На всевозможных тематических форумах и фестивалях в последние годы неоднократно подчеркивается, что белорусская анимация вышла за рамки развлекательного детского жанра, став серьезным, философским искусством. И это действительно так. Яркие работы наших аниматоров приводят в восторг не только соотечественников, но и зрителей других стран.
О том, с чего все начиналось и чем можно похвастаться сейчас, рассказал директор студии анимационных фильмов «Беларусьфильм» Игорь Галиновский.
— За годы существования нашей студией было снято 200 мультфильмов. Ежегодно «Беларусьфильм» выпускает 8–10 работ. А начиналось все еще в марте 1971 года, когда приехавшие в Минск Владимир Голиков и Марта Лубяникова сняли одну из серий знаменитого «Незнайки» — «Незнайка поэт». Они создали первый кукольный павильон в Беларуси для съемок мультфильмов. Они его называли «холодным», потому что помещение было небольшим и плохо отапливаемым… Потом в 1972 году Владимир снял «Два взгляда на одно и то же» и «Неудачник». Кстати, свой собственный мультфильм Марта сняла уже в 1975 году. Это была десятиминутная история о трудолюбивом котенке Тимке и лежебоке-медвежонке Димке.
— Мы видим на экране готовый продукт. Приоткройте немного завесу — как он создается?
— Наши мастера придерживаются классических техник, таких как рисованная анимация, игровая перекладка на ацетатной пленке, компьютерная перекладка, смешанная анимация. Все прорисовывается вручную на бумаге и обрабатывается на компьютере. Продолжительность анимаций разная: от 6 с половиной до 13 минут. В среднем их производство длится от 8 до 13 месяцев.
Не думайте, что с использованием компьютеров работа над фильмом стала занимать меньше времени. Иногда она длится даже дольше. Ведь компьютер — это точно такой же инструмент, как карандаш и ластик, просто он дает больше возможностей. При этом ручная работа осталась той же. И специалистов привлекается не меньше. Например, чтобы снять 10-минутный фильм, нужно около 30 работников. Это сценаристы, художники-мультипликаторы, прорисовщики, декораторы-живописцы, компьютерщики, администраторы, актеры, композиторы, звукорежиссеры и так далее. Режиссеров, задействованных студией сейчас, — у нас 10 человек.
— Кстати, по поводу актеров. Вы привлекаете для озвучивания белорусских звезд?
— А как же. В ноябре этого года мы сняли наш юбилейный, 200-й мультфильм. Им стала первая часть мюзикла «Звезды седьмого неба» по одноименной книге Геннадия Давыдько. Режиссер — Елена Турова. Это будет полный метр из 5 частей, съемки которого мы планируем закончить в 2019 году. Так вот, персонажей в нем озвучивают Тео, Денис Дудинский, Света Бень, Дядя Ваня. Хочу подчеркнуть, что по сути — это первое белорусское полнометражное музыкальное анимационное кино. «Звезды седьмого неба» — музыкальная сказка о талантливом ученом, придумавшем суперкомпьютер, и который обещает сделать всех людей счастливыми. Но замысел оказывается под угрозой, и тогда на помощь приходят феи…
К слову, когда мы сделали эту первую часть, пригласили Геннадия Давыдько, как автора книги и сценария, посмотреть результат нашей работы. Мы, естественно, волновались, потому что невозможно снять мультфильм буквально по книге, и Елена Турова внесла какое-то свое видение, но Геннадий Брониславович результатом остался доволен.
— А как насчет 3D? Наверное, как говорят, выделяемые «бюджеты не те»?
— По поводу финансирования: чтобы снять 6,5 минуты, нужно 100 тыс. рублей, 10-минутную ленту — 130 тыс. рублей, 13 минут — 160 тыс. Всего мы запросили на будущий год около 1,2 млн рублей. Да, 3D в эти расходы не вписывается, но дело даже не в этом. Не затрагивая новые технологии, скажу лишь, что у рисованной или пластилиновой анимации есть своя изюминка. Возможно, кому-то такие мультфильмы покажутся более «древними», но, на мой взгляд, поэтому они более ценны.
— Где можно увидеть современную белорусскую анимацию? В «Калыханке?»
— Все созданное мы отдаем на белорусское телевидение. Также недавно порядка 180 фильмов послали одному российскому телеканалу. В интернете есть некоторые ленты. Можно посетить показы нашей анимации в музее истории белорусского кино. Но подчеркну: студия занимается производством анимационной продукции, ее реализация — задача маркетингового подразделения Беларусьфильма.
— Если бы вас попросили назвать три «самых-самых» современных белорусских мультфильма?
— (Подумав) Много у нас чудесных лент, но, наверное, с ходу назвал бы работу Игоря Волчека «Рондо каприччиозо», «Дед» Александра Ленкина и «Песню жаўрука» Татьяны Кублицкой.
«Рондо каприччиозо» завоевало «Серебряного Витязя», а также на 11-м международном фестивале «Лiстапад» в 2014 году выиграло приз национального конкурса «Лучший анимационный фильм» и, кроме того, получило сертификат показа в программе «Лучший в мире» на международном анимационном фестивале в Хиросиме, то есть вошел в сотню лучших мультфильмов в мире, представляете!
«Дед» Александра Ленкина был признан одним из лучших детских анимационных фильмов на фестивале в Германии, а еще он награжден «Серебряным Витязем».
«Песня жаўрука» была награждена на II Международном фестивале детско-юношеского кино «Ноль плюс», который прошел в Тюмени и Тобольске. Также была отмечена Special Mention на Международном фестивале анимационного кино для детей и юношества Constantine‘s Gold Coin в Сербии.
— О, так нам действительно есть чем гордиться!
— Да, у нас много яркой и самобытной анимации. Например, «И.С. Бах» Елены Петкевич награжден премией «Золотой орел» Национальной академии кинематографических искусств и наук России в номинации «Лучший анимационный фильм» 2012 года. Также этого автора «Марк Шагал. Начало» в этом году на «Лiстападе» получил специальный приз Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
В 2015 году «Ложка для солдата» Ирины Тарасовой взяла главную награду на международном славянском кинофоруме «Золотой Витязь» в России. «Пилипка» Татьяны Кублицкой был удостоен приза «Золотой башмачок» на 53-м Международном кинофестивале фильмов для детей и юношества в Злине (Чехия), Гран-при конкурса анимационных фильмов X Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел» в Москве, а также отмечен престижными наградами на XIV кинофестивале детского кино «Сказка» в Москве, на 18-м Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале. Вообще, наши награды можно перечислять долго. Нам действительно есть чем гордиться!
Фото Геннадия Жинкова