Авторский проект
художника, реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Когда-то очень давно жила в этой местности девушка. Была она красавицей необыкновенной, только глаза были у нее разные: один голубой, как небо, а второй черный, как осенняя ночь. И полюбила эта девушка парня. А он был так себе человек, и сказал ей однажды: «А кто тебя замуж возьмет? У тебя же глаза разные!». Зарыдала от горя красавица, и потекли из ее глаз слезы горькие. Слез было так много, что у ног ее образовались два ручья. Из голубого глаза побежал ручей светлой, чистой, прозрачной воды. А из черного — черный и мутный. Так и появились два озера: светлое Лучай с песчаными берегами и темное озеро Лисицкое с торфяным дном. И на мысе, окруженном озером Лучай, поселились люди...
Держим путь в эту деревню Лучай, что на Витебщине.
Спасо-Преображенская деревянная церковь построена в стиле народного зодчества в 1886 году. Скорее всего, это первоначально был униатский храм.
Все, что сохранилось от богатой усадьбы Константина Опушки, построенной в начале XIX века, сегодня находится на колхозном дворе. Это — в стиле классицизма частично сохранившийся усадебный дом и флигель, добротные, построенные из камня и кирпича амбар и конюшня. В конюшне во время Второй мировой войны был перевалочный лагерь для советских военнопленных.
В огромном запущенном парке от усадьбы Абрамовичей XVIII века сохранилось немного. Это деревянная мельница в очень хорошем состоянии и каменные опоры арочного моста, который совсем недавно был разобран на кирпич. Гибнущие достопримечательности в Крикалах — пример того, как исчезает наше национальное наследие.
Сохранилась в фрагментах усадьба Пшездецких. Была построена в середине XIX века. В поселке из камня и кирпича в начале прошлого столетия возвели водяную мельницу. Она хорошо сохранилась. Уцелели и две каменные арки при въезде в усадебный парк. Бывший дом управляющего имением Куркузовича в хорошем состоянии и ледовня в руинах находятся в старом парке. Восстановлены арочный мост и красивое здание производственного назначения. В нем сейчас живут люди.
На старом заброшенном католическом кладбище сохранился склеп-усыпальница в стиле модерн (середина XIX века). В 1769 году из кирпича в стиле барокко был возведен в деревне Троицкий костел при монастыре доминиканцев. В 1850-м он был закрыт, а в 1890 году после пожара царские власти запретили его восстанавливать. В 1919-м все же костел был восстановлен. В нем находится единственный в Беларуси двухъярусный алтарь.
Храм в этой деревне возвел маршалак Левон Домейко, родной дядя известного ученого Игнатия Домейко, чья усадьба была расположена неподалеку от поселка. Строили костел в начале XIX века под видом амбара, так как католические святыни тогда сооружать не позволялось. Костел был освящен 22 мая 1822 года, с этого дня и отсчитывается его история.
Во время Великой Отечественной войны на храм упали три бомбы и он был частично разрушен. Некоторое время службы в нем еще велись, но в 1959 году храм стали использовать как склад для зерна, а потом и вовсе закрыли, оставив разрушаться.
Ближе к 1990-м годам местные жители отправились в Москву, чтобы получить разрешение на восстановление храма, а потом за свои деньги его реконструировали. Недавно в костеле появились сделанные по итальянской технологии фрески и росписи, считается, что время им не страшно, уничтожить их можно только со стенами.
Это единственный католический храм в Беларуси полностью из камня. В стене храма — мемориальный камень усадьбы Домейко.
«Хай жа сябрам ён і далей свеціць зоркаю яснаю праз гады, каб яго слава ішла па свеце, малітва лунала над ім заўжды!» — это слова из гимна деревни, которой вот уже 474 года! И над этой деревней, над всей округой высится настоящая жемчужина Поставской земли — костел Святого Иуды Тадеуша. Храм построен из кирпича в стиле барокко (1766). В XIX столетии он был частично перестроен. В 1948 году храм закрыли, а в 1990-е был возвращен католикам. Лучай впервые упоминается в 1542 году как владение Заберезинских. Через два века он переходит к Елизавете Пузыне (урожденной Огинской). В 1755 году она подарила деревню своему брату Тадеушу Огинскому, по распоряжению которого и был построен костел. Возле храма стоит первый в мире памятник Папе Римскому Бенедикту XVI.
Покровская церковь в ретроспективно-русском стиле была возведена из кирпича и камня в 1830 году. Но местные жители утверждают, что раньше на ее месте стоял деревянный костел.
На крутой возвышенности в 1856 году возводится в этой местности Покровская церковь. Построена она в псевдорусском стиле на средства князя Игнатия Любецкого. Храм имеет традиционную композицию с прямоугольным основным срубом. Нетрадиционной конструкцией отличается находящаяся рядом звонница. Ее высокий нижний ярус — каменный, выполненный в виде монументального пилона. Верхняя часть — деревянная со сложным композиционным завершением, в котором использованы элементы модерна.
Легенда от автора проекта
Возле реки раскинулись огромные заливные луга. В середине лета вода от трав отступала и только заводи местами блестели зеркалами до самой осени. Наступала пора сенокоса. Три-четыре недели косили и сушили траву, и огромные телеги, груженные сеном, тянулись по проселочным дорогам к хлевам. Одна из дорог пролегала через старый обветшалый мост, возле одинокой мельницы. На сенокос порожняком по этому мосту переехать можно было, а вот обратно груженым — ну никак. Но на счастье немного выше по реке с давних времен существовал брод, перейти который можно было только к концу лета. Аккурат по завершении сенокосной страды. Так вот именно этот брод и носил название — Гусиный. Почему? Вот об этом и пойдет речь в нашей легенде.
На сенокос раньше детей брали с того возраста, когда они могли и пищу приготовить, и белье простирнуть, и воды принести, да у шалаша прибраться. Один из косцов, у которого в семье были только девочки, взял с собой свою дочь лет двенадцати. Смышленая была да трудолюбивая. Отцу радость доставляла да и другим людям на стоянке никогда в помощи не отказывала.
...Время сенокоса пролетело быстро. Домой стали собираться еще до рассвета: поутру, по прохладце и дорога легче. Добрались до мельницы к обеду. Как обычно, мимо мостка к броду обоз направился. Телеги с сеном, перекачиваясь, через ямы да ухабы стали медленно по реке на тот берег переправляться.
По какой причине перевернулась телега того косца, что с девочкой на сенокосе было — непонятно. Опрокинулись — дело десятое! Но несчастье случилось. Телега стала крениться, и отец с дочерью с большой высоты на землю рухнули. Мужчина только руку сломал, а вот дитя бедное насмерть головой ушиблось о камни.
Нет тех слов, которые могли бы описать горе родительское. Вся деревня в скорби пришла на погост. Но вот что дальше произошло…
На следующий год на сенокосе только и было разговору, что о злосчастном броде, унесшем жизнь дитяти. Но что делать?.. Опять груженные сеном телеги потянулись к броду. Доехали и в страхе остановились — никто не решался войти в воду первым. И вдруг неизвестно откуда прилетела белая гусыня. Она спокойно вошла в реку и благополучно добралась до противоположного берега.
Лошадь, что стояла у самой воды, запряженная в груженую телегу, сама без понуканий пошла в реку. Переправились без происшествий и все остальные подводы. А гусыня как незаметно появилась, так и исчезла.
В округе сразу стали говорить о душе погибшей девушки, что она вот таким образом помогает сельчанам перейти реку вброд. И повторялось так каждый год. Люди, переправляясь, стали класть у воды кусочки хлеба, сладости, пучки травы с цветами, принося дары белой гусыне. Спустя время появилась на берегу и деревянная часовенка. И никто с поры, как появилась гусыня, не пострадал, переправляясь через брод. Бродом белой гусыни стали его называть, а потом и вовсе просто — гусиный брод.
В годы советского воинствующего атеизма сожгли часовенку. Сегодня возят сено люди на технике по новому мосту, но многие утверждают, что и сейчас доводилось им видеть у того брода белую гусыню. Прилетающую неизвестно откуда и улетающую неизвестно куда…
Юлия ЛАБЕЦКАЯ.
Фото Владимира ЦВИРКО