Мир коллекционирования предметов искусства и антиквариата всегда покрыт завесой тайны — владельцы, как правило, не спешат делиться с публикой своими сокровищами. Слегка приоткрыть тайну позволяет рубрика «Раритеты из «Предместья», которая не так давно появилась на канале СТВ. Об этом проекте рассказал телеведущий, арт-критик и продюсер Андрей Кулинкович.
— О художественном изобразительном искусстве на телевидении говорят часто. А в чем новизна вашей рубрики?
— Действительно, довольно много было создано и существует различных телепрограмм, в которых различные специалисты долго и заумно рассуждают о тонкостях изобразительного искусства, пытаются в нем разобраться, ведя бесконечные споры. Тема, правда, сложная! В нашей рубрике мы решили делать все то же самое, только рассказывать легким и доступным языком, в информационно-познавательном жанре и с определенной долей юмора. Мы выбрали такой попсовый
формат, но в хорошем смысле этого слова: за короткое время — всего 3 минуты! — попытаться донести до зрителей что-то новое, то, что легко запомнить. Чем, например, интересно современное искусство? Многие считают его сложным для восприятия. Но современное искусство без представления и рассказа о нем в принципе невозможно для понимания. Одной визуализации здесь недостаточно! Необходимо узнать историю появления той или иной картины, нужна какая-то сопровождающая музыка. И если человек, который до этого момента никогда и близко не интересовался искусством, побеседует с художником, автором, который создал это полотно, — ему становится понятно абсолютно все.
— Какой теме был посвящен ваш первый выпуск?
— Авторской кукле. Казалось бы, что сложного может быть в ее изготовлении? Но если разобраться, то кукольники — это гении, ведь им приходится делать все. Автор — и сапожник, и портной, он делает кукле и прическу, и макияж. Очень интересно об этом рассказывает организатор кукольной выставки «Панна Doll‘я» в Беларуси — известный мастер Надежда Цигановская.
— Кого еще из известных экспертов вы уже приглашали для съемок?
— Мы намеренно не хотим привлекать признанных искусствоведов, именитых ценителей и знатоков искусства, брендовых художников. Прежде чем пригласить наших героев в рубрику, мы знакомились и сначала оценивали их в обычном разговоре: чтобы речь была без академизма, максимально понятна и близка неподготовленному зрителю. Возьмем тот же авангард. Как объяснить, что это такое? Это тонны литературы, целая школа — Шагал, Малевич и т.д. И кто тот достойный человек, который способен рассказать об этом? Мы пригласили молодого художника-авангардиста Егора Найдовича, который сам родом из Витебска, к тому же бард и бывший каскадер. В будущем я бы хотел, чтобы формат нашей рубрики дополнили перфомансы и разнообразные флешмобы. Сейчас у нас небольшой перерыв на телеканале, но в сентябре мы снова вернемся к выпуску нашей рубрики и воплотим в жизнь новые идеи.
— А практическая польза от вашей рубрики какая? Зрители теперь знают, как купить антикварную мебель?
— Совершенно верно! Они также знают, для чего искусственно состаривают новую мебель, в чем разница между копией и авторским повтором в искусстве. А вообще, основная идея этой рубрики — познавать в сравнении. Мы соединяем известные и малопопулярные имена, устоявшиеся стили и направления, которые не всеми признаны, напоминаем о них в новом ракурсе — через призму тех художников, авторов, творцов, которые создают сейчас. Стараемся найти что-то уникальное, какой-то особенный аспект. Допустим, что-то в старину изготавливалось вот так, а сейчас — по-другому, объясняем, почему и зачем это делается. Работаем на контрасте! Например, один из наших выпусков был посвящен теме литографии. Можно было долго рассказывать, что представляет собой технологический процесс ее изготовления. Но мы сделали акцент на другом, объяснили зрителям, что литография как жанр умирает и почему это происходит. В одном из своих первых выпусков подняли тему иконописи. Все понимают ценность антикварной иконы. Но совсем другое дело — иконы современные. В чем же духовная и художественная ценность новой иконы, срисованной с оригинала? Об этом поговорили с семейной парой иконописцев Антоном и Екатериной Дайнеко. У них мы и выясняли, нужно ли иконописцу быть художником или достаточно просто научиться копировать. Допросили по полной программе! А ребята уникальны тем, что рисуют под заказ иконы святых, у нас не известных: Святого Джона, Святого Хельмута...
— Действительно ли владелец галереи искусств «Предместье», где вы снимаете свои выпуски, позволяет взять понравившуюся картину домой на время, чтобы посмотреть, как она впишется в интерьер?
— Да, он разрешает сделать такую своеобразную предварительную «примерку». Не всегда ведь человек может правильно оценить размер картины и то, как она будет выглядеть в интерьере в реальности. А еще у картин есть своя энергетика, они могут вызвать определенные эмоции. Так что это удобно: если произведение не по душе, его можно вернуть обратно в галерею. Либо, если все пройдет замечательно, останется только прийти и отдать за него деньги. Вообще, не надо бояться приходить в галерею, чтобы просто посмотреть на картины, мол, все равно они стоят дорого. Смотреть можно и нужно, потому что, во-первых, просмотр бесплатный, а, во-вторых, это прежде всего произведения искусства.