Лучший молодежный проект Союзного государства — фестиваль «Творчество юных» прошел на ура
Целую неделю, с 19 по 26 августа, в Анапе (Российская Федерация) зажигал музыкальный ХI фестиваль Союзного государства «Творчество юных». Это молодежный песенно-музыкально-танцевальный праздник, который объединяет коллективы и сольных исполнителей двух стран. Гостеприимная Анапа, раскинувшаяся на берегу волшебного Черного моря, которое, кстати, многие участники фестиваля видели впервые, принимала талантливых ребят России и Беларуси уже в одиннадцатый раз!
Праздник красоты и дружбы — такое емкое и точное определение дал фестивалю Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. В этом году в Анапу приехали 140 талантливых «звездочек» от 5 до 16 лет из Владимира, Ульяновска, Клина, Минска, Гродно, Могилева, Гомеля и других городов России и Беларуси.
«Сюда, на согретый солнцем берег Черного моря, по традиции съезжаются как начинающие артисты, так и уже известные юные исполнители, ставшие лауреатами и дипломантами различных конкурсов и фестивалей», — отметил Григорий Рапота в обращении к участникам, гостям и организаторам фестиваля. Он пожелал юным дарованиям, чтобы их выступления были яркими и эмоциональными, а сам фестиваль стал знаменательным, волнующим событием в их творческой биографии.
Хорошим стартом фестиваля «Творчество юных» был концерт-открытие, который состоялся в городском театре. Он прошел, что называется, на одном дыхании. И задал тон всем последующим концертным выступлениям. Ребята показали себя в самых разных жанрах: фольклорном, классическом, эстрадном пении, бальных, народных и спортивных танцах, цирковых номерах.
Важнейшим критерием составления концертных программ, с которыми белорусы и россияне ехали в Анапу, безусловно, был высокий уровень исполнения. Талант участников фестиваля, разножанровые направления их работ, умноженные на безукоризненную, профессиональную постановку номеров, а также имеющиеся в дорожном «кейсе» у каждого коллектива и исполнителя 4-5 отточенных номеров дали великолепный результат.
Так считает и руководитель делегации юных талантов от Беларуси генеральный директор Белорусской государственной филармонии Александр Гарбар. Вот что он рассказал, вернувшись из Анапы, корреспонденту газеты
«7 дней»:
— Фестиваль Союзного государства «Творчество юных» не разочаровал ни участников, ни организаторов, ни жителей и гостей Анапы. И секрет его успеха в том, что он собирает самую талантливую молодежь наших двух стран. Его организаторы почти год искали одаренных ребят во всех уголках России и Беларуси. Непросто пришлось россиянам! У белорусов масштабы меньше, но цели ведь те же: не пропустить талант! Потому уже в январе мы предложили всем шести областным центрам и отдельно столице провести конкурсы на лучший коллектив и исполнителя года. На республиканском отборочном туре в Минске художественно-экспертный совет в делегацию от Беларуси включил несколько творческих команд из региональных победителей. Отбор шел с учетом опыта и побед на международных конкурсах.
Таким образом, высокий уровень исполнительного мастерства ребят с самого начала был задан строгими требованиями жюри.
— Белорусскую творческую делегацию Анапа встретила очень тепло, — продолжил Александр Валентинович. — А работники детского санаторного комплекса «Жемчужина», где традиционно останавливаются участники, — даже со слезами радости на глазах. Могу засвидетельствовать — белорусы всегда желанные гости у россиян!
Еще десяток-другой лет назад Анапа была небольшим курортным поселком. А сейчас там проживает около 170 тыс. жителей, а отдыхает летом свыше 400 тыс. туристов. Поэтому фестиваль «Творчество юных», проходящий в горячий курортный сезон, стал настоящим праздником для гостей и жителей города.
В тесной фестивальной программе у ребят нашлось время для пляжа и моря, от которого все дети были в восторге. Об итогах фестиваля — читайте материал на стр. 18.
Тамара МЕДВЕДЕВА
Символичный факт – в День государственного флага Российской Федерации талантливые ребята, участники фестиваля «Творчество юных», дали гала-концерт на городской площади Анапы. Выступление молодых исполнителей пришлось по душе и курортникам, и жителям Анапы. Этот, как и другие концерты, организованные в рамках фестиваля, проходил под бурные аплодисменты и овации.
На струнах души
Талантливым, серьезным и глубоким исполнением современных вокальных произведений порадовала группа «Музыкальный фрегат» (Владимир), ставшая лауреатом многочисленных международных и всероссийских конкурсов, удостоившаяся Гран-при в российском Общенациональном конкурсе «Звездные голоса».
Проникновенным исполнением песни Виктора Цоя порадовала Александра Нехай (Минск). Саша занимается у педагога по вокалу, известного певца и композитора Петра Елфимова. Несмотря на свой юный возраст, Александра уже успела окончить Московскую детскую школу искусств им. Ю.С. Саульского и музыкальную школу №4 Минска по классу фортепиано.
Сорвала бурные аплодисменты любителей джаза юная певица Кира Гоголадзе (Владимир). Манерой исполнения и необычайно широким голосовым диапазоном она дала бы фору маститым исполнителям джаза! Природный дар юная исполнительница оттачивает во Владимирской детской школе искусств №2 на отделении эстрадно-джазового искусства. Кстати, талант и исполнительское мастерство юной звездочки уже не однажды были отмечены жюри на различных международных и российских певческих площадках: Кира удостоена гран-при на конкурсах Golden stars rain, «Арт-прорыв», а также международных конкурсах в Болгарии, Сербии и Беларуси.
Слушателей поразила еще одна исполнительница джаза — Анастасия Дмитрачкова (Минск), которая участвовала во многих фестивалях и конкурсах, в том числе и российском телевизионном проекте «Голос. Дети». И на этот раз Настя спела так, что весь зал был в восторге.
Несмотря на возраст участников, на фестивале не было дилетантов. Анапа собрала приблизительно равных по мастерству и таланту ребят. В творческой биографии каждого из них фестиваль «Творчество юных» стал важной ступенькой вверх по лестнице исполнительского мастерства.
Творим вместе
За несколько фестивальных дней, проведенных в Анапе, сложились прекрасные творческие «парные» проекты — дуэты юных артистов. Объединение номеров шло под девизом: «Творим вместе». В выступлениях соединялись российские и белорусские коллективы: на сцену выходили вокалисты с танцорами, певческие коллективы с цирковыми артистами и т.д. Синергия выступлений юных дарований удваивала силу эмоционального воздействия на зрителей. При этом, как признались сами ребята, не меньшее удовольствие от таких парных выступлений получили они сами.
Например, вокалистка Анна Черноталова (Самара) прекрасно исполнила композицию «Наш дом — Земля» вместе с заслуженным хореографическим ансамблем «Сузор’е» (Солигорск). Огненный темперамент, великолепная пластика, точность движений ансамбля «Сузор’е» поразила профессионализмом не только зрителей, но присутствующих на концертах знатоков танцевального искусства. Оценивая их выступления, генеральный директор Белорусской государственной филармонии Александр Гарбар сказал:
— Подготовленный, профессионально работающий коллектив — танцоров хоть сегодня отдавай в колледж искусств! Кстати,
в портфолио ребят есть выступления в минском Дворце Республики и на более 10 фестивалях и конкурсах в Беларуси, Латвии, Эстонии, Болгарии, Украине и России.
Дуэт юных артистов танцевально-спортивного клуба «Ритм» (Архангельск), исполнивший бальный танец, прекрасно вписался в канву пения нескольких белорусских вокалистов.
Многочисленным слушателям, собравшимся на городской площади, очень понравилось выступление ансамбля варганной музыки «Дуорай» (Республика Саха (Якутия)).
— В музыке «Дуорай» слышалось и завывание ветра, и топот табуна оленей, и другие звуки белого безмолвия зимней тундры, — так отозвался о волшебстве исполнения на народном инструменте хомусе Александр Гарбар.
Не менее яркие впечатления оставил и еще один ансамбль из этой северной республики — «Добун», коллектив которого работает в разных жанрах — вокальном, хореографическом, фольклорном и вокально-инструментальном.
Бурными аплодисментами встречала фестивальная публика выступления фольклорных коллективов. Корнями в народное творчество входит мастерство образцового ансамбля танца «Карнавал» (Лобня, Московская область). Не менее горячо приветствовала Анапа образцовую фольклорную группу «Купалочка» (Кличев, Могилевская область), образцовый ансамбль гармонистов «Картузиане» (Береза) детской школы искусств из Брестской области,
а также детский фольклорно-сценический ансамбль «Звонница» (Краснодарский край). Выступившие на концерте акробаты удивили пластическими номерами, продемонстрировали сверхвозможности тела.
Что ты знаешь о Союзном государстве?
Фестиваль «Творчество юных» имеет огромный познавательный потенциал, чем ребята и воспользовались сполна.
— Когда дети приезжают на фестиваль, они много нового узнают о Союзном государстве, работе его структур, в частности — о Постоянном Комитете, Совете Министров Союзного государства, а также о Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, — подчеркнул Александр Гарбар.
Азартно, весело прошла викторина «Две сестры — Беларусь и Россия. Что ты знаешь о Союзном государстве?».
Творческий, познавательный характер носил и прошедший в рамках фестиваля Праздник национального костюма. Ребятам понравился театральный мастер-класс по изготовлению фольклорного и эстрадно-циркового сценического костюма. Нужно отметить, что приехавшие в Анапу художественные коллективы привезли не по одному чудесному наряду. Было что показать и о чем рассказать! Тем более что у каждого региона России и Беларуси есть свои особенности национального убранства.
Председателем жюри фестиваля был известный композитор Григорий Гладков — автор музыки к мультфильму «Пластилиновая ворона» и многих других замечательных детских песен. Его мастер-класс, который дал композитор под гитару, просто очаровал ребят. Разговаривая с юными талантами, композитор подчеркнул, что фестиваль Союзного государства «Творчество юных» — это праздник моря, солнца, дружбы. Это яркий, удивительный мир, где исполняются заветные желания и происходят невероятные чудеса.
— Дети должны дружить, и научить их этому — обязанность взрослых! — уверен композитор.
Тамара МАРКИНА
ХI фестиваль «Творчество юных» стал мощным стимулом дальнейшего творческого развития и взаимообогащения двух близких по духу культур России и Беларуси. Он в очередной раз продемонстрировал идеи братства и единения народов Союзного государства.
Фестивальные дни были насыщены концертами, репетициями, тематическими мастер-классами, встречами с мастерами искусств, дружеским общением детей со своими сверстниками. Между артистами на фестивале не было соперничества. Они не только демонстрировали свое мастерство, но и знакомились друг с другом, обменивались творческими секретами.
Концерт-закрытие фестиваля состоялся в ДОК «Сибур-Юг». Перед ребя-
тами выступили представители Постоянного Комитета Союзного государства и Парламентского Собрания Беларуси и России, а также председатель жюри Григорий Гладков. Ребятам были вручены дипломы и ценные подарки.
…ХI фестиваль «Творчество юных», прозвучав великолепным музыкальным аккордом в жизни Союзного государства, сегодня уже стал историей. Домой ребята вернулись счастливыми, полными ярких впечатлений от знакомства с прекрасным городом и сверстниками.
Спасибо тебе, фестиваль!
Совсем недавно россиянам представился уникальный шанс — увидеть искусство белорусских танцовщиков на исторической сцене Государственного академического Большого театра России. По программе Дней культуры Беларуси в России белорусы привезли балет «Витовт». Это было действительно грандиозное действо: для его реализации в Москву отправились порядка 170 служащих театра! Проект был очень важен для обеих стран, и переговоры о постановке Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси шли около года. Но результат того стоил!
Важно подчеркнуть, что творческий коллектив, который создавал балет, безусловно, талантливый и яркий. Это, без преувеличения, громкий по именам состав. Автор либретто — Алексей Дударев, пьеса которого «Князь Витовт» с успехом шла на белорусских театральных площадках. Художник-постановщик — Эрнст Гейдебрехт. Хореография и постановка Юрия Трояна. Художник по свету — Сергей Мартынов. Дирижер-постановщик — Вячеслав Волич, который отметил огромную роль композитора Вячеслава Кузнецова: «Он тщательно подошел к выбору выразительных средств. Здесь можно услышать прославянские звучания. В то же время в спектакле нет ни одной цитаты, это все средства композиторской выразительности».
О чем же балет? Уже из названия можно понять, что речь идет об истории. Двоюродные братья Витовт и Ягайло — отпрыски знатных родов Великого Княжества Литовского, в состав которого в XIII–XVI веках входила Беларусь. Из-за соперничества в любви (красавица Анна отдает сердце Витовту) братья становятся врагами. Коварный Ягайло приглашает Витовта на свою свадьбу с польской принцессой Ядвигой, а когда тот покидает замок, расправляется с его окружением. Ценой своей жизни князь Кейстут — отец Витовта — спасает его невесту Анну, ей удается бежать. Ягайло завладевает символом княжеской власти — колларом. Этот ценный предмет он преподносит Ядвиге. Витовт брошен в темницу. Анна проникает в тюрьму и остается там вместо Витовта. В день казни обнаруживается подмена. Но подоспевший Витовт с войском освобождает Анну и решает отомстить Ягайло. За его спасение Ядвига готова отдать корону мужа, но Витовт отказывается. Ему не нужна власть, запачканная кровью...
При этом надо отметить, что поучительный сюжет не претендует на абсолютную достоверность. Доля вымысла здесь есть, но в главном герои верны историческим прототипам. Известно, что политические соперники князь Витовт и король Польши Ягайло умели идти на компромиссы ради государственных интересов. Правда, это произойдет позднее изображенных в балете событий. Но сценаристам важно было вызвать у зрителей интерес к истории своей страны. Этой цели служат испытанные фабульные средства — перепады любви и ненависти, дружбы и предательства, доверия и вероломства, милосердия и жестокости. Авторы «Витовта» задумывали не психологическую драму, а эпический балет-легенду, призванную пробудить у зрителей интерес к родной истории. Эту задачу они решили очень достойно.
О спектакле, с таким успехом прошедшем в Москве, нам рассказал генеральный директор Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Владимир Гридюшко:
– О том, какой именно спектакль мы покажем на сцене Большого театра России, мы советовались с Аллой Маниловой, заместителем Министра культуры Российской Федерации, и с генеральным директором Большого театра России Владимиром Уриным. Наше предложение было одобрено и при поддержке министерств культуры обеих стран успешно реализовано.
Переговоры о нашей поездке длились около года. Объясню почему. График у театров очень напряженный, и выкроить форточку, чтобы у всех все сложилось, чрезвычайно трудно. Нужны и репетиции, и адаптация к чужой сцене, и множество других условий.
На сцене Большого театра России после ее реконструкции наш театр выступал впервые. На этот раз мы привезли целиком национальный спектакль — и по сюжету, и по музыке, и по хореографии. Мы очень гордимся тем, что показывали российскому зрителю балет, проникнутый историей, близкой нашим братским народам. Вряд ли этот спектакль настолько был бы прочувствован публикой в других странах.
Мы с особым трепетом выступали на знаменитой сцене, тем не менее зная, что нам есть что показать. И все-таки, когда до начала спектакля оставалось минут десять, а зрительские места были заполнены лишь на треть, артисты начали немного волноваться: «Как же так?! Ведь билеты полностью были распроданы очень быстро…» Оказалось, мы просто не учли московский менталитет: приходить практически к началу — это нормальная практика. И когда открылся занавес в зале уже не было где яблоку упасть!
Это действительно масштабный спектакль: в его постановке принимала участие практически вся наша труппа — около 90 артистов. Да и декорации наши, не сомневаюсь, удивили публику: во время действия пни, болотные коряги, сучья «оживают», постепенно поднимаются над сценой, образуя голову зубра — наш национальный символ…
Хочу отметить, что в последние годы наш театр ведет очень активную работу, направленную на развитие сотрудничества с крупнейшими театрами Европы и СНГ. Подписано более 30 меморандумов о сотрудничестве, в том числе с ведущими российскими коллективами: Большим театром России, Московским музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, Новосибирским театром оперы и балета, Музыкальным театром Карелии, Самарским оперным театром и другими.
Отзывы российских СМИ
«Спектакль покоряет своей содержательной образностью, необычностью художественных решений, изобретательностью хореографического языка, эмоциональной наполненностью и выразительностью…
…Первое адажио Витовта (Антон Кравченко) и Анны (Людмила Хитрова) наполнено красотой и силой возникшего чувства, надеждой на будущее, несмотря на происки князя Ягайло в исполнении Олега Еромкина… Вообще, судя по балету, роль красивых, мудрых, сильных женщин в истории белорусского народа велика. Их в спектакле, помимо Хитровой, достойно представляют легкая, гордая Александра Чижик (принцесса Ядвига, жена Ягайло) и техничная, музыкальная Ирина Еромкина (Бирута, мать Витовта).
Еще одним запоминающимся персонажем спектакля стал Шут Константина Героника — танцовщика виртуозного и драматически одаренного.
…Нельзя не восхититься слаженностью кордебалета, без которого, как известно, нет балета. Ритуальные танцы и пляски предков в честь владыки лесов Зубра артисты исполняют так, словно только что вышли из Царства волшебного леса…»
Валерий Модестов, «Вечерняя Москва».
* * *
«Аншлагом и аплодисментами встретили москвичи современный балет «Витовт» в постановке Большого театра Беларуси, показанный на исторической сцене Большого театра России. Этот спектакль стал хедлайнером Дней культуры Беларуси, открывшихся в российской столице…»
Ольга Свистунова, ТАСС.
* * *
«На высоком уровне мастерства балетная труппа (репетиторы спектакля — Людмила Бржозовская, Игорь Артамонов, Александр Мартынов). Артисты кордебалета — молодые, красивые — выразительны и в лирических, и в батальных, и в праздничных сценах…
…Как на подбор солисты Антон Кравченко (Витовт) и Олег Еромкин (Ягайло)… Благодаря мастерству Кравченко-партнера каскады поддержек, порой исключительной сложности, звучат как выразительная пластическая речь, превращая дуэты в лирические кульминации балета…
В равной мере это заслуга исполнительницы роли Анны. Людмила Хитрова легко справляется с техническими задачами партии и тонко чувствует ее поэтическую суть…
…Иной женский образ воплотила Александра Чижик. Польской принцессе Ядвиге отведена в балете лишь одна картина, но молодая актриса создала законченный портрет царственной особы, подкрепив красоту облика стильностью пластики, аристократизмом манер…
Хороши и исполнители ролей второго плана. Благородный Кейстут Дмитрия Шемета хранит княжеское достоинство и в радости, и в беде. Его верная жена Бирута — Ирина Еромкина — следует за ним безликой тенью. Неистощим на выдумки, обаятельно раскован в эпизодической партии Шута, насыщенной разнообразными трюками, Константин Героник. Его антипод Черный человек в не менее искусном воплощении Ивана Савенкова хитроумен и коварен…»
Ольга Розанова, Belcanto.ru
Ольга КОСТЮКЕВИЧ
Накануне официальной церемонии открытия Дней культуры Беларуси в России, в фойе исторического здания Большого театра России развернулась фотовыставка Белорусского телеграфного агентства. Фотоэкспозицию под названием «Союзное государство — единство народов, культур и стран» представил заместитель Министра культуры Беларуси Василий Черник, отметив, что выставка рассказывает о современной истории народов двух стран. «За годы существования Союзного государства в нем произошло много событий в политической, экономической и культурной сферах, — сказал он. — Фотовыставка дает возможность еще раз соприкоснуться с этими масштабными событиями».
В экспозицию Белорусского телеграфного агентства вошло 30 работ, повествующих о совместных проектах в области промышленности, обороны, социальной сферы и культуры. Как отметил на церемонии открытия экспозиции заместитель Министра культуры России Александр Журавский, фотовыставка еще раз подтвердила, что Беларусь и Россия близки по духу, имеют общую культуру и традиции.
Самое главное богатство Союзного государства — народы двух братских стран. В благодарственном письме Белорусскому телеграфному агентству генеральный директор ФГБУК «Росконцерт» Ольга Жукова отметила, что мероприятие получило широкий общественный резонанс. Благодаря совместным усилиям состоявшийся проект послужит еще большему сближению культур и народов России и Беларуси, а также укреплению и развитию гуманитарных связей двух стран.
Дмитрий ШАМКО