Авторский проект художника,
реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Сегодня наш маршрут пройдет по Витебской области и среди прочих населенных пунктов речь пойдет о Черее.
Когда-то давным-давно местечко это было столицей Черейского княжества. Летописи говорят, что это княжество существовало еще в XI веке и через него проходил знаменитый путь из варяг в греки. Но со временем торговые караваны перестали ходить и княжество это пришло в упадок.
Вспомнили о Черее только в начале XV века. Здесь высился деревянный замок Ивана, фамилию которого история не сохранила. На бывшем замковом городище стоит сейчас деревенское православное кладбище. Один из сыновей этого князя — Мисаил — служил священником и дослужился до сана епископа Смоленского. Мисаил в 1454 году приехал сюда, в родную Черею, и на берегу озера Головля, которое сегодня называется Черейским, основал Свято-Троицкий монастырь. Об этом записано в метриках Великого Княжества Литовского. Епископ Мисаил знаменит не только тем, что основал в Черее монастырь. Он еще смог вернуть в ВКЛ, в Смоленск, из Москвы знаменитую икону Божией Матери Одигитрии Смоленской. В Москву тот образ попал через дочь князя Витовта Софию. Когда она шла замуж за Московского князя Василия Дмитриевича, эту икону она подарила ему.
Племянница епископа Мисаила вышла замуж за писаря великого князя литовского Казимира IV Богдана Семеновича Сапегу. Молодой муж получил от невесты в приданое Черею. Сапеги были хозяевами здесь 250 лет. При Льве Сапеге в Черее в 1599 году воздвигли первую униатскую церковь во всем Великом Княжестве. Освятили ее в честь Святой Троицы. Лев Сапега построил здесь и Михайловскую униатскую церковь. А история была такая: король Стефан Баторий отправляет в Москву на переговоры сына Льва Сапеги Казимира, чтобы тот договорился с Иваном Грозным о перемирии после кровавой войны за Ригу и Псков. И Казимиру Сапеге удается подписать перемирие с Москвой, а Иван Грозный в знак этого перемирия дарит Казимиру чудотворную икону Михаила-архангела. Казимир привозит эту икону в Черею, и Лев Сапега дает приказ построить в центре местечка для этой чудотворной иконы храм. Он сохранился до наших дней.
Высился в Черее и красивейший костел, возведенный в 1839 году. Простоял он до прошлого столетия. Когда после Второй мировой войны строили дорогу в Новолукомль, то его взорвали.
После Сапег в местечке начал хозяйствовать род Милошей. Их дом стоял в прекрасном парке с тенистыми аллеями, оранжереями. Здесь были винодельня, ветряная мельница, и усадебный дом был окружен прудами, в которых плавали белые лебеди. Сегодня ничего не осталось от былого великолепия.
В Черее до сих пор растет много сирени. И это благодаря Милошам. Они ее здесь выращивали, в парке росло 126 различных сортов. В 1877 году, 28 мая, когда вся Черея была наполнена ароматом сирени, здесь родился будущий французский поэт-мистик, литовский дипломат Оскар Милош. Он был родным дядей и наставником лауреата Нобелевской премии польского поэта Чеслава Милоша. Здесь, в Черее, была усыпальница рода Милошей, который, к слову, восходит своими корнями к XII веку. От усыпальницы тоже ничего не сохранилось… В наследство жителям Череи от их богатейшей истории осталась лишь память. И очень важно хотя бы ее сохранить для потомков.
От старинного имения (XIX столетие) шляхетского рода Володковичей, который процветал на этих землях с середины XVIII века, сохранился флигель в два этажа, несколько построек, сложенных из красного кирпича. От самого дома, к сожалению, уцелел только фрагмент угла. Говорят, та часть Иванска, в которой находится усадьба, в советское время была деревней с примечательным названием Политотдел (!).
Обязательно посетите старинное еврейское кладбище. Оно было заложено еще в V веке. Каменные надгробные плиты здесь — настоящие произведения искусства. Растительные или орнаментальные узоры впечатляют мастерством обработки такого сложного материала, как камень.
Церковь Святого Михаила была построена изначально как униатский храм в 1601 году. Он за свою длинную историю часто перестраивался, восстанавливался и сегодня он весь в лесах. Значит — есть надежда, что и на этот раз он будет восстановлен.
Поместье Почаевичи изначально принадлежало роду Лукамских, в XVI веке его приобретает И. Сапега (отец Льва Сапеги). Роду Сапег имение принадлежало до 1655 года, в этом году оно было подарено Виленскому иезуитскому коллегиуму. После упразднения в 1773 году ордена иезуитов поместье Почаевичи вместе с частью села Грицковичи приобретает род Хрептовичей. Наверное, Хрептовичами и была построена усадьба. После революции на месте усадьбы располагается совхоз.
От имения сохранилось только здание сыроварни, в котором в советское время был создан клуб, он действует и сейчас.
На краю деревни, на пустынном насыпном холме, высятся над всей околицей руины Покровской церкви. Возведена она была в начале XVIII века в стиле барокко.
Свято-Троицкий храм — памятник архитектуры раннего барокко. Построен, предположительно, в конце XVI-начале XVII века на месте деревянной церкви при базилианском монастыре, основанном Богданом Сапегой. Образец раннего барокко. Церковь уцелела частично — в 1930-х воинственный атеизм способствовал разрушению уникального памятника. Храмов постройки такого стиля не сохранилось нигде в мире. Он включен в государственную программу по реставрации. Возможно, еще при нашей жизни мы увидим Свято-Троицкий храм обновленным.
Жители этой деревни не помнят названия храма, руины которого высятся на холме. Справочники утверждают, что это была церковь Николая Чудотворца. Построена она была из кирпича в стиле позднего классицизма не ранее 1850 года. После Второй мировой войны и до 90-х годов прошлого столетия использовалось под склад. Есть надежда, что эта церковь будет восстановлена.
В стиле позднего классицизма из кирпича в 1845 году возводится и предстает перед прихожанами во всей своей красе Спасо-Преображенский православный храм.
В этом небольшом городке сохранилась рядовая застройка конца XIX— начала XX века.
На старинном погосте в 15 километрах от Чашников время и люди сохранили множество каменных крестов и плит с надписями на старославянском языке. Относятся они к далекому
XIII веку. Многие кресты потихоньку уходят в землю.
Легенда от автора проекта
Двор был чистым и уютным. Слева от входа — хозпостройки: огромный хлев на пару дверей, дальше стойло для коня, рядом дровница, сенница, которые расположились в старом саду. Справа — дом с зеленым крыльцом на четырех деревянных столбах под красивым резным фронтоном. Я зашел на секунду, чтобы спросить дорогу, а задержался на часа полтора, не меньше.
Причиной тому были подковы, развешанные на каждой двери построек.
— А почему у вас так подковки прибиты к дверям, рожками вниз? — поинтересовался я.
Хозяин отложил в сторону треснутый горшок, который он оплетал медной проволокой, и сходил в сени. Вернувшись оттуда со старой подковкой в руках, стал мне объяснять довольно содержательно и подробно, поразив множеством аргументов в защиту именно такого положения — рожками вниз. Подкова у него в руках работала как наглядное пособие, подтверждая тем или иным положением те доводы, которые я выслушивал.
А собеседник мой оказался не лишь бы какой, а дедушка «з адукацыяй». Окончил он в свое время четыре класса школы, происходил из семьи старинной белорусской шляхты и даже в свое время работал в сельской школе, пока из города учителя новые не приехали.
— Вот смотри, — начал он, — как прибить подкову, например, к стене? Если рожками вверх, то нужно как минимум два гвоздя, а если рожками вниз, то достаточно одного. Понимаешь, с гвоздями пара и не пара. Это как дарить цветы — это важно. Дальше…
Он приставил на гвоздь к двери подковку рожками вверх и она тотчас упала.
— А вот если повесить ее рожками вниз, то она будет висеть. Согласись, для любого хозяйства, дела какого-либо, желательна надежность, прочность и стабильность. Следующее: если посмотреть на подкову рожками вниз, она напоминает что?
Я, немного задумавшись, ответил: «Ну, похожа на купол храма».
— Правильно, — подхватил мою догадку хозяин дома. — Купол храма, а еще в ней можно увидеть радугу, укрытие сверху — то бишь защиту. А если перевернуть, так видно только рога, прости меня, Господи, только рога.
— А по поводу полной чаши…— вставил я.
— Категорически неверное определение, — парировал дедушка. — Если уж чаша, то она, согласись, пустая. Как здесь может содержаться что-то, жидкость тем более. А если уж говорить дальше, то, помнишь, когда выпивали на торжествах до дна, то ставили стакан донышком вверх. На счастье, без единой капли горя.
Он перевернул подковку «донышком» вверх.
— В этом случае самое верное положение — рожками вниз. И это все мелочи перед следующим аргументом, — продолжал он. — Если подкова висит рожками вниз, понятное дело, лошадь идет вперед и только вперед, а если наоборот, то лошадь идет назад, вниз, значит — в землю. Нехорошо это, не по людски. А посмотри на историю нашей геральдики. Ни один герб старинных родов Великого Княжества Литовского не имел на своем поле подкову рожками вверх. Полистай книги — убедишься.
…Я верю, что многие события внесли изменения даже в такие мелочи. Хотя какие это мелочи? Ведь это символ, оберег! Символ вечного благополучия и процветания хозяйства малого, а значит — и страны.
Следующий маршрут — Толочин
Юлия ЛАБЕЦКАЯ. Фото Владимира ЦВИРКО