Выборы в Палату представителей состоятся 11 сентября 2016 года. Указ о назначении этой важной для страны даты подписан Президентом. На этот раз избирательная кампания будет проводиться по изрядно откорректированным правилам. Итак, чем интересно для нас предстоящее электоральное событие, почему правила проведения претерпели заметные изменения?
Инициатором внесения основных поправок в избирательное законодательство выступила в свое время Центральная комиссия, вполне возможно, они упростят организационную работу на местах. Причем некоторые изменения спровоцировало не что иное, как поведение отдельных участников парламентских выборов 2012 года.
Личный финансовый фонд
Когда-то агитационная кампания проводилась за счет государственных средств. Однако слабое желание многих кандидатов создавать личные фонды, заниматься выпуском рекламной продукции и вообще пользоваться госсредствами привело к тому, что избиратели зачастую не знали своих кандидатов, что называется, в лицо. И тем более не были знакомы с их программами. Перед предыдущими парламентскими выборами было принято решение о проведении агитации за собственные средства кандидатов, а деньги, которые раньше давались государством на информирование избирателей, передали избирательным комиссиям. Соответственно, кандидатам в депутаты дали возможность образовывать личные финансовые фонды.
В связи с ростом базовой величины финансовые фонды на нынешних выборах в Палату представителей могут быть более внушительными — максимальная сумма достигает 210 миллионов белорусских рублей. По аналогии с президентской кампанией 2015 года денежные средства фондов могут тратиться на те же нужды (листовки, плакаты, публикация своих программ в СМИ и т.д.). Например, на эти 210 миллионов (тысяча базовых величин) можно изготовить около 240 тысяч экземпляров недорогих материалов о кандидате.
Статус совмещать нельзя
Еще одно изменение фактически создает равные условия для выдвижения всех потенциальных претендентов на парламентское кресло. Раньше разрешалось быть одновременно и кандидатом, и доверенным лицом у другого кандидата, и даже выдвигаться по нескольким округам. Отдельные кандидаты пользовались этим правом по полной программе. Например, один из кандидатов на пост в парламенте в 2012 году умудрился быть доверенным лицом у девяти (!) своих коллег, благодаря чему получил возможность много раз участвовать в теледебатах. Похожие случаи были и у других партийцев. Более того, в ряде случаев были написаны аналогичные тексты, где отличались только фамилия кандидата и избирательный округ, а сам текст начинался с призыва не ходить на выборы. Однако не стоит забывать, что выборы — дорогостоящее государственное мероприятие. Таким образом, в законодательстве появились нормы, которые запретили баллотироваться по нескольким избирательным округам, совмещать статус доверенного лица и кандидата в депутаты.
Бойкот — нарушение закона
Еще одно новшество заключается в том, что сейчас нарушением избирательного законодательства является агитация за бойкот. Определенные новеллы по этому поводу появились еще в 2013 году, но на парламентских выборах будут применяться впервые.
Право совещательного голоса
В нынешнем году политические партии на выборах в парламент могут назначить в окружную комиссию члена с правом совещательного голоса. Институт члена комиссии с правом совещательного голоса в Беларуси существует с 2000 года, но ранее на парламентских выборах он работал только при Центризбиркоме. Раньше политические партии, которые выдвинули кандидатов в депутаты, имели право назначить по одному представителю в ЦИК. Теперь партия также может иметь своего представителя, но только в окружной комиссии, где зарегистрирован этот кандидат, чтобы он мог защищать интересы этого лица.
С этого года члены комиссии с правом совещательного голоса при ЦИК остаются только при проведении президентских выборов, поскольку в этом случае Центризбирком фактически выполняет роль окружной комиссии и регистрирует кандидатов на высший государственный пост.
Не исключено, однако, что после кампании 2016 года институт комиссии с правом совещательного голоса в Беларуси будет реформирован. Налицо неравные условия: на парламентских выборах в приоритете фактически находятся политические партии, а кандидаты, которые выдвинуты иным способом, не могут иметь своего представителя на условиях такого членства в той окружной комиссии, где они баллотируются.
И еще небольшое пояснение: член окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать на заседании, знакомиться с материалами дела, задавать вопросы участникам обсуждения, участвовать в дискуссиях и т.д.
Второй тур не нужен
Данное изменение ставит своей целью упрощение порядка подведения итогов выборов — на них отныне распространяется принцип относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если на избирательные участки пришло более 50% избирателей, однако победителем является тот кандидат, в отношении которого проголосовало простое арифметическое большинство голосов. Перевеса всего в один голос уже достаточно, чтобы был назван победитель и выборы считались состоявшимися. Такая система фактически даст возможность исключить второй тур голосования и, соответственно, денежные затраты.
Принцип абсолютного большинства остался при проведении выборов на безальтернативной основе — если есть один кандидат в депутаты, за которого должно проголосовать более 50% избирателей, потому что другой вариант в бюллетене называется «голосую против всех». Принцип абсолютного большинства остался и на президентских выборах: этот момент прописан в Конституции.
Кто рассмотрит споры?
К нынешнему электоральному событию кардинальным образом меняется порядок рассмотрения отдельных конфликтов, которые возникают во время избирательной кампании. Если раньше отказ в регистрации кандидата в депутаты мог обжаловаться только в Центральную комиссию, а решение Верховного суда уже являлось окончательным, то сейчас порядок иной. Решение окружной комиссии нужно будет обжаловать в территориальную комиссию, решение областной территориальной комиссии — в областной (минский городской) суд. А решение суда областного уровня будет считаться окончательным. Ни в Центральную комиссию, ни в Верховный суд дело не пойдет.
Мониторинг станет проще
Важные изменения в связи с грядущей парламентской кампанией введены с учетом рекомендаций ОБСЕ. По итогам президентских выборов ОБСЕ высказала 30 предложений, причем 22 из них касаются изменения избирательного закона. Пока белорусской стороной приняты во внимание только те рекомендации, которые могут регулироваться постановлениями ЦИК. Одна из них касается повышения прозрачности подсчета голосов. Иными словами, улучшаются условия для работы наблюдателей.
В Беларуси в избирательном законодательстве детально не прописано, каким образом должен осуществляться подсчет голосов. Бюллетени должны подсчитываться отдельно по каждому ящику для голосования, после чего сводится общий результат. Где могут находиться наблюдатели, в законе не говорится, указано лишь, что они должны видеть саму процедуру подсчета. Центральная избирательная комиссия с учетом пожеланий ОБСЕ рекомендовала членам избирательных комиссий обязательно освободить одну сторону стола, где идет подсчет, для обозрения и мониторинга.
Впрочем, как отмечала председатель Центризбиркома Лидия Ермошина, вопрос дальнейшего совершенствования в Беларуси избирательного законодательства будет обсуждаться после парламентских выборов. Вполне возможно, что в него будут внесены и другие, не менее весомые, корректировки.
Президент Беларуси Александр Лукашенко, выступая на V Всебелорусском народном собрании, рассказал, какие качества определяют достойных кандидатов на депутатское кресло. Так, по мнению главы государства, это должны быть люди, которые выступают за суверенитет и независимость Беларуси, за мирный и эволюционный путь ее развития, за подъем отечественных предприятий. В представлении Александра Лукашенко депутаты — это профессиональные, компетентные граждане, которые имеют опыт успешной работы в той или иной сфере и способны решать стоящие перед обществом задачи. Они честные, порядочные и умеют держать слово, в них нет чванства и заносчивости. У претендента на место в парламенте должна быть конструктивная программа действий в качестве депутата, он должен уметь видеть перспективу, выделять главное и существенное в череде будничных явлений, быть преданным своему государству и народу.
Более 196 миллиардов белорусских рублей будет направлено из республиканского бюджета на проведение выборов в Палату представителей.
Смета расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Беларуси шестого созыва включает в себя расходы 6 тыс. участковых избирательных комиссий, 110 окружных избирательных комиссий, 7 территориальных комиссий, расходы Министерства иностранных дел на финансирование участковых комиссий, которые будут образованы за пределами страны (их запланировано 49), а также расходы Центральной комиссии.
Зарплата члена участковой избирательной комиссии в день выборов составит 700 тысяч рублей (без учета налогов).
Кандидаты в депутаты Палаты представителей должны будут предоставить печатным СМИ для публикации свои предвыборные программы не позднее 21 августа.
Предвыборные программы будут публиковаться в таких республиканских газетах, как «Звязда», «Рэспублiка», в областных газетах, а также в «Вечернем Минске». Очередность публикации будет соответствовать очередности поступления текстов в редакции.
Что касается телевидения и радио, то в Минске кандидатам предоставят эфир телеканал «Беларусь 3» и «Радио-Минск». Ранее предлагалось выделить столичным кандидатам эфир на «Беларусь 2», но позже от этого отказались из-за трансляции Олимпийских игр из Рио-де-Жанейро. В Минской области эфир выделят на СТВ и «Минской волне». Кандидаты в других регионах смогут выступить в эфире областных теле- и радиостанций.
При этом и в теле-, и радиоэфире будет даваться по пять минут. Трансляции по телевидению пройдут с 19:00 до 20:00, а на радио — с 7:00 до 8:00. Предусмотрены и теледебаты, где каждому кандидату дадут до пяти минут. Для проведения дебатов нужно согласие на участие хотя бы от двух кандидатов одного округа. Дебаты покажут в записи, а время трансляции определят окружные избиркомы не позднее 12 августа.
Регистрация, представление в соответствующую комиссию документов для регистрации инициативных групп должно быть не позднее 7 июля. До 1 августа включительно должны быть представлены заявления и все документы, необходимые для регистрации кандидатов в депутаты. Регистрация кандидатов в депутаты будет проходить 10 дней — со 2 по 11 августа.
Списки граждан, которые имеют право участвовать в выборах, должны быть составлены к 26 августа.
Места для проведения массовых мероприятий для ведения предвыборной агитации в заявительном порядке определят местные исполнительные органы не позднее 1 августа. Итоги выборов депутатов в Палату представителей должны быть подведены не позднее 15 сентября окружными избиркомами.
Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов объявила о создании внебюджетного фонда для дополнительного финансирования выборов в Палату представителей. Средства внебюджетного фонда будут использованы на оплату дополнительных расходов — изготовления бланков избирательных документов, информационных плакатов, плакатов с датой выборов, материально-техническое обеспечение территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий.
Юридические лица и граждане, которые желают принять участие в дополнительном финансировании избирательной кампании, могут внести денежные средства в фонд — перечислить на внебюджетный счет №3630000001866 в ОАО «АСБ «Беларусбанк» г. Минска, код 153001795, УНП 101541814.
При этом запрещается вносить деньги бюджетным организациям, иностранным государствам и организациям, международным организациям, иностранным гражданам, лицам без гражданства, организациям, учредителями (участниками, собственниками имущества) которых являются иностранные государства, иностранные организации, международные организации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Начал работать информационный ресурс Центризбиркома «Выборы-2016» (vybory2016.by). Там будут освещаться важнейшие события кампании по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва. На сайте можно найти новости, материалы и документы, посвященные электоральному событию, а также познакомиться со всеми избирательными округами (к парламентским выборам их образуется 110). Специально для этого размещена интерактивная карта, где можно найти интересующий округ, увеличить его и посмотреть не только описание границ, но и увидеть населенные пункты, которые входят в состав этого избирательного округа.
Точное число наблюдателей на выборах 11 сентября станет известно позже, однако если руководствоваться примером кампании 2012 года, это может быть около 600—700 международных участников мониторинга.
Уже известно, что миссию наблюдателей от Содружества Независимых Государств на выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Беларуси возглавит Председатель Исполнительного комитета — исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Его кандидатура согласована на заседании Совета постоянных полномочных представителей государств — участников СНГ при уставных и других органах Содружества.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?