Авторский проект художника,
реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Наш маршрут пролегает по Могилевщине. Одним из пунктов на нем значится деревня Дудаковичи. Она известна с начала XVI столетия как собственность князя Ивана Горского, носившего кличку Дуда (отсюда и название). Принадлежала Хрептовичам, Горностаям, Комарам.
Во второй половине XVII столетия это поместье становится владением католического монашеского ордена доминиканцев. Они в 1701 году построили здесь монастырь. А при монастыре — училище, где обучали детишек грамоте. Но это не была простая начальная школа, где учили читать и писать. Тут изучали разные языки: ребята из окрестностей знали латинский, немецкий, польский и французский.
Во второй половине XVIII столетия, в 1772 году, произошел первый раздел Речи Посполитой. Дудаковичи вошли в состав Российской империи. Екатерина II разрешила доминиканцам остаться здесь,
но им было велено обучать детей только грамоте.
В 1824 году доминиканцам удалось построить тут новый каменный костел. Костел был мастерски раскрашен внутри и имел орган на шесть голосов. После восстания 1830-1831 годов монастырь в Дудаковичах был закрыт, а костел перестроили под православную церковь.
Монахов отсюда выгнали, но местные жители в течение 20 лет сопротивлялись переходу в православие. Чего только не делали царские власти! Сюда ввели войска российской армии и огнем и мечом заставили принять православие, особенно сопротивлявшихся сослали, а их земли забрали и передали пришлым людям.
На месте старого костела начали строительство новой православной церкви в византийском стиле. Церковь строили шесть лет, она была освящена в 1869 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Богослужения в ней шли до 1917 года.
При большевиках храм был закрыт, из него сделали зернохранилище. В 60-е годы прошлого столетия в здании церкви потекла крыша, ремонтировать его не стали. Только в 90-х, когда храмы начали возвращать верующим, местные жители захотели свою церковь восстановить, ради этого даже собрали деньги. Но деньги куда-то исчезли, а вместе с ними исчезла и надежда на ее возрождение…
Деревня Дудаковичи
Покровская церковь из кирпича построена в середине XIX века в ретроспективно-русском стиле. Хорошо сохранились наружный и внутренний декор храма. Но ему нужна срочная реставрация, и тогда он простоит еще не одну сотню лет.
Поселок Тубушки
В справочниках этого храма уже нет, но его остатки еще высятся на искусственно созданном холме. Построен храм владельцем здешнего имения генералом М.Г. Черняевым в 1830 году. Похоронен он был рядом с церковью. В этой деревне когда-то было и имение самого «Туркестанского льва» Черняева, от которого ничего уже не осталось.
Деревня Фойна
У шоссе Орша — Гомель (М8) сохранилась почтовая станция, построенная из кирпича в 1849 году. Здание приватизировано.
Деревня Большие Лозицы
В стиле народного зодчества из дерева здесь был возведен храм в 1820 году.
Деревня Старое Высокое
Храм похож на здание старого железнодорожного вокзала. Церковь Святого Георгия построена в неорусском стиле в 1903 году. С 20-х годов использовалась как склад удобрений, а после Второй мировой здесь был клуб. Недавно храм возвращен верующим.
Агрогородок Вишов
С XIX столетия здесь стояла церковь, которая, предположительно, носила название Святых Петра и Павла, но в 60-е прошлого столетия она была разрушена. От храма остались одни руины.
Деревня Старая Водва
Деревня Старая Водва упоминается в 1561 году. Есть сведения, что церковь там была уже в XVIII веке. Но храм, руины которого сейчас возвышаются над поселком, был построен позже, во второй половине XIX столетия.
Эта церковь была копией могилевского собора Святого Иосифа, который был взорван в 1930-е. У церкви в Старой Водве судьба также оказалась непростой. Свято-Покровский храм закрыли в 1934 году и разместили в нем клуб. Жители деревни до сих пор вспоминают, как туда приезжал цирк и в здании былой святыни выступали клоуны.
Во время Великой Отечественной службы в храме возобновились, люди молились, чтобы быстрее закончилась война. А в 1950-м церковь снова была закрыта.
Агрогородок Княжицы
В 1670 году владелец местечка надворный хорунжий Константин Пац финансирует возведение здесь монастыря доминиканцев. В 1681 году при монастыре начато строительство деревянной униатской церкви. В 1750 году на ее месте возводят костел Святого Антония. Строился храм 41 год. В 1832 году был закрыт монастырь, а в 1863-м закрыт был и сам костел. В 1872 году его перестроили под церковь. Православный храм в Княжицах действовал до 1965 года, а потом был заброшен и стал разрушаться. Ныне здание находится в плачевном состоянии. Это уникальный по своей архитектуре храм. Внутренние потолки высотой 15 метров возведены без опорных столбов. Сохранились также элементы алтаря в виде колонн с капителями. Он единственный в Беларуси имел аркбутаны, наружные каменные полуарки, которые образовывали внутренний дворик.
Решето с водою
Дождь лил как из ведра. Вода стекала по лобовому стеклу целыми потоками так, что дворники еле справлялись. В этой местности говорят: «Лье як з рэшата Ульяны».
Сквозь пелену дождя увидел и даже замешкался от неожиданности: по обочине идет женщина с ребенком. Посигналив, открыл заднюю дверь, и вот мы уже в машине втроем.
— Не успели на автобус, — спустя время тихо, словно извиняясь, сказала пассажирка. — Решили идти, а тут раз — и ливень!
Она размотала темно-синий плащ, и оттуда показалась с белыми бантиками головка.
— Поздоровайся с дядей, скажи, как тебя зовут.
— Ульяна, — сказала девочка и, застеснявшись, опять спряталась в плащ.
— Ах вот кого я везу в машине, вот кто на нас ливень наслал. Показывай тогда Ульянка свое решето.
— Нет, — засмеялась мама. — Она здесь ни при чем, это у нас в деревне поговорка такая… А дочь почему так назвали… Бабушка, мама моя, предложила, и никто не был против.
— Тогда расскажите, пожалуйста, почему у вас так говорят. Может, есть какая-то легенда, связанная с этой поговоркой?
— Знаю и с удовольствием расскажу вам, — тут же обрадовала меня молодая мама. — В деревне, откуда я родом, давно жила бабушка Ульяна. Все ее знали как хорошую знахарку-травницу, а еще она была повелительница дождя. Могла не только его вызвать, но и затянувшиеся ливни чарами своими рассеять и облака разогнать. И имела Ульяна решето чудное, сказывали, что обод его был весь черный как смоль. Дерево что ли такое… А сетка соткана из грив диких лошадей. Семь безгрешных девушек из семи колодцев приносили ей по кварте воды и вливали в это решето. Вода при этом так в нем и оставалась, не проливалась на землю. И шла Ульяна с полным решетом воды на большой погорок, что и теперь сохранился за деревней. Подняв над головой свою ношу, она тихо произносила нужные слова, и после того из решета медленно начинала капать вода. И чем чаще она капала, тем гуще собирались тучи вокруг и начинался дождь.
А чтобы прекратить непогоду, Ульяна накрывалась пустым решетом и шла на тот же погорок, но при этом дождь через решето не лился на бабушку, и она была как будто под зонтиком. Произносила заклинание — и небо постепенно очищалось от туч…
— Как раз я успела вам все рассказать, и ливень, слава Богу, прекратился, — произнесла моя попутчица. — Остановитесь, пожалуйста, вон у того поворота.
Первой из машины выпрыгнула малышка и побежала по дороге.
— А кто спасибо будет говорить! — вслед крикнула ей мать.
И уже отъезжая, я увидел, как над белыми бантиками две детские ручонки замахали мне вслед.
Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.
Юлия ЛАБЕЦКАЯ. Фото Владимира ЦВИРКО