Фильмы с участием Алексея Баталова «Летят журавли» и «Дама с собачкой» удостаивались наград Каннского кинофестиваля, а картина «Москва слезам не верит» — премии «Оскар». Созданные Баталовым образы в фильмах «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Девять дней одного года», «Звезда пленительного счастья» вошли в золотой фонд советского кино. В 1960 году он дебютировал как кинорежиссер (фильм «Шинель»). Затем снял фильмы «Три толстяка» и «Игрок». Актер и режиссер уже много лет работает заведующим кафедрой актерского мастерства во ВГИКе.
–– Алексей Владимирович, выбор вашей профессии был предопределен?
–– У меня была большая мхатовская семья. Правда, все — под разными фамилиями, потому что Станиславский не поощрял одинаковые фамилии на афишах, считая, что зрителю будет непонятно, кто есть кто. Так, мой дядя — знаменитый актер МХАТа Николай Баталов, его жена — актриса Ольга Андровская, тетя Леля, как мы ее звали. Отец на афишах театра значился Владимиром Аталовым. Долгое время он был помощником Станиславского. Тетя Зина была Веревкиной, а тетя Муся — Щербининой. Во дворе театра у моих родителей была комната, где хранились декорации, на которых, в буквальном смысле слова, я и вырос. Потом мне доверили выгонять кошек из-под сцены. Не знаю, откуда их взялось так много, но они были настоящей бедой для театра. Представьте себе: зритель смотрит серьезное действо, и вдруг на сцену выбегают кошки и все внимание зрителей забирают себе. Актеры, чтобы выкрутиться из ситуации, начинают как-то обыгрывать появление кошек. Естественно, это очень мешало, и чтобы спасти положение, перед спектаклем я лез под сцену и выгонял их всех. Причем к своему поручению всегда относился очень ответственно и серьезно.
А затем мое мирное детство нарушила война. Чтобы выжить с тремя детьми, мама уехала в эвакуацию…
–– Чем вам запомнилось военное детство?
–– Прежде всего бесконечными переездами: Бугульма, Уфа, Казань, Свердловск... В эвакуации я увидел жизнь, какая она есть на самом деле. Ведь из московской квартиры в центре столицы я уезжал буржуйским мальчиком, а здесь узнал, что такое сельская жизнь, как дрова рубить, что такое работать на огороде, как скакать на лошади в ночное. И еще тысячи вещей, не поддающихся перечислению. Сначала мы пытались выжить таким образом: мама носила на рынок продавать вещи, которые привезли из Москвы. Но они не всегда продавались. Например, ее изящные туфельки упорно не хотели покупать: кому они были нужны в военное время?
Чтобы продержаться, актеры выступали по госпиталям. Я всячески помогал маме, читал стишки, пел. Когда видел тяжелораненых, у меня было ощущение, что солдат отдал руку или ногу за меня. И в благодарность я должен как-то поддержать его. Меня переполняла радость, когда после моего выступления израненные люди улыбались, просили почитать еще.
— Алексей Владимирович, почему вы нарушили семейные традиции: оставили МХАТ и стали сниматься в кино?
— Во МХАТе даже известные актеры годами не получали ролей. Поэтому я был счастлив, когда позвали в кино. Но не собирался уходить из любимого театра, который для меня являлся вторым домом. Однако, когда попросил отпустить меня на съемки, услышал: «Если поедешь, придется тебя уволить». Мне было очень трудно принять решение, потому что я понимал, что здесь все мои родные, что работать в главном театре страны — значит иметь стабильность, постоянный заработок. А в кино сегодня тебя снимают, а завтра нет. На экране показывают фильм с твоим участием, а ты уже сидишь дома без работы и неизвестно, когда тебя в следующий раз позовут. И тем не менее я все-таки выбрал кино, написав заявление об уходе. Говорят, что оно было чуть ли не единственным в истории театра и его долго хранили как реликвию.
–– Вы успешный, состоявшийся человек. А есть что-то, что вы изменили бы в своей жизни?
–– Мне грех жаловаться, моя жизнь удалась. Но чем дольше я живу, тем больше понимаю, как виноват перед своими родителями. Ведь только с возрастом понимаешь, как часто их обижал, как недодал внимания, которого они ждали. А что касается ролей, то многие я бы сегодня сыграл по-другому.
–– Вы ожидали, что фильм «Москва слезам не верит» будет иметь такой успех?
–– Знаете, многие критиковали мою роль, говорили: «Таких не бывает!». А у меня хранится письмо, в котором написано: «Вы сыграли мою судьбу». Я долго не соглашался на эту роль, не был уверен, что мой герой будет правдивым, но Владимир Меньшов мне сказал, что Гоша — профессионал своего дела, что мне интересно будет показать его сложный внутренний мир. Естественно, мы не рассчитывали на такой успех у зрителя, а тем более на «Оскар». К сожалению, некоторые кадры цензура вырезала. Например, мой диалог с Николаем, когда они выпивали, был гораздо эмоциональнее. Именно роль Гоши дала мне длинную кинематографическую жизнь и невероятную любовь зрителя. С другой стороны, после объявления, что фильм номинирован на «Оскар», среди кинематографистов появилась зависть, которая достигла невероятных размеров. Наверное, из-за этого ни режиссера, ни главную героиню на вручение «Оскара» в Америку не пустили, и на сцену никто не вышел. Наступила пауза, а потом ведущий церемонии с удивлением спросил: «Что, нет желающих получить «Оскар»?». Тогда на сцену, крадучись, поднялся мужчина и, смущаясь, сказал, что он секретарь посольства СССР в Америке и передаст «Оскар» в Москву.
–– Многим вашим поклонникам запомнился фильм «Летят журавли», который покорил Канны. Вы согласны с тем, что это один из лучших фильмов о войне?
–– Да, действительно, в Советском Союзе было много хороших фильмов о войне, но многие сердцем выбрали именно «Летят журавли». Я очень благодарен Михаилу Калатозову, который позвал меня сниматься в эту картину. По тем временам она была неожиданной и новой по форме. Калатозов начинал свою карьеру как оператор. Съемки давались с большим трудом, потому что все новое сложно дается. Например, месяц ждали и пытались снять красивый рассвет, но, к сожалению, так и не сняли. А еще все, кто работал над фильмом, напрямую были связаны с войной, поэтому для нас это был живой материал. Каждый кадр в фильме — кусочек того, что мы пережили лично. Поэтому старались быть достойными тех, кто погиб за нашу общую Победу.
–– Алексей Владимирович, вы посвятили свою жизнь кинематографу. Кино для вас — важнейшее из искусств?
–– Я очень люблю театр, но свою судьбу связал с кинематографом, а потом преподаванием во ВГИКе. Хотя убежден: театр — важнее кино, потому что он возник до Рождества Христова. Много раз убеждался на примере своих коллег и родственников, посвятивших жизнь театру, что он лечит актера. Например, моя тетка, известная актриса МХАТа, тяжело болела, но не могла без сцены. Ее на скорой привозили из больницы в театр, где она просто оживала и с удовольствием играла. А после спектакля ее снова отвозили в больничную палату, и она продолжала принимать лечение. Многие известные актеры служили театру до конца своей жизни. Для зрителей театр важнее кинематографа тем, что все происходит на ваших глазах. Зритель погружается в магию театра и вместе с актерами сопереживает, плачет, смеется. В зале происходит чудо! Когда великая Раневская играла последний свой спектакль, в зале стояла невероятная тишина. После спектакля она ушла за кулисы, не дождавшись аплодисментов, потому что зал оцепенел. Актеры приоткрыли кулисы и увидели, что весь зал стоя рыдает. Раневская расчувствовалась и заплаканная пошла домой. Было очень скользко, она упала и в силу своего возраста не могла быстро подняться. Проходящий мимо молодой мужчина узнал актрису и растерялся. На что Раневская со своим превосходным чувством юмора сказала: «Молодой человек, скорее подымите меня, народная артистка не должна на мокрой земле валяться!».
–– Если бы молодой человек, плохо знающий ваше творчество, спросил вас: «Кто вы?», что бы вы ответили одним словом?
— Бродяга! Я никакой не актер, потому что снялся всего в шести стоящих фильмах. Я бродяга, потому что много раз бросал актерскую профессию, занимаясь совсем другим. В семидесятые годы увлекся режиссурой, сняв три фильма. Затем много лет делал постановки на радио. Но дольше всего я преподаю во ВГИКе, и очень рад, что через меня прошло много ныне известных актеров.