Олеши — великолитовский шляхетский род герба «Брохвич». Происходят от волынского боярина Александра, называемого Олешей или Олешко, который был женат на Елене Макасей. Их сын — Федор (Теодор) Олеша Олешкович в 1482—1486 годах был секретарем короля Казимира Ягеллончика и был женат на княжне Анне Острожецкой. У Федора и Анны был сын Петр, женат с Ольгой Челганской. Старший сын Петра и Ольги — Петр Петрович Олеша получил от князя Федора Ивановича Ярославича в 1508 году имение Бережное на Полесье. В 1524 году королева Бона подтвердила права Петра Петровича Олеши на Бережное, Городок и Парканы, что на Столинщине.
К XIX веку владения Олешей значительно выросли. Двенадцатым хозяином Старого и Нового Бережного, Теребежова, Городища, ряда других имений и домов в Вильнюсе, Риге и Пинске был Цезарий Антоний Олеша (1820—1892). Цезарий Антоний имел 11 детей: 6 сыновей и 5 дочерей. Еще при жизни он разделил между детьми имущество. Из рода Олешей происходит писатель Юрий Карлович Олеша. Он рассказывал: «О моем отце я знаю, что он был когда-то, до моего рождения, помещиком. Имение было порядочное, лесное, называлось «Юнище». Оно было продано моим отцом и его братом за крупную сумму денег, которая в течение нескольких лет была проиграна обоими в карты».
Сегодняшнее наше путешествие — на Столинщину, расскажем и о Бережном — селении, откуда истоки древнего рода и корни прекрасного драматурга, тонкого лирика, писателя, чье творчество еще хорошо не изучено, — Юрия Олеши.
Поселение известно с 1508 года. В деревне долгое время существовал храм, возведенный еще в XVII веке. Но в 1884 году, возможно, на его фундаменте, возвели деревянную церковь в стиле народного зодчества. Через несколько десятков лет и его перестраивают, а в 1898 году церковь Святой Параскевы Пятницы реставрируется. Изменяют проемы окон, появляется основной объем здания.
Столин издавна считался еврейским местечком, поэтому неудивительно, что древнейшим городским сооружением является здание Белой синагоги, входящей в комплекс синагогального двора в историческом центре города. Белая синагога была построена в 1793 году в стиле позднего барокко и за свою долгую историю неоднократно разрушалась. Здание дошло до наших дней в плачевном состоянии.
В городе была когда-то усадьба Радзивиллов «Маньковичи». Усадьба, построенная в
1885 году в ретроспективных формах Несвижского замка, была разрушена в годы Первой мировой войны, отстроена в 1922 году и снова разрушена во время Великой Отечественной. Но сохранился приусадебный парк, разбитый Марией Радзивилл у берегов реки Горынь. И сегодня в нем можно прогуляться под тенью вековых дубов и насладиться красотой природы. В глубине парка находится памятный знак в честь его основательницы, установленный Станиславом Радзивиллом.
Сохранилась в Столине рядовая застройка, торговые ряды конца XIX века. В городе можно увидеть здание староства (начало XX столетия). В 1938 году была здесь построена деревянная Вознесенская церковь в неорусском стиле.
Известно поселение с XVII века. Деревня раскинулась между рекой Горынью и дорогой, ведущей на Столин. На открытой местности в самом центре деревни возносит к небу свои купола церковь Пресвятой Богородицы. Построена в неорусском стиле с чертами конструктивизма в 1928 году. Ее перестроили из старинного храма, возведенного еще в XVII веке.
В стиле народного зодчества храм в честь Святого Николая Чудотворца построен в деревне в 1912 году. В 1993-м церковь реставрировалась и достраивалась, рядом с храмом появилась колокольня.
В письменных источниках этот населенный пункт упоминается в 1558 году. Одно время эти земли принадлежали известному шляхетскому роду Олешей. Здесь в 1908 году Цезарь Олеша построил дворец по проекту архитектора Юлиана Лисецкого. Это было красивейшее неоготическое двухэтажное здание, рядом разбили чудесный парк. Дворец в 1943 году был взорван фашистами и на его месте теперь большой котлован.
В 1872 году в стиле народного зодчества из дерева здесь была возведена церковь в честь святого пророка Ильи. Храм и сейчас украшает деревню.
Чтобы попасть в эту деревню из Столина, нужно переехать реку Горынь по понтонному мосту. В центре деревни величаво возвышается деревянный храм — церковь Святого Михаила Архангела. Была она возведена в стиле народного зодчества в 1911 году. Непривычно устроен вход в храм. Он расположен в боковой части притвора в виде крылечка с четырьмя столбами, поддерживающими двускатную крышу.
Наверное, это самая длинная деревня в Беларуси. Протянулась она больше чем на семь километров. На пологой возвышенности посреди деревни еще в 1833 году стоял старинный храм, сегодня на его месте возвышается церковь, построенная в 1905 году. Возведен храм из дерева в неорусском стиле и назван в честь святой Троицы. Богатый внешний декор придает храму нарядный и торжественный вид.
Поселение известно с 1508 года как имение шляхетского рода Олешей. Тринадцать поколений Олешей были полноправными хозяевами этих земель. Усадебный дом, который мы можем видеть, построен Константином Олешей в 1890 году. Дом окружен хорошо сохранившимся пейзажным парком. Уцелела ледовня, хозпостройки.
Приехав в Ольманы, надо понимать, что дороги дальше нет. За деревней начинается ландшафтный заказник «Ольманские болота». В самой деревне можно полюбоваться Воскресенским храмом. Построена церковь в ретроспективно-русском стиле из дерева в 1888 году. И возведена эта святыня на месте другого храма 1824 года постройки.
Легенда от автора проекта
Легенда, которую мы сегодня предложим вашему вниманию, собиралась в единое целое по крупицам из разных мест этого удивительного уголка нашей Беларуси. Урывками узнавали у старожилов о том, что да, действительно, в далекие времена были на этих землях языческие капища. Рассказывали, что слышали от старших поколений, как они были обустроены. Ну и, конечно, о самих Черных Озерах. Вспоминали, по какой причине получили они это название, говорили, что когда-то сами озера были местами поклонения великим грозным богам наших предков.
А начиналось все с малого. Поинтересовался, можно ли где-нибудь увидеть камни-валуны и как к ним добраться. Оказалось, что таких нет. Правда, когда-то были за рекой. Да и вообще, теперь в этой местности камней нет, одна мелочь осталась.
А ведь очень давно лежали огромные валуны за рекой, вернее, между двумя реками — одной полноводной с разливами и порогами и другой, намного мельче, бегущей среди пней да буреломов в лесу. Был среди двух этих рек холм, который люди сами насыпали, отвели от него воды и перекинули на возвышенности через реки три дубовых мостка. На вершине холма кругом стояли черные камни. И каждый из них обозначал божество или явление природы. А чего эти камни были черными, неизвестно, может, цвет у них такой природный, а может, почернели они от воска и меда на них пролитого, от дыма костров, шугающих вверх, во время молитв и приношений в угоду божеств разных.
Есть еще одно мнение о том, почему камни были черными. Говорят, что становились они такого цвета от того, что брали на себя все беды и горести людей, приходящих к ним помолиться. Все их печали и болезни откладывались на каменных боках.
В центре этого капища стояли дубовые изваяния языческих божеств. Повернуты они были лицами к центру, где разжигался священный жертвенный огонь.
По-разному складывалась судьба таких святилищ. В основном они были уничтожены во время прихода на наши земли новой веры. И вот какая же участь постигла капище черных камней. Дубовые изваяния богов погибли в огне, мостки разобрали, а черные камни сбросили в реку. Но на следующий год весенний паводок размыл насыпь и оставил камни на поверхности. И тогда их перетащили волоком к лесной реке и бросили в ее воды. Река за несколько лет образовала себе новое русло, и камни святилища опять обнажили свои черные бока. Хоть их и было уже намного меньше: многие камни затянулись илом.
И тогда была предпринята последняя попытка уничтожить камни. Их на гужах, запряженных волами, дотянули выше по течению реки и сбросили в озера. И тут же вода в них стала черной.
Увидели это люди и еще долгое время приходили к озерам и делились с ними своими бедами и радостями, задобряя богов, бросая в воды разные подношения.
…Очень хотелось попасть в эти места, но меня сразу предупредили, что местность там давно заболотилась, а озера исчезли в осоке и трясине, и только память народная сохранила название этих таинственных мест — урочище Черные Озера.
Юлия ЛАБЕЦКАЯ. Фото Владимира ЦВИРКО