Пенсионная реформа неизбежна: обсуждаем варианты
Не секрет, что деньги пенсионного фонда (Фонда социальной защиты населения) вместе с золотовалютными резервами являются стержнем финансовой основы страны. Любые непродуманные мероприятия в этой сфере чреваты тяжелыми последствиями.
Почему тема реформы ныне действующей пенсионной системы стала столь актуальной? Увеличилась средняя продолжительность жизни — выросло количество пенсионеров, и средств фонда стало на всех не хватать. Если ничего не предпринимать, размеры пенсий значительно снизятся. Безусловно, это не выход. Не выход и увеличение выплат в Фонд соцзащиты населения, которые и так немаленькие — порядка 28% от фонда зарплаты. Не является надежным выходом и революционный путь реформирования: переход к накопительной пенсионной системе, когда гражданин сам откладывает себе средства при помощи различных финансовых организаций и фондов. Но в условиях нестабильности этот путь весьма рискованный — накопления могут обесцениться вследствие возможных банкротств фондов или падения стоимости ценных бумаг. Мы беззащитны перед рыночными рисками и к старости можем остаться без сбережений.
Специалисты и правительство считают, что в такой ситуации самое оптимальное решение — повышение пенсионного возраста. Благодаря ему решали и решают свои проблемы многие страны мира. Итогом совещания у Президента стало предложение начать поэтапное повышение пенсионного возраста уже с 1 января 2017 года, время — деньги. Министры предлагают три варианта развития событий.
Не время на покой
Пенсионная реформа неизбежна, но есть варианты
Пенсионные проблемы в Беларуси не уникальны: процесс старения населения происходит во всем мире. Улучшается качество медицинского обслуживания и, как следствие, повышается продолжительность жизни, создаются более комфортные условия труда, граждане внимательнее относятся к своему здоровью. Есть еще одно важное обстоятельство — все больше наших сограждан переезжает на постоянное место жительства в города — потенциальные пенсионеры лишаются в будущем подспорья к пенсии — личного подворья и огорода. Готова ли к таким демографическим поворотам наша пенсионная система и каковы перспективы ее развития?
Повышение для всех
Вопросы развития пенсионной системы были рассмотрены на совещании с участием главы государства. Александр Лукашенко считает справедливым, если повышение пенсионного возраста коснется всех, но с учетом разницы продолжительности жизни мужчин и женщин, специфики города и села, условий труда в некоторых сферах. Президент отметил, что находится между двумя мнениями: предложениями правительства по повышению пенсионного возраста, основанными на экономике, и мнением народа: «Во-первых, правительство предлагает пенсионную систему значительно усовершенствовать. Предложения есть разные, начиная от российского образца. Речь идет о повышении пока пенсионного возраста, а затем и, возможно, реформирования в целом всей системы, дошлифовки или изменений некоторых направлений. С другой стороны — население. Скажу откровенно, по моим данным (я уверен, что они точны), мы пока не достигли подавляющего большинства среди населения, которое бы поддерживало это предложение правительства о повышении пенсионного возраста. Мы близки к половине. И люди откликаются на наши предложения, просьбы, пусть даже медленно, но после того, как мы им объясняем, рассказываем, рекомендуем, они понимают, о чем идет речь. Белорусы — люди образованные», — сказал Президент. Он обратил внимание на то, что в обществе активно обсуждается эта злободневная тема. При этом главный посыл — все хотят, чтобы пенсии повышались и обеспечивали нормальный уровень жизни, а вот каким образом достичь этого, тут мнения зачастую расходятся.
Когда начнем?
Предлагается рассмотреть возможность поэтапного повышения пенсионного возраста с 1 января 2017 года. Как рассказала министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина, окончательное решение по этому вопросу будет принято после широкого обсуждения.
Предстоящее пятилетие будет жестким в демографическом плане, поскольку в пенсионный возраст входит большое количество лиц, при этом очень мало тех, кто достигает трудоспособного возраста. Если в 2001 году соотношение размера пенсии к заработной плате составляло 45%, то в 2015 году было уже 41,7%. «Наша национальная безопасность не допускает ситуации, при которой это соотношение опустилось бы ниже 40%, — пояснила министр. Пенсии в солидарной системе зависят от того, сколько граждан работает. То есть трудоспособные содержат нетрудоспособны. Если у нас сейчас 61 пенсионер на 100 работающих, то в 2020 году это соотношение будет уже 66 к 100, когда ничего не предпринимать, то в 2030 году — 78 пенсионеров на 100 работающих. Демографические процессы, наблюдающиеся во всем мире, касаются и Беларуси. Пенсионный возраст повышают во всех странах Европы. Пенсионный с учетом ожидающейся продолжительности жизни, развития экономики, других факторов возраст в 55 лет для женщин и в 60 лет для мужчин на постсоветском пространстве сохранился только в Беларуси, России и Узбекистане.
В Беларуси действует трехуровневая пенсионная система. В стране существует выплата досрочных пенсий, профессиональное пенсионное страхование. Во многих государствах они отменены. «Но у нас это сохраняется, наниматели частично финансируют эти пенсии, мы их вывели за общую систему, и поэтому институт досрочных пенсий сохранится. Сохранится и дельта в случае повышения пенсионного возраста», — сказала министр.
Много внимания на совещании уделялось развитию добровольного пенсионного страхования. «Речь шла о развитии финансовых страховых компаний, о том, чтобы была возможность за счет чистой прибыли предприятий и за счет самих работников самостоятельно принимать решения о дополнительных пенсиях. Сегодня это есть, но должно быть большее развитие, то есть должны быть более привлекательные условия», — считает Марианна Щеткина. Она подчеркнула, что в Беларуси сохраняются выплаты работающим пенсионерам. «Можем ли мы обойтись сегодня и не рассматривать повышение пенсионного возраста? Говорить честно — нет, — отметила министр. — Задача каждого государства — гарантировать своевременность и полноту выплаты пенсий. Более того, размер пенсий, а это благосостояние пенсионеров, ни в коем случае не должен уменьшаться, а только увеличиваться, по крайней мере, сохраняться по отношению к средней заработной плате».
Три варианта
Правительство предложило три основных варианта повышения пенсионного возраста. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. В целом же финансовые и демографические эффекты по всем вариантам примерно одинаковые. Вне зависимости от избираемого варианта соразмерно изменится пенсионный возраст для всех льготных категорий. Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход.
Первый вариант предполагает выход на пенсию женщин в 60 лет и мужчин в 65. Марианна Щеткина отметила, что он самый экономически приемлемый, поскольку дает хорошие показатели. При этом она подчеркнула, что необходимо учитывать не только опыт многих стран в решении этого вопроса, но и продолжительность жизни, уровень состояния здоровья, а также специфику жизни в городской и сельской местности.
«Проанализировав демографические процессы, предложен вариант выхода на пенсию женщин в 60 лет, мужчин — в 63 года. Здесь за основу бралось прежде всего то, что сегодня средняя продолжительность жизни женщин составляет 78,4 года, а получение пенсии — более 20 лет после выхода на пенсию, — отметила министр. — Недавно говорилось о том, что гендерное равенство должно учитываться и в достижении пенсионного возраста». «Но возникает вопрос: можем ли мы сегодня скинуть со счетов социальный аспект, нагрузку на женщин? Должна ли быть разница между выходом на пенсию у мужчин и женщин? Какова нагрузка на женщин в домашнем хозяйстве? Достигли ли мы сегодня того уровня гендерного равенства?» — продолжила Марианна Щеткина.
Третий вариант предполагает введение пенсионного возраста с 58 лет для женщин и с 63 — для мужчин. Что касается темпа, с которым планируется увеличивать пенсионный возраст, то оптимальным является с шагом в полгода. «Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев. Есть и другие предложения: 8 месяцев, 1 год. Но 1 год — это очень жесткий вариант», — сказала министр. Она также обратила внимание, что не стоит упускать из виду и развитие рынка труда. «Если мы сегодня задерживаем пенсионеров на рынке, то соответственно должны создаваться новые рабочие места, потому что выпускники вузов, молодежь должны иметь гарантию на первое рабочее место», — подчеркнула министр. Окончательное решение по вопросу повышения пенсионного возраста будет принято после широкого обсуждения.
Поэтапно
В интервью корреспонденту БЕЛТА Марианна Щеткина отметила, что предложение начать пенсионную реформу с 1 января 2017 года является одним из вариантов. Именно в период с 2017 по 2020 год численность лиц, достигающих пенсионного возраста (55/60 лет), будет значительно — в 1,5-1,6 раза — превышать число лиц, достигающих 16-летнего (то есть трудоспособного) возраста. Можно, скажем, стартовать и с 2018-го. Но тогда нужно будет дополнительно изыскать финансовые средства в объеме не менее Br2 трлн на 2017 год. Дальше — больше. Теперь вопрос о темпах. Рассматривается вариант повышения на 6 месяцев ежегодно. И это, подчеркну, самый медленный темп, который мы можем себе позволить. Если отложить принятие решения по пенсионному возрасту, темп придется ускорить, а это более болезненно для людей. Скажем, повышение пенсионного возраста ежегодно на 1 год фактически равнозначно его повышению сразу до нового предела. С последствиями резкого повышения может не справиться рынок труда.
При ежегодном повышении на 6 месяцев одновременно для женщин и для мужчин количество трудоспособного населения практически стабилизируется на сегодняшнем уровне (порядка 5,5 млн человек) до 2030 года. Это главный аргумент.
Что уже сделано
Во-первых, введено профессиональное пенсионное страхование, досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы. Во-вторых, с 2014 года для назначения пенсии значительно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов — с 5 до 15 лет 6 месяцев в этом году, а к 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет. Для социально уязвимых категорий — многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей — сохранен прежний 5-летний стаж. В-третьих, на пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа. В-четвертых, введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений Фонда социальной защиты населения о заработке, с которого уплачены страховые взносы, что способствует легализации доходов.
Комментарии
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам кандидат экономических наук Валерий Бороденя:
— Гражданами ведется дискуссия по поводу возможного повышения порога пенсионного возраста, и сильных возражений на этот счет не раздается. Думаю, общество должно поддержать аккуратный подход к повышению пенсионного возраста по той формуле, которая была предложена, — поэтапно. В целом в Беларуси несколько запоздали с обсуждением этой темы, потому что она совпала со сложной экономической ситуацией. Тем не менее это лишний раз свидетельствует о том, что повышать пенсионный возраст нужно. Многие из пенсионеров предпочитают работать. Это некий сигнал от общества о том, что назрело принятие соответствующего решения. Часто необходимость продолжения работы аргументируют тем, что на пенсию невозможно прожить, но это далеко не так. Многие люди продолжают работать в первую очередь потому, что просто не хотят менять уклад жизни, уходить от интегрированности в общество.
Государственный секретарь Совета безопасности Станислав Зась:
— Повышение пенсионного возраста касается, в том числе военнослужащих. При любом решении будет учитываться особенность военной службы, особенно тех должностей, специальностей, где выполняются задачи, связанные с риском для здоровья или для жизни. Имеются в виду спецподразделения, спасатели и другие специальности. Характер их деятельности будет учитываться при принятии решения.
Постараемся не оставить в обиде тех людей, которые уже заработали пенсии и сейчас находятся в ожидании этого возраста.
Пока преждевременно говорить об окончательном варианте повышения пенсионного возраста у представителей силовых структур, этот вопрос будет детально прорабатываться.
Президент ждет понимания этих решений со стороны общества, в том числе со стороны людей в погонах. Так не бывает, если страна совершает такой серьезный шаг, как повышение пенсионного возраста для всех граждан, чтобы военные остались в стороне.
Народный артист Беларуси Анатолий Ярмоленко:
— Раньше многим людям приходилось заниматься тяжелейшим ручным трудом. Было очень тяжело, ждали этой пенсии, чтобы отдохнуть. Сейчас абсолютно другие условия жизни. Многие мужчины, например, и в 60 лет могут себя дальше реализовывать.
Директор Белорусской ассоциации страховщиков Ирина Мерзлякова:
— Для женщины уходить на пенсию в 55 лет — это роскошь. Большинство из тех, кто работает в офисе, в сфере науки и культуры, финансовой системе и других областях, и после 55-и лет желают остаться на рабочем месте.
Заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков:
— Повышение пенсионного возраста — очень сложный шаг для любого государства. Здесь нужно взвесить все за и против, как экономический, так и социальный аспект. Общество стоит перед необходимостью увеличивать пенсионный возраст, что объясняется сокращением количества населения в трудоспособном возрасте.
Сегодня средний показатель пребывания на пенсии после выхода в 60 лет у мужчин составляет практически 16 лет. С 2008 года он увеличился на 1 год. У женщин средняя продолжительность получения пенсии после ее достижения в 55 лет составляет практически 26 лет. За последние 7 лет этот период увеличился на 2 года и три месяца. Это свидетельствует о том, что продолжительность жизни населения в Беларуси растет.
Первый заместитель председателя Брестского облисполкома Николай Токарь:
— Многие люди пенсионного возраста хотят работать. Сегодня здоровые мужчины, например, в 60 лет хотят еще работать. Нужно дать им возможность трудиться официально. У них есть опыт. И, потом, 60 лет — это еще довольно энергичный возраст... Почему педагог-женщина в 57 лет не может работать? У нас в области работает много пенсионеров и в сельхозпроизводстве, на промышленных предприятиях.
Из-за повышения возрастного порога для пенсионеров не стоит ждать серьезных изменений, поскольку пенсионный возраст будет повышаться поэтапно.
Что ж, единых мнений быть не может: те, кто приводит аргументы за повышение пенсионного возраста, исходят из трезвой оценки будущего, те, кто против, — из эмоционального или неверного восприятия прошлого и настоящего, а также из абсолютизации некоторых норм пенсионного законодательства, которые можно и нужно менять, взяв за основу сложившуюся ситуацию в государстве. Факты, статистика, мнения и прогнозы специалистов говорят о том, что увеличение пенсионного возраста объективно необходимо. Это вопрос непростой, за ним стоят судьбы людей. Будем надеяться, что он будет решаться ответственными лицами и специалистами взвешенно, опираясь на мнение людей.
*Свою роль играет и тенденция роста продолжительности жизни в Беларуси. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении с 2005 года увеличилась у мужчин на 5 лет (с 62,9 до 67,8 года), у женщин — более чем на 10 лет (с 67,8 до 78,4 года). Что, естественно, влечет увеличение пенсионных расходов.
*В предстоящем пятилетии изменение возрастной структуры населения будет очень интенсивным. Дополнительная потребность в средствах на пенсии уже в следующем году может составить около 0,18% ВВП, к 2020 году — 0,69%, к 2030 году — почти 2% ВВП. А это плюс почти 20% к сегодняшним расходам.
*В республике продолжают трудиться 663 тыс. пенсионеров.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?