В 1733 году умер король польский, великий князь литовский наследный герцог и курфюрст саксонский Август II. Разгорелась война за польское наследство, так называемая война домов (1733—1735). Франция поддерживала кандидатуру Станислава Лещинского, тестя Людовика XV, ранее уже занимавшего польский трон во время Северной войны, Россия и Австрия — саксонского курфюрста Августа II Саксонца, сына покойного короля.
В том же году у деревни Селец произошло одно из значительных событий этой междоусобицы. На выборах победил краковский воевода Станислав Лещинский. Но частью польской шляхты был провозглашен королем Август II Саксонец. Общество раскололось — одни за «Саса», другие — за «Ляса». Лещинский, опираясь на верных ему магнатов и шляхту, организовал конфедерацию. В бою под Сельцом его сторонники были разгромлены, а само местечко сильно пострадало от пожара, в том числе сгорел и замок королевы Боны, который здесь был построен.
В результате победу одержала антифранцузская коалиция. По Венскому миру 1738 года Август был признан польским королем Августом III, а Лещинский получил в управление герцогство Лотарингию.
Перед нами лежит новый маршрут через Селец и другие большие и малые населенные пункты Березовского района Брестской области.
Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.
Агрогородок Ревятичи
В стиле народного зодчества в 1933 году на месте сгоревшего храма (1903) возведена Покровская церковь. В ее иконостасе иконы конца XVIII века.
Агрогородок Сигневичи
Костел Девы Марии в стиле барокко построен в 1795 году. В 1848-м перестраивался под церковь. В 1989 году был возвращен католикам. В деревне был расположен усадебный дом Нейгофов-Леев, построенный в конце XVIII века. Теперь он разрушен.
Агрогородок Кабаки
От усадьбы Свентицких, что была построена тут в XIX веке, остался великолепный жилой дом из красного кирпича. Он был возведен в 1912 году.
Агрогородок Первомайская
Историческое название селения — Блудень. Здесь в 1903 году была возведена церковь святого Николая.
Деревня Селец
В центре деревни стоит кирпичная Успенская церковь 1865 года постройки. Возведена она в ретроспективно-русском стиле. В 1912-м с использованием принципов неоготики здесь построен костел святого Алексея. На католическом кладбище можно увидеть восстановленную часовню святого Лаврентия XIX века.
Город Береза
Картезианский монастырь в Березе был единственным в Великом Княжестве Литовском представительством этого ордена. В 1648 году его строительство начал канцлер Великого Княжества Литовского Казимир Лев Сапега, который и пригласил из Франции монахов-картезианцев. Возведение монастыря продолжалось более сорока лет и завершилось только в 1689-м. Сапега умер значительно раньше, его детище достраивал сын. Прах Льва Сапеги (в костеле было захоронено восемь поколений этого рода), упокоился в монастырском костеле.
Картезианцы были монахами-затворниками, потому планировка монастыря в Березе была особенной, отвечающей аскетичному жизненному укладу, который царил в этих стенах. Монастырь выглядел как сложный комплекс, который включал костел, кельи, трапезную, библиотеку, госпиталь, аптеку и многочисленные хозяйственные постройки. Особое внимание было уделено его оборонительной системе. В середине монастырского двора стояла высокая башня — звонница с толстыми стенами и многочисленными ярусами для размещения пушек. Гордостью монастыря была библиотека, где насчитывалось 39 рукописных и 2314 печатных книг. А украшением — изящный барочный костел — творение итальянского архитектора Дж. Джиелени и сад.
В 1700-м костел и монастырь были разграблены шведами во время Северной войны. Вскоре после разделов Речи Посполитой на ее землях были закрыты все картезианские монастыри, и Березовская обитель осталась последним действующим монастырем ордена. А после восстания 1830–1831 годов монастырь все-таки закрыли, а вся его собственность была передана кадетскому корпусу в Полоцке.
В 1915 году здания монастыря сгорели. Оставшиеся руины продолжали постепенно разрушаться на протяжении всего ХХ века.
До наших дней сохранились остатки въездной брамы, фрагменты колокольни, здание госпиталя и часть стены с одной из угловых башен. Сегодня пытаются восстановить то, что осталось от былого величия монастыря. Реставрировали входную браму с гербом, и на этом дело остановилось.
Агрогородок Пески
В стиле народного зодчества из дерева в 1828 году построена Троицкая церковь. Рядом с ней стоит большой деревянный крест с надписью Nica.
От усадьбы Пусловских, что была построена в начале XVIII века, в превосходном состоянии сохранилось две брамы: северная и западная. Северная входит в десятку самых красивых подобных сооружений Беларуси. Когда огнем был уничтожен первый усадебный дом, то под жилье приспособили бывшую конюшню. Этот дом сохранился до наших дней.
Деревня Ольшево
В 400 м к северу от деревни, недалеко от шоссе Р-136 стоит мемориальный обелиск. Он был возведен в конце XIX века. В Ольшеве был когда-то очень красивый костел святого Войцеха, построенный Пусловскими. Его разрушили в 1946 году.
Легенда от автора проекта
Черное перо
Овраг, изгибаясь, пробежав по краю леса, смело углубляется в его чащу и буквально через несколько десятков шагов исчезает среди почерневших вековых сосен. Это старое русло реки. На самом дне его — огромные заросли кустарников, окутанные туманом, который висит здесь всегда, даже в самые жаркие летние дни. Берега, осунувшись, стали сплошь пологими и кругом поросли мхом да травами, расточающими запахи по лесу, — голова закружится.
О том, что овраг этот — бывшая река, как утверждают старожилы этих мест, помнили лишь их прадедушки, которые купались в ней еще детьми и голыми руками ловили жирных угрей, снующих среди толстых корней прибрежных ив, плотной стеной обступавших реку с двух сторон.
Между лесом и деревней, ближе к крайним хатам, была построена деревянная водяная мельница. Почерневшее от времени небольшое строение было сложено из смолистых бревен и крепостью своей не уступило бы и каменному…
Старшие дочери и сыновья мельника Юзика давно имели свои хозяйства, жили отдельно от отца. А при нем осталась дочь младшая, ребенок поздний, при родах которой умерла ее мать. Оставшись один, старый мельник души не чаял в своей дочери. Постоянно всем говорил, что больно уж она похожа на его жену-покойницу.
И вот однажды после сильной грозы, сломавшей не одно дерево в лесу и разрушившей не одну крышу в деревне, Поля, так звали девочку, принесла в мельницу черного аиста с перебитым крылом. Черные птицы в здешних краях в диковинку. Никто и не припомнит, чтобы похожая где и гнездилась.
За осень и зиму в теплом помещении птица поправилась и окрепла и уже к весне вместе с Полиной стала гулять по двору мельницы, потом и дальше уходить в лес, деревню — по всей околице.
Никому не доводилось видеть, чтобы этот аист летал. Он всегда следовал за своей спасительницей. Мало того, несколько человек, приезжающих на мельницу смолоть зерно, рассказывали мельнику всякие небылицы. Мол, доводилось видеть им случайно вдалеке, что рядом с девушкой, дочерью Юзика, шел не аист, а юноша в черном плаще, очень стройный, с темной повязкой, которая закрывала его лицо.
Отшучивался мельник на такие байки: дело молодое, дочь его на выданье, а юноша… так, понятное дело, из соседних поместий или фольварков какой-нибудь молодой человек стал ухаживать да внимание оказывать. Но был недоволен. Нужно честь по чести в известность отца поставить, чтобы пред народом не срамиться.
Вечером поздним после обычного рабочего дня мельник к себе дочь призвал, посадил рядом да стал потихонечку расспрашивать, упрекать, что негоже ему, отцу родному, слышать невесть что от людей сторонних, а не от дочери любимой. Вначале Поля отмалчивалась. Потом сильно расплакалась, но, успокоившись, взяв с отца слово, что он сказывать никому не станет, поведала родителю невероятные новости.
Сказала дочь мельника, что это вовсе не аист, а парень, злою своей мачехой заколдованный. Что век ему так в образе аиста черного и маяться. Но недавно сказал он, что знает, как избавиться от колдовства. Девушка, его полюбившая, должна стать под венец не с ним, а только с пером черным из крыла его перебитого.
И как только обряд венчания произойдет, он обернется в человека.
И добавила девушка, совсем отца ошарашив, что она и есть та полюбившая его, которая готова, получив благословение родительское, стать с пером черным под венец.
Продолжение следует.