Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Раньше на площадке, недалеко от красивейших храмов, в этом городе стоял памятник Ленину. Местные экскурсоводы называли этот монумент самым несуразным в стране: скульптор наградил вождя мирового пролетариата ужасно кривыми ногами. Владимир Ильич несколько лет назад был снят с постамента, а в этом месте появилась Аллея знаменитых земляков.
Аллея была заложена в 2012 году, и изначально здесь было 8 бронзовых бюстов, но по мере возможности их количество растет, благо эта земля богата на известных людей.
На этой аллее стоят бюсты Иосифа Корсака — мецената, который в XVII веке возвел в городе красивейшие храмы, Язепа Дроздовича — художника-передвижника и фольклориста, Игната Буйницкого — основателя белорусского театра, Вацллава Ластовского — премьер-министра первого белорусского правительства и автора учебников по истории, Павла Сухого — выдающегося авиаконструктора, Тадеуша Доленга-Мостовича — автора романа «Знахарь», кинорежиссера и сценариста, Бен-Иехуде — возрожденца иврита, государственного языка Израиля, Алеся Дубровича — поэта, расстрелянного фашистами, и др.
Жителей этого районного городка отличают патриотизм, любовь ко всему родному. Причем это не пафосно-показные чувства, а настоящие, идущие из глубины души.
Отправляемся в Глубокое и изучаем город и его окрестности.
Город, на территории которого расположено сразу пять озер, получил свое название от одного из них. Первое упоминание в документах о Глубоком относится к 1414 году – тогда это было торговое местечко в Великом Княжестве Литовском.
Местечко долгое время было разделено на две части: северной частью владел Юзеф Корсак, он завещал свои земли монашескому ордену босых кармелитов. Южной частью владели Зеновичи. Позже их сменили Радзивиллы и Витгенштейны. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году город вошел в состав Российской империи.
Визитная карточка города – собор Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1654 году И. Корсаком как костел монастыря кармелитов. В 1878-м костел передали православным, но в 1921 году, когда Глубокое вошло в состав Польши, он был возвращен католикам. С приходом советской власти святыню стали использовать как тюрьму НКВД. Сегодня в соборе хранится икона Богородицы «Достойно есть», подаренная афонскими иноками. Сохранились жилые и служебные корпуса монастыря середины XVIII века.
А в стенах сохранившихся построек базилианского монастыря также XVIII века ныне располагается тюрьма особого режима.
В городе стоит костел Святой Троицы. Построен он был в 1628 году, храм неоднократно перестраивался и реставрировался. В костеле хранятся святыни — икона Матерь Божья Шкаплерная и статуя Христа.
Разнообразна и интересна рядовая застройка города XVIII—XIX веков.
Множество интересных памятников сохранилось на кладбище «Коптевка». Здесь стоит мемориальная колонна в честь Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791 года. На кладбище находится и католическая часовня Святого Ильи, возведенная в XVIII веке, и захоронения польских солдат 1921 года.
В ретроспективно-русском стиле здесь в 1904 году возведена церковь Рождества Богородицы.
Усадьба является достопримечательностью конца XIX—начала XX века, до наших дней от нее сохранился амбар, конюшня, две хозпо-
стройки, жилой дом (скорее всего, здесь жила прислуга) и остатки мельницы (почти полностью разобрана местными жителями на кирпичи). К сожалению, главный усадебный дом не уцелел. Известно лишь, что хозяевами поместья были Быховцы — представители старинного шляхетского рода. Род Быховцев известен еще и тем, что у них хранилась знаменитая «Хроника Быховца» — ценнейший источник информации по истории Великого Княжества Литовского до 1506 года.
В деревне стоит деревянная Успенская церковь в псевдорусском стиле. Возведена она была в 1748 году как кармелитский костел. Деревянная колокольня, ограждение церкви из кирпича и камня были воздвигнуты уже в XIX веке.
На старом католическом кладбище в хорошем состоянии сохранилась часовня-усыпальница владельцев здешнего имения Друцких-Любецких. Возведена она из бутового камня в стиле классицизма в 40-х годах XIX столетия. Превосходно сохранилась и водяная деревянная мельница, построенная в 1859 году. От помещичьей усадьбы остались хозпостройки и въездная брама.
В 18239 году эта церковь строилась как костел. В 1866-м перестроена в православный храм. Сегодня это Спасо-Преображенская церковь. Здание храма построено из кирпича в стиле классицизма. Необыкновенной конструкцией перед храмом высится трехъярусная брама-колокольня. И еще одна колокольня стоит рядом с церковью.
Здеь находится усадебно-парковый ансамбль Оскерков (XVIII-XIX). Сохранился сам усадебный дом в стиле позднего классицизма, уцелел также флигель и всевозможные хозпостройки.
В 1792 году в стиле классицизма из кирпича при финансировании владельцев здешнего имения Бжостовских здесь был возведен костел Святой Анны. Несколько раз реставрировался: в 1925 году и в 1990-м. Благодаря стараниям ксендза Юзафа Бульки и его добровольных помощников храм и территория вокруг него просто великолепны. К сожалению, этого замечательного священника уже нет в живых.
Монастырь францисканцев был основан здесь в 1642 году. В 1766-м при монастыре в стиле барокко из кирпича был возведен костел Девы Марии. Рядом с костелом сохранилась брама-колокольня в стиле классицизма, возведенная в 1869 году. В хорошем состоянии бывший жилой корпус монастыря, построенный в 1805-м. В глубине монастырского двора стоит одноэтажное кирпичное здание, в котором размещена батлейка — передвижной кукольный театр.
Легенда от автора проекта
Иногда разговоры с моими новыми собеседниками завязываются следующим образом. Спрашиваю:
— А что происходило интересного в ваших краях. Может, что помните? Что слышали? Можете рассказать…
— Что происходило, что происходило… Да ничего не происходило, можно и так сказать.
— Совсем - совсем ничего?
— Ну уж прямо так и совсем… Вот был у нас случай один, правда, сам я не видел, а так… слышал. Как слышал, так и расскажу. Добавить не умею, а сморозить что, так в том надобности и нету.
И я слушал очередную интересную историю, которая, возможно, и застряла бы где-то во времени, не будь вначале между нами подобного диалога.
А пойдет речь в нашей легенде о великанах, на людей похожих, но гораздо выше ростом. Добродушны они, говорят, по характеру были. Никогда ничего дурного людям, рядом жившим в своих селениях, не чинили.
Здоровы были великаны: никогда такого не было, чтобы какой из них хворал. А посему и одевались они легко. Летом, так, считай, нагими и ходили. А зимой только больше шкур на себя набрасывали.
Жилья они тоже не строили. Набросают ветвей сухих да листвы опавшей — вот вам и все удобства.
Еще в памяти людской сохранилось, что великаны жутко ленивыми были, малоподвижными. Только больше на валунах сидели, да и, добывая себе пропитание, тоже сильно не напрягались. Сидя на камне, могли руками рыбу поймать или живность словить, мимо пробегающую (благо ее в лесах было уйма! Шагу не пройдешь, чтобы не столкнуться с кабаном каким). И употребляли пищу они, надо сказать, в сыром виде. Но до тех пор, пока однажды не попробовали у людей мяса жареного. Видать, сразу понравилось. Стали сами так готовить. С деревьев соорудят костры огромные и по пять-шесть туш зверья пойманного сразу жарят. И опять же от лени своей деревья для костров не выдергивали с корнями, а ломали, как огромные лучины. Со временем пространства лесные превратились в непроходимые территории с торчащими пнями. Великаны в те места больше не ходили — ноги ранили, а люди так и подавно. Получается — и леса нет, и людям распахать невозможно. Так и лежали эти земли невостребованные, кустами зарастаючи. Неизвестно, как долго такое безобразие твор
илось бы, но однажды пришли люди к великанам и говорят: вы уж, будьте добры, деревья с корнями выдергивайте. Те вначале попытались, да тут же бросили — лень было им напрягаться. Тогда люди иначе поступили — смастерили огромную соху, запрягли в нее с десяток крепких волов и предложили великанам распахать межу, разделить землю великанов и людскую. И великаны согласились: лишь бы люди отстали от них. Распахали.
— Вот, — говорят люди, — с бороздой этой, что хотите то и творите, а мы своей землей по-хозяйски распорядимся: и лес будем корчевать, и зерном засеем. А нет, так в луга ее превратим для домашней скотины в удовольствие.
Так великаны с людьми и размежевались. Со временем борозда эта в границу превратилась, по одну сторону которой — деревья поваленные да болота малолесистые, а с другой — поля урожайные, леса незахламленные и луга заливные с обилием трав душистых да тучными стадами на них.
— Ну а с великанами что случилось, куда они девались? — спрашиваю.
— Да, судя по всему, они уговор сдержали, земли наши не тронули, а свои леса на костры изничтожив, ушли в края далекие, где этих самых лесов тьма. Может, там и ныне живут.
Юлия ЛАБЕЦКАЯ. Фото Владимира ЦВИРКО