На открытии выставки «Вербны кiрмаш» инженер садово-паркового строительства Ольга Зеленковская представила зрителям свой проект ландшафтной организации территории строящегося храма Богоявления Господня в Минске «Библейский сад». Ольга недавно закончила отделение садово-паркового строительства БГТУ, и ландшафтное решение территории Богоявленского храма было ее дипломным проектом, который она успешно защитила, получив «десятку». Молодой инженер не побоялась замахнуться на столь серьезный проект, она надеется, что все задуманное через год-другой воплотится на практике.
Храм Богоявления строится в жилом микрорайоне столицы — Лошица, по улице Чижевских. Проектной организацией выступает «Минскгражданпроект». Главный архитектор — Владимир Даниленко.
Место для будущего культового здания выбрано более чем удачное: вблизи рек Лошица и Свислочь и полюбившегося горожанам Лошицкого парка. Площадь территории — полтора гектара.
Комплекс — это входная брама-колокольня, здание храма, церковно-причтовый дом и уникальный по своей задумке «Библейский сад», ландшафтная организация которого основывается на сюжетах из Ветхого и Нового Завета. Географически все объекты этого проекта расположены так же, как и их первоисточники на Библейской Святой Земле.
До начала строительства установили поклонный крест, вырезанный самим настоятелем прихода отцом Владимиром. Уже возведена брама-колокольня, и теперь идет ее отделка. Здание храма построено на два этажа, а также выстроена оранжерея.
— Истоками развития садово-паркового искусства являются монастырские сады, основные черты которых —
уединенность, созерцательность, тишина и утилитарность, — рассказывает автор проекта. — Обладая немалыми земельными владениями, многие из них занимали сады хозяйственного назначения, церковь издавна уделяла самое пристальное внимание насаждениям при храмах. Монастырские сады имеют наивысший символический статус, и эту традицию мы постарались сохранить в своем замысле.
На круговой площадке — святой источник, символ очищения, обновления. Запланирован и розарий. Роза — самый популярный и самый сложный цветочный символ. Она росла в райском саду — Эдеме — без шипов, но после грехопадения человека обрела их. Свое определенное значение этот цветок имеет во всех религиях, во всех эпохах. В христианстве она символизирует милосердие, милость, все-прощение. Ее образ посвящен Богородице. Белая символизирует чистоту, девственность, духовность, золотая — символ церкви, небесного благословения, красная вместе с шипами — Страстей Господних.
Вблизи брамы — травник, где будут выращиваться лекарственные травянистые растения, а неподалеку, в церковной лавке, внутри брамы-колокольни, будут продавать готовые сборы.
Южнее церковного травника запроектирован плодовый сад, восточнее его размещена беседка, по бокам которой установлены деревянные перголы, увитые виноградом. О винограде в Библии говорится, что лазутчики, посланные Моисеем, принесли огромные виноградные кисти как свидетельство богатства земли обетованной.
Южнее плодового сада — аллейные посадки из груши иволистной и ивы вавилонской, внешним видом напоминающие маслину, которая является одним из главных плодовых деревьев в Древнем и современном Израиле. Из Библии известно, что оливковая ветвь была принесена Ною голубем как знак, что гнев Бога на людей стих и Всемирный потоп прекратился.
Проектирования, по одобрению настоятеля Богоявленского прихода и главного архитектора, Ольгой Зеленковской предложена и разработана трехмерная модель архитектуры купели, предназначенной для крещения. Здесь будет бассейн, краны для набора воды и четыре пристройки.
Восточнее купели — декоративная «Евангельская композиция». Она содержит в себе собрание сюжетов из Евангелий, таких как «Богоявление (крещение)», «Преображение Господне», чудесное умножение хлебов и рыб (когда Иисус накормил пять тысяч человек пятью рыбами и двумя хлебами), пребывание Христа у берегов Галилейского моря с учениками, где Он читал проповеди и творил чудеса.
В основе композиции лежит искусственный водоем, символизирующий Галилейское море (озеро Кинерет в Израиле). Галилейское море тесно связано с событиями земного служения Иисуса Христа. Миниатюрная скала — это гора Ермон, на которой произошло Преображение Господне, после чего начался путь Христа на Голгофу.
В «Евангельской композиции» событие Преображения будут подчеркивать посадки яблонь, напоминающих «Яблочный Спас», приуроченный к празднику Преображения Господня. Также немаловажным элементом в данной композиции является цветочница, по форме точно повторяя Андреевский крест, на котором был распят апостол Андрей. Андрей был рыбаком, стал первым из призванных учеников Христа, поэтому его зовут Первозванным. Он обратил к истинной вере много народов. Апостол Андрей дошел и до Русской земли. Он поставил крест на месте, где затем был основан Киев, и предсказал, что здесь будет построен великий город и эта земля будет просвещена светом Христовой веры. Апостол Андрей является покровителем мореходов, поэтому его особо почитают на Руси.
Еще одна композиция представляет собой уменьшенную модель Ноева ковчега, с установленными по всей площадке скульптурами библейских животных. Реальный ковчег был построен из неизвестного науке дерева гофер (смолистое дерево), по некоторым предположениям, кипарисом или кедром. Такая гипотеза может быть верной, потому что кипарис был излюбленным строительным материалом для кораблей, и в местности библейских событий растет в изобилии.
Ковчег на объекте проектирования рекомендуется изготовить из сосновой древесины, самой дешевой, смолистой и прочной, с матовым лаковым покрытием для долговечности.
— Хочу выразить благодарность всей кафедре садово-паркового строительства и ландшафтного проектирования БГТУ, особенно заведующей кафедрой Тамаре Минаевне Бурганской и научному руководителю Марине Вячеславовне Сидоренко. Вместе с коллегами они сформировали белорусскую школу ландшафтного дизайна, и нам, их ученикам, важно сохранить и приумножить эти традиции ландшафтной эстетики, — говорит Ольга Зеленковская.