Обворожительная Констанция в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», Даша Булавина в киноэпопее «Хождение по мукам»... После этих ролей Ирину Алферову назвали самой красивой актрисой советского кино. В марте народная артистка России отметила своей юбилей, с чем ее поздравил и Президент Беларуси. Родилась будущая актриса в Новосибирске. Закончила ГИТИС. С 1976 года актриса играла на сцене театра «Ленком», где произошла ее встреча с Александром Абдуловым. С ним она сыграла в фильмах «С любимыми не расставайтесь», «Предчувствие любви» и «Капкан». Всего на счету актрисы около 50 ролей в кино.
— Ирина Ивановна, своим первым успехом вы обязаны фильму «Черная береза», снятому на «Беларусьфильме». Правда ли, что у вас белорусские корни?
— Когда я еще была студенткой ГИТИСа, меня пригласили в Минск, на киностудию «Беларусьфильм» — на съемки фильма Четверикова «Черная береза». Мои родители воевали, поэтому мне был близок образ Тани, героини этой картины. Моя мама действительно белоруска. У нее даже внешность по-настоящему белорусская: русая коса и голубые глаза. У мамы в семье было шестеро детей, и все они характером, внешностью — настоящие белорусы. Жизнь была очень тяжелая, поэтому ее семья уехала в Сибирь в 30-е годы, чтобы прокормиться. К сожалению, война всех родственников раскидала по свету. Мама всегда очень тепло вспоминала о своей родине. И я очень люблю приезжать в Беларусь. Меня поражает чистота, которой больше нигде нет. А еще люблю белорусские продукты.
— Вас считали секс-символом советского кино. Вы помните, когда на вас стали обращать внимание?
— Еще будучи школьницей, я поняла, что нравлюсь мальчикам, особенно когда танцую, потому что от природы пластична. Но от этого у меня было больше проблем, чем радости, потому что столкнулась с завистью подруг. Из-за этого часто оставалась одна. Такое отношение продолжилось и в институте. Поэтому, чтобы избежать неприятностей, на танцевальных вечерах я пряталась в уголке, чтобы быть менее заметной. В результате у меня выработался комплекс тихони. Однокурсницы этому были рады и наперебой говорили мне: «Ты у нас скромница, поэтому разве пойдешь на свидание с этим парнем?». Я внушила себе, что моя внешность — это подарок природы, а вот роли — мое личное достижение, поэтому мне хотелось, чтобы кто-то оценил мои актерские способности. А вообще считаю, что красота — абстрактное понятие. Прежде всего мы западаем на душу человека.
— Кто вы больше — актриса театра или кино?
— Я театральная актриса, всю жизнь играю в театре и больше люблю его, хотя в кино у меня много интересных ролей, которые я тщательно выбирала. Кстати, руководитель курса Дудин предлагал мне попробовать себя в другой профессии, потому что в этюдах не могла проявить себя без любви.
— А что такое, по-вашему, любовь?
— На Земле есть любовь, и в это я верю бесконечно! Я счастлива, что сейчас у меня замечательный муж, Сергей Мартынов, с которым мы более 20 лет вместе. Он у меня самый лучший, умный, красивый, галантный.
— Как вы относитесь к советскому прошлому, ностальгии нет?
— В юности я была истовой комсомолкой и верила, что в Советском Союзе все хорошо и наступит коммунизм. Ностальгии по прошлому нет, есть другое чувство. Я так надеялась, что не постарею, думала, Господь что-нибудь придумает, и я всегда буду молода. В юности долго не хотела взрослеть, всегда носила бантики. Однажды педагог в ГИТИСе ко мне подошла и сказала: «У нас все-таки институт, так что уберите свои бантики». Вы не поверите, но я до второго курса спала с куклой, которую привезла из Новосибирска, в обнимку! C 1973 по 1977 год снялась в многосерийном фильме «Хождение по мукам», параллельно успела выйти замуж за сына болгарского дипломата, родить дочку Ксению и развестись. И при этом не повзрослела, представляете?
— А как вы познакомились со своим нынешним мужем?
— Мы встретились еще в 1978 году на пробах, когда оба были не свободны. Но я запомнила его, несмотря на то, что Сергея утвердили, а меня нет. А познакомились близко на съемках фильма «Звезда шерифа». Спустя некоторое время поженились — тогда нам уже было за 40 лет. Это был выбор двух взрослых, состоявшихся людей. Когда я ушла из «Ленкома», муж очень поддерживал меня. Кстати, на моих спектаклях Сережа всегда присутствовал, а потом говорил, что зритель пришел специально на меня. И это успокаивало, было спасением.
— Какие человеческие качества вы не приемлете?
— Я не люблю эгоистов. И не понимаю, когда говорят, что нужно себя принести в жертву. Хотя сама стараюсь жить для других. Мой Сережа научил меня улыбаться, и жить с улыбкой мне приятнее. Я не люблю демонстративно проявлять чувства.
— Как вы оцениваете роли вашей дочери Ксении Алферовой и ее мужа Егора Бероева?
— Моя дочка, можно сказать, жила в театре. Она свой мир там нашла, и поэтому о другой профессии не задумывалась. Ксения очень яркая. Она, как и я, не хочет играть в массовке театра, а играет там, где ей нравится. А вообще, я не критик своим детям. Когда вышел фильм «Папа», где Егор сыграл главную роль, было много критики. Я купила кассету и внимательно посмотрела фильм. Как сыграл Егор, мне понравилось. Он хорошего плана актер. Ксения со мной не совещалась, когда выходила замуж, и свой выбор долго от меня скрывала. Я не лезу в их жизнь, но всегда их подстраховываю. Они об этом даже и не знают!
— Какая вы в быту?
— У меня все не актерское, потому что я не понимаю, что такое стиль, имидж. Ношу то, что мне нравится, что мне подходит. Считаю, что артист должен быть красивым только для зрителя.
— Вы согласны с выражением, что о характере человека говорит то, как он водит машину?
— Я, например, люблю быть одна в машине. Покупаю любимые конфеты и прячу их в бардачок. И чем дольше еду, тем больше съедаю конфет.