчества. Рядом стоит деревянная колокольня. Уцелела в деревне и уникальная мельница 1909 года постройки.
Поселение издавна заселено шляхтой и впервые упоминается в дарственной записи пинской княгини Олены Успенской церкви Лещинского монастыря на «дворищо в селе нашом Волбичох» (1516).
В 1788 году здесь из дерева была построена церковь Святого Ильи. В 1871-м церковь реставрируется и достраивается. Видоизменяется крыша молитвенного зала, выше поднимается основной купол церкви. Над трапезной надстраивают в три яруса колокольню.
На месте старинного деревянного костела, разобранного в 1969 году, сегодня возвышается новая католическая святыня. Но от прежнего храма сохранилась двухъярусная деревянная колокольня в стиле классицизма, возведенная в 1820-м. На деревенском кладбище возвышается еще одна часовня из кирпича — это надмогилье шляхетского рода Орд (1832).
Церковь Рождества Богородицы сделана была из кирпича, что в этих краях является редкостью. Возведена она в стиле позднего классицизма в 1841 году на средства владельца имения Скирмунта. В 1849-м он был захоронен рядом с храмом. Здесь же были погребены и другие представители этого рода, но сохранилось массивное надгробие лишь одного из представителей известного шляхетского рода — Александра Скирмунта.
Королева Бона Сфорца в 1555 году за верную службу дарит это имение Богдану Скирмунту. И на протяжении нескольких столетий род владел этими землями. В 1781-м в стиле народного зодчества в этой деревне возводится из дерева Покровская церковь. Местные жители утверждают, что изначально этот храм был униатским. А в 1875 году он был перестроен в православную церковь.
Прежнее название поселения Сельцы (Селец) дал деревне осевший на Пинщине шляхетский род Колб-Селецких. Оно фиксируется в документах, относящихся к годам правления Казимира Ягеллончика (1446—1492). Так, по королевской привилегии Миколай Сыропят и его сын Ян имели усадьбы в Сельце и в соседних Конюхах. Земельные владения деда и отца почти без ущерба унаследовал пинский войский Мартин Янович по прозвищу Ширмач, что было подтверждено королевой Боной (1524) и Сигизмундом Августом (1558). Ширмич скончался в 1563 году, оставив четырех сыновей. Поселение принадлежало их потомкам вплоть до конца XVIII столетия. Некоторое время Колбами владели униатские епископы, а затем помещики Олевиньские. К 1939 году имение было разделено между сыновьями Калесантия Олевиньского. В Колбах остался хозяйствовать Антоний.
С 14 августа по 3 сентября 1916 года в деревне жил поэт Александр Блок. По некоторым сведениям, здесь скрывался от преследования будущий политический лидер независимой Польши Юзеф Пилсудский. К историко-культурным ценностям относится православная часовня XIX века, возведенная в Колбах. Она — памятник архитектуры с чертами неоклассицизма.
В XV веке здесь были земельные владения Сыропятов, перешедшие Ширмичам. В первой половине XVI столетия тут хозяйствовал пинский войский Мартин Янович Ширма. Со временем Местковичи заселили представители местной шляхты семьи Диковицких, Сачковских, Островских и другие.
Среди пойменных лугов Припяти вольготно раскинулась эта деревня. Приехали мы сюда смотреть красивейший православный храм. Церковь Святой Троицы построена из дерева в стиле народного зодчества в 1875 году. Включена в список историко-культурных ценностей.
Легенда от автора проекта
Продолжение
Шибко испугались братья. Решили назад к костру вернуться, да совещаться стали, как им дальше быть. Они от людей слышали, что бывает такое: черти храмы рушат, разбивая их огромными валунами. Видать, и тот, что спит сейчас, несет глыбу каменную для этого неизвестно откуда. К счастью, у братьев была вода крещенская. Пошли они к камню, водой святой его окропили, молитву прочли и в незаметном месте на камне крестик маленький нарисовали. Вещи свои в охапку да айда бежать вокруг болота на другую его сторону. Дождались утра и давай кричать с противоположного берега — черта будить.
Черт проснулся, удивился, что его вчерашние знакомые так далеко отошли и его не разбудили. «Так мы будили тебя! — сказали братья. — Да ты только на другой бок перевернулся и дальше спал. Ну, взваливай свою ношу да за нами поспешай».
Нечистик стал болото обходить, а братья опять в крик: мол, ждать не будем. Иди через болото, мы ведь прошли. «Для тебя, богатыря такого, это просто лужица небольшая. Не срамись!» — говорят. Черт подумал: «А и вправду», — и ступил в болото. Да стал ногами в трясине вязнуть да еще заскулил, что камень у него больно тяжелый, вчера не такой был. «Поменяли, что ли?» — спрашивает. А братья: «Да ты что? Куда уж нам валун поднять. Мы вдвоем, будь даже камень в сто раз меньше, и то с места его не сдвинули бы. А тут — вон какая глыба! Только такому силачу, как ты, под силу его таскать!». Похвалы злыдню сил добавили, и еще дальше вошел черт в болото.
Но спасаться ему было уже поздно: камень, освященный страшным грузом, лег ему на плечи и все больше в болото погружал. Вот он с головою скрылся, камень вслед за ним. Там он его и привалил. Долго еще над трясиною визги и стоны черта стояли, пузырилась да булькала жижа мутная.
Спустя какое-то время гладь болотная успокоилась, только иногда со дна на поверхность поднимались редкие пузыри. Но потом и они пропали…
Одолел-таки камень крещеный силу бесовскую!
Но местные жители утверждают, что эти самые пузыри на поверхности болота до сих пор появляются. Не совсем, видать, околел черт, вздыхает он там, пытается воздуха в грудь набрать да на поверхность выбраться из-под камня, но пока сил ему на это нету да и не будет никогда.
— А что братья-богомазы? — спрашиваем мы. — До села дошли? Иконы расписали?
— Да еще как! — отвечают местные. — Судя по всему, дело они свое хорошо знали. Иконы, ими написанные, теперь храм наш украшают. Лики святых, уж сколько времени прошло, а и сегодня светятся. Зайдите, сами глаз от них не отведете!