Показы фильмов 4 ноября прошли на двух площадках — в кинотеатрах «Центральный» и «Мир». Лентой открытия стала картина «Петербург. Только по любви» (Россия), семь историй о свиданиях с особенным городом. Это альманах авторства семи российских режиссеров, представительниц прекрасной половины. Другими площадками форума стали кинотеатры «Пионер», «Победа», Музей истории белорусского кино.
Дополнительная программа форума включает три выставки: «Фильмы Анджея Вайды в мировом киноплакате» (2-11 ноября, Художественная галерея Михаила Савицкого), юбилейная выставка и ретроспективные показы «Янис Стрейч: фильмы, люди, эпоха» (3-11 ноября, Музей белорусского кино), выставка о немом кино в Беларуси «Время немых звезд: от черно-белого к красному» (с 5 ноября 2016 года по 15 января 2017 года, Национальный исторический музей Беларуси).
Кроме того, с 5 по 10 ноября работала индустриальная платформа фестиваля, которая была подготовлена специально для представителей киноиндустрии — режиссеров, продюсеров, сценаристов, актеров. В дни работы индустриальной платформы состоялись встречи с зарубежными экспертами. Новинка этого года — образовательный питчинг, его провели гости из Швеции. Это проект под названием «Сценарное сватовство», на котором сценаристы представили свои работы белорусским режиссерам и продюсерам.
Одной из особенностей нынешнего фестиваля стала ретроспектива новой классики эстонского кино — программа лучших эстонских фильмов последних лет, в которую вошли пять игровых картин и три документальные. В частности, очень интересная историческая драма «1944» режиссера Элмо Нюганена. Сюжет рассказывает о Второй мировой войне глазами эстонцев того времени, когда солдаты оказывались по разные стороны конфликта и вынуждены были воевать против своих соотечественников, друзей и родных. Адресованный молодому поколению, этот фильм в первую неделю проката собрал в кинотеатрах Эстонии рекордное количество зрителей, сделав ленту самым посещаемым эстонским фильмом всех времен.
Во внеконкурсной программе «Лістапада» («Львы, медведи, пальмовые ветви») — последние фильмы-триумфаторы трех главных кинофестивалей мира: Берлинского, Каннского и Венецианского. Это «Море в огне», «Я, Дэниел Блейк» и «Женщина, которая ушла».
Внеконкурсная программа документального кино «Постдок» тоже оказалась очень насыщенной. Она предложила зрителю диалог с режиссерами фильмов о роли факта и вымысла в кино и о самой природе документалистики. Можно было увидеть три документальные картины, которые заставляют переосмыслить игровое и неигровое кино: «Кафе Наглер» Мор Каплански, «Земля просвещенных» Питера-Яна де Пью и «Прекрасная и потерянная» Пьетро Марчелло.
При отборе лент акцент делался на фильмах, которые говорят о так называемой поре цветения, избегают уменьшительно-ласкательных интонаций, не имитируют детскую непосредственность, не подражают, а следуют ее природе.
XXIII Минский международный кинофестиваль «Лістапад» завершится 11 ноября, картиной закрытия станет «Остаточные изображения» известного польского кинорежиссера Анджея Вайды. Фильм удостоен специального приза жюри на национальном фестивале польского кино в Гдыне (Польша), он участвовал в фестивале в Торонто (Канада) и Пусане (Республика Корея). Церемония закрытия «Лістапада-2016» также состоится в кинотеатре «Москва».
По итогам фестиваля будут вручены награды, которые присуждает авторитетное международное жюри. В основном конкурсе игрового кино это Гран-при «Золото Лiстапада» (за лучший фильм), в конкурсе игрового кино «Молодость на марше» — приз имени народного артиста СССР кинорежиссера В. Т. Турова. Международное жюри кинопрессы определяет обладателей призов за лучшую женскую и мужскую роли, а также «Серебра Лiстапада» в номинации «Фильм как явление искусства».
В основном конкурсе неигрового кино присуждается Гран-при «За лучший документальный фильм», в национальном конкурсе назовут имена победителей в номинациях «За лучший художественный фильм», «За лучший документальный фильм» и «За лучший анимационный фильм». Конкурс национальных киношкол предполагает вручение награды «За лучший фильм конкурса молодого документального кино». Обладателя приза зрительских симпатий «Бронза Лiстапада» выберут сами зрители, которые по итогам киносеансов смогут проголосовать за ту или иную картину. Вручаются и другие специальные призы и дипломы.
Обладатель приза «Золотой Лістападзік» будет назван в конкурсе фильмов для детской и юношеской аудитории.
Подготовила Олеся ОЛЕЙНИК