Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№44 от 02 ноября 2016 года

Давид-Городок
Давид-Городок


Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.

«Свет шырокі і вялікі,
Не кароткі — доўгі шлях…
Йшлі вандроўныя музыкі
Па гарынскіх берагах.
І як толькі завіталі
У Давыдаў Гарадок, —
Заспявалі, заігралі
Хто на скрыпцы, хто ў ражок».
Л. Дранько-Майсюк. «Песня пра Давыд-Гарадок»

«Почти в каждой энциклопедии можно прочесть: Давид-Городок возник в начале XII века. Однако найденный в 1937 году при раскопках местного городища фрагмент глиняной посуды, на котором сохранился рельефный рисунок — крест в круге, — дает основание предполагать, что Давид-Городок существовал и раньше, потому что таким характерным знаком, а именно крестом в круге, украшались керамические изделия XI века. Во всяком случае, если не сам Давид-Городок, то на его месте в XI столетии уже существовало какое-то поселение. Основателем города, по мнению историков, является или один из туровских князей, который после крещения стал называться Давидом, или же волынский властитель Давид Игоревич. Кстати, польские авторы Р.Х орошкевич и М. Марчак вообще считали, что Давид-Городок возник только в конце XIV столетия, и тогда же, на их взгляд, и закрепилось название города — оно, мол, пошло от имени Давида Городецкого. Предполагаю, что поселение и в самом деле было основано туровским князем и оставалось безымянным до того времени, пока не появился в его окрестностях воинственный внук Ярослава Мудрого Давид Игоревич. Получив в 1100 году Погорынье, вечно странствующий Давид Игоревич попробовал стать оседлым хозяином (XII столетие как раз и являлось эпохою оседлости князей в своих уделах). Правда, поменять меч на орало ему не очень-то удалось: через несколько лет он уже отправился в поход на половцев. Однако ему удалось другое и, пожалуй, самое главное — выступить эпонимом (эпоним — человек, имя которого стало названием, в данном случае названием города). Существует легенда — амбициозный Давид Игоревич якобы воскликнул: «Я пришел сюда однажды, чтобы навсегда прославить здесь свое имя!». Да, имя свое он прославил, но в качестве топонима оно не сразу прижилось, и не один еще век городок назывался просто Городком. Люди словно забыли само слово Давид... Вспомнили же тогда, когда в низовьях Горыни стал править кроткий князь Давид Дмитриевич Городецкий. Два Давида из разных столетий, как две вещие звезды, встретились в маленьком географическом пространстве — и для всех и каждого Городок стал Давидовым. Имя кроткого князя пробудило в людской памяти имя князя разбойного, душа которого никогда не знала покоя...» (Из статьи Леонида Дранько-Майсюка «В поисках утраченного», газета «Советская Белоруссия» от 10.07.2004 г.).

Сегодняшнее наше путешествие в край голубых церквей — на Полесье. Отправляемся, как вы уже, наверное, поняли, в Давид-Городок и его окрестности.

Деревня Велемичи


Неподалеку от деревни в прошлом столетии были обнаружены три бескурганных могильника зарубинецкой культуры (III/II в. до н. э. — II в. н. э.), которые составляют группу археологических памятников «Велемичи». В архивных источниках поселение впервые упоминается в 1392 году. В XVI—XVIII веках деревня была в составе Великого Княжества Литовского. Местечком владели Ранцевичи, Лешкевичи-Зеновичи-Ольпенские и другие шляхетские роды.

В деревне сохранилась деревянная церковь Святого Ильи. Она была возведена в 1881-м на месте церкви 1724 года постройки.

Агрогородок Дубой


Из письменных источников известно, что в 1503 году эта деревня была крупным населенным пунктом. На краю ее, у старинного православного кладбища, возвышается уникальный памятник архитектуры — церковь Святого Николая. Она была построена из дерева в неорусском стиле в 1906 году по проекту архитектора Струева, в одном стиле с церковью выполнена трехъярусная деревянная брама.

Давид-Городок


В XII веке поселение входит в состав Туровского княжества. С XIV века — в составе Великого Княжества Литовского. С 1523 года Давид-Городок является владением королевы Боны Сфорцы. Затем он принадлежал Радзивиллам. С середины XVI века город пользовался Магдебургским правом.


В стиле народного зодчества в 1824 году здесь была построена церковь Святого Георгия. Еще в городке есть церковь Иконы Божьей Матери — из кирпича в псевдорусском стиле (1913). Рядом с храмом стоит колокольня. Казармы польского пограничного гарнизона (1920), рядовая застройка (XIX век) — еще одни достопримечательности, которые можно увидеть в этом старинном населенном пункте.

Деревня Оздамичи


В XVI веке эта деревня уже была большим поселением. С 1556 года — в составе Великого Княжества Литовского. Одними из владельцев местечка до 1865 года были Сологубы — известный княжеский род. Сохранился в деревне очень красивый деревянный храм, построенный в ретроспективно-русском стиле в 1893 году. Предыдущий храм исчез после 1864 года.

Деревня Ремель


Из письменных источников поселение известно с далекого 1452 года. Ближе к центру этой большой деревни стоит скромная деревянная церковь Архангеля Михаила. Построен храм народного зодчества в 1762 году. К концу XIX века святыня отреставрирована и перестроена. В центре деревни сохранилась и постройка деревянной мельницы 1920 года.

Деревня Рубель


Поселение в письменных источниках упоминается с XI века. Одним из владельцев этих земель был знаменитый магнатский род Радзивиллов. Здесь сохранилась церковь Святого Михаила с чертами барокко. Построена она была из дерева в 1796 году. В 1869-м храм перестраивали. Вероятно, изначально это была униатская церковь.

Деревня Дубенец


Первые архивные сведения об этой деревне датируются 1812 годом, но возникло поселение гораздо раньше. В Дубенце можно увидеть пример полесской школы возведения храмов. Здесь стоит церковь Рождества Богородицы. Она была построена в 1718 году. В архитектуре имеет черты барокко.

Еще до 60-х годов прошлого столетия в деревне стоял усадебный дом XVIII века. Принадлежал он роду Щитов-Немировичей, а потом роду Олеша. С середины XIX века и до 1939 года имение принадлежало Киневичам.

Деревня Ольпень


Поселение известно с 1479 года. Владельцами этой деревни поочередно были Липские, Шпаковские, Наркуские.

В середине ХIХ века в этих местах побывал Винцент Дунин-Марцинкевич, который нашел в Ольпене образы своих литературных героев — персонажей бессмертной комедии «Пинская шляхта».

Свято-Успенская церковь в деревне предположительно была построена в 1794 году, в 1888-м храм перестраивался или восстанавливался. Рядом со святыней была возведена деревянная колокольня.

Деревня Семигостичи


В 1912 году на месте старого деревянного храма возводится здесь церковь святого Иоанна Богослова.

Легенда от автора проекта

Про Мару-«пачвару»

Про Мару я слышал давно, даже моя бабушка мне что-то рассказывала. Доводилось мне видеть ее графическое изображение в частной коллекции моего знакомого художника-графика. И в самом деле — еще та «пачвара»! Небольшого росточка существо, уродливое, с большой головой, покрытой то ли волосами, то ли шерстью. С выпученными глазами, под ними провисшие мешки. С толстыми губами, с которых постоянно стекала слюна. А шкодливая! В основном издевалась над сонными людьми. Человек просыпается, бедный, утром, усталый, весь в поту, обессиленный, сны ему всю ночь снились, полные кошмаров.

Особенно она была приставуча к людям, нечистым на руку. Доставалось от Мары и домашнему скоту. Избавиться от нее было очень сложно. Не боялась она ни молитвы, вслух прочитанной, ни креста животворящего.

И вот как-то в одной экспедиции снимали хозяйственные постройки шляхетской усадьбы. Это были добротные конюшни, сложенные из кирпича. Снимаем, а заодно слушаем историю про нечисть, которую в народе зовут Марой…

В свое время не один десяток породистых лошадей были особой гордостью владельцев хозяйства. Не единожды на выставках первые места местные скакуны получали, награды да призы тому были подтверждением.

Но тут новость недобрую приносит хозяин в дом: лошади в стойлах по утрам словно загнанны. Все в мыле, глаза кровью налиты, круп у многих до костей изодран.

Дежурить стали на конюшнях. Но как только ночь наступала, все сторожа снопами валились. А к утру, хоть убей, ничего не помнили.

Обратились к старенькой знахарке. А та, как услышала, сразу определила: Мара — нечисть страшная — в конюшне завелась. Рекомендовала сорок набить да и развесить их на шестах во дворах и конюшнях.

Раньше было — еще куда ни шло, а дальше что случилось! Чучела сорок куда-то исчезают, а кони так напуганы, что к ним хоть не заходи.

Опять пошли к знахарке на поклон. Что можно еще сделать? А бабушка говорит: «Скорее всего, Мара не к лошадям по ночам ходит. Кто-то из работников ваших на конюшне ей приглянулся. Тот, кто здорово ворует. Надобно слежку наладить».

И обнаружили, что младший помощник конюха промышлял на конюшне. Добром хозяйским приторговывал: овсом, сбруей. Даже, стервец, с цыганами знался. Намечал для них лошадей из конюшни угнать, а потом с барышом безнаказанно улизнуть. Так вот, Мара по ночам к нему приходила, терзала кошмарами, что делишки его вот-вот раскроют. И поэтому ворюга чучела сорок срывал — так давал доступ нечисти к лошадям, таким образом он пытался по ночам от нее избавиться.

Назавтра же его уволили. И, судя по всему, Мара с ним ушла, потому что кони в стойлах успокоились. Вот и получается, что Мара помогла хозяину имения найти воришку.

Не известно, что с ним стало потом, но старые люди говорят, что Мара может преследовать нечистого на руку человека, поступившегося своими честью и совестью, до скончания дней его жалких. А что? Может, оно так и есть.

Юлия ЛАБЕЦКАЯ.
Фото Владимира ЦВИРКО



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике

Уже до первого упоминания в летописях Гродно был городом особенным, непростым. Он считался центром развития религии, средоточием культурной жизни, торговли.

За девять столетий до рождения Христа в Китае изобрели деревянное колесо с лопастями, вращаемое потоком воды.

Крестьянский поземельный банк (ул. Ленина) построен в 1913 году по проекту архитектора Остроумова в стиле модерн.

Деревянный монастырь базилианок построен еще в первой половине XVII века. В 1647 году в городе случился пожар, который разрушил множество зданий, в том числе и его.