Авторский проект художника,
реставратора, путешественника
Владимира Цвирко.
Огромное количество информации по истории и культуре Гомеля сегодня можно прочитать в книгах или в интернете. Но лучше все-таки один раз увидеть. За окном весна, впереди великолепные дни, полные солнечного тепла. Рекомендуем немедленно пересмотреть ваш график путешествий и уделить Гомелю время. Не пожалеете!
Многие даже не подозревают, что, кроме вдоль и поперек исхоженных Мира и Несвижа, у нас есть не менее восхитительный пример нашего богатейшего национального наследия — Гомель. Город с неподражаемой архитектурой и древней историей. Встречает гостей старый вокзал — памятник архитектуры XIX столетия. В самом Гомеле можно увидеть старообрядческие храмы: церковь Святителя Николая Чудотворца и церковь Святого Ильи.
Местные жители рассказывают, что молиться в эту церковь приезжал Емельян Пугачев после своего возвращения из Турции. В Гомеле до сих пор существует большая община старообрядцев. Храмы эти действующие.
Городская синагога Рош-Пина, построенная в XIX веке, также действующая. Полагают, что первые евреи появились в Гомеле еще во времена Киевской Руси, а новый приток их был во времена правления Витовта. В городе вы увидите множество достопримечательностей: церкви, здания старинных школ и гимназий, доходные дома и трактиры и обязательно заберитесь на смотровую площадку обзорной башни прибрежного гомельского парка — впечатления не заставят себя ждать.
Гомельский дворец Румянцевых и Паскевичей
Во второй половине XVIII века императрица Екатерина II подарила Гомель русскому полководцу П.А. Румянцеву за заслуги перед Отечеством. Военачальник решил возвести в городе дворец на месте земляных укреплений и деревянного замка князя Чарторыйского. В 1834 году известный русский полководец И.Ф. Паскевич выкупил дворец. Он продолжил строительство архитектурного комплекса, который соответствовал бы последним тенденциям моды и личным представлениям нового владельца. Князь Паскевич пригласил из Варшавы талантливого архитектора Адама Идзковского, который значительно изменил внешний вид дворца. Рядом с дворцом был разбит парк, где росли редкие виды растений, привезенные из разных уголков мира. Позже дворцово-парковый ансамбль пополнили выкопанный Лебяжий пруд, многочисленные клумбы и статуи.
Последними владельцами дворцово-паркового комплекса были сын фельдмаршала Федор Паскевич и его супруга Ирина. После революции архитектурный ансамбль Румянцевых-Паскевичей был конфискован государством и его коллекции послужили основой для создания здесь Гомельского областного краеведческого музея в 1919 году. Находится дворцово-парковый комплекс на площади Ленина.
Часовня-усыпальница
В гомельский дворцовый ансамбль входит и расположенная в северной части парка часовня с усыпальницей князей Паскевичей. Она была построена в 1889 году под руководством академика архитектуры Н. Червинского.
Собор Петра и Павла
На площади революционера-атеиста Ленина высится этот храм. Собор строился в 1809-1819 годы по проекту архитектора Кларка в стиле классицизма.
Оранжерея
Одна из построек сахарного завода на территории усадьбы Румянцевых-Паскевичей в начале XX века была приспособлена под парковую оранжерею.
Доходный дом Маянца
Здание доходного дома было возведено в 1894 году и фактически состоит из трех доходных домов рядовой застройки. Трехэтажное здание доходного дома отличается пышным декором. Когда-то оно принадлежало купцу Лейбе Маянцу. На первом этаже до революции и долгое время после нее располагались магазины и другие заведения. С другой стороны был вход на второй этаж в Первое городское училище, где проводились двухлетние педагогические курсы для подготовки учителей. Сегодня здесь гомельское отделение «Белпочты».
Здание доходного дома стоит на одной из самых старых и колоритных улиц города — Советской. Эта улица пересекает весь город, но особо интересен первый ее километр. Здесь сохранилась дореволюционная застройка XIX века.
Церковь Святого Николая в Никольском монастыре
Восьмого декабря 1994 года при Никольском храме поселились первые послушники. Сам храм был возведен в 1805 году. Во второй половине XIX века частично был перестроен. Храм — классический образец классицизма.
«Охотничий домик»
Этот небольшой особняк был построен в 1818-1820 годах в стиле ампир по проекту архитектора
И. Дьячкова в качестве дома для летнего проживания графа Николая Петровича Румянцева. С 1830-х по 1919 год особняк принадлежал семье Крушевских и Лисовских. В советские времена в нем размещались различные государственные учреждения и организации. С 2009-го в «Охотничьем домике» разместился Музей истории города Гомеля.
Земская больница
По заказу Ирины Паскевич архитектор С. Шабуневский разработал проект новой земской больницы (утвержден в 1913 году). Годы проектирования и строительства (1913-1915) стали для Станислава Шабуневского целой эпохой, поскольку предстояло решить сложные пространственно-планировочные задачи. Видимо, поэтому в решении внешнего облика главного корпуса автор остановил свой выбор на «неоклассицизме». И сегодня это действующая больница скорой помощи по улице Комиссарова.
Усадебно-парковый комплекс Богуславских
При Николае Петровиче Румянцеве было организовано несколько экономий, в том числе и Богуславская. Центром Богуславской экономии являлся одноименный фольварк, который впервые показан на плане окрестностей Гомеля 1838 года. Раньше на месте фольварка существовала усадьба, основанная, вероятнее всего, в XVIII веке. В 1920 годы в бывшем фольварке расположился конный завод. Из всех многочисленных зданий Богуславского фольварка до нашего времени сохранились конюшня с манежем, построенные в конце XVIII века, здания кухни и ледовни (начало XIX века), здание винодельни (1849), погреб, подвал бывшего дома для рабочих, построенные во второй половине XIX века, конюшня и хлев (конец XIX — начало XX века). Улица, на которой расположена усадьба Богуславских, носит название Лепешинского.
Легенда от автора проекта
Двое в лодкеПоединок между зверем и охотником подходил к концу. Кто-то из них должен был умереть первым. У медведицы под левой лапой торчал обломок копья. Охотник с разорванной грудью и кровоточащими ранами по всему телу лежал на земле, держа перед собой только обломок древка. Это было все его оружие. Медведица, встав на задние лапы, готовилась нанести последний удар, но в это же мгновение между ними мелькнула молнией тень — рысь. Она со всей силой ударила по копью, что торчало из груди зверя, наконечник вонзился в самое сердце. На мгновение медведица замерла, а потом в предсмертном рыке, обмякнув, рухнула на землю. Прежде чем потерять сознание, охотник успел увидеть, как над ним склоняется красивая девушка с серебряным обручем на голове, в одежде с орнаментами и очень знакомыми зелеными глазами…
Очнулся он в лесной избе. Над ним — все те же зеленые глаза, которые он раньше так часто видел. Спасла от смерти охотника, превратившись в рысь, дочь лесного колдуна. Отец учил ее своему ремеслу и передавал все свои колдовские знания, среди которых было и умение обращаться в лесных животных. Больше всего девушке нравилось быть рысью. В этом образе она когда-то и познакомилась с охотником.
Сначала она следовала за ним незаметно, потом даже немного помогала на охоте — выгоняла под его стрелу молодых ланей. Со временем девушка поняла, что влюбилась в охотника, а он считал, что потихонечку приручает лесную кошку. Только теперь, лежа в избе колдуна, парень догадался, что перед ним его знакомая рысь, которая совсем недавно спасла ему жизнь.
Девушка рассказала гостю, что отец ее пока в длительном отъезде и ему можно подлечить раны и погостить какое-то время в ее доме. За время, проведенное в избе колдуна, молодые люди сблизились и полюбили друг друга.
Вернувшись, колдун был в неописуемой ярости. Мало того, что человек убил его любимую медведицу, так он еще и находился в его доме!
Он тут же хотел покончить с охотником, но за него заступилась дочь и пригрозила, что может уйти с любимым из дома. Чем еще больше разозлила колдуна:
— Ах, так! — вскричал он. — Если осмелишься ослушаться меня — вечно тебе быть в рысьей шкуре!
Превозмогая боль, охотник поднимается на ноги и просит хозяина дома не губить дочь. И чтобы не быть причиной раздора, говорит, что сейчас же уйдет. Девушка понимает, что ее любимый поступает так только ради ее спасения.
…Собрав последние силы, он добирается до своего селения. Спустя время раны окончательно затягиваются. Но боль и душевная тоска по любимой терзают его сердце. И решет наш герой уйти из этих мест, уплыть по реке в чужие земли.
День только занимается, а парень, снарядив свою лодку всем необходимым, отчаливает от берега. Когда он проплывает через огромный густой лес по излучине реки, с ветки старого дуба к нему в лодку прыгает красивая рысь с такими знакомыми зелеными глазами... Жертвуя своим человеческим обличьем, его любимая сделала выбор. Она навсегда хочет быть с ним.
Неизвестно, оттает ли со временем отцовское сердце и что будет с нашими беглецами завтра, а сегодня они будут вместе. И чтобы ни случилось, придет новый день, и после черной ночи непременно наступит рассвет.
Юлия ЛАБЕЦКАЯ. Фото Владимира ЦВИРКО