В августе 1772 года монархи России, Пруссии и Австрии договорились о первом разделе территории Речи Посполитой, неспособной уже защищать свой суверенитет. Однако раздел, состоявшийся по факту, требовал еще юридического закрепления: монархи стран-оккупантов хотели, чтобы Речь Посполитая признала потерю значительной части своей территории. Для этого был созван вальный сейм, который начал свою работу 19 апреля 1773 года.
Казалось, дело оставалось за малым. Однако в день открытия сейма планы поляков пророссийской группы Понинского были нарушены: депутаты от новогрудского воеводства Тадеуш Рейтан, совместно с другими шляхтичами, среди которых отличились Самуэль Корсак и Станислав Богушевич, нашли повод сорвать создание конфедерации.
Рейтан умолял голосовать, не допустить избрания Понинского и создания конфедерации, однако заседание было перенесено, и депутаты разошлись. На третий день, когда депутаты снова расходились, ничего не решив, новогрудский депутат Тадеуш Рейтан лег в дверях, пытаясь заблокировать выход, и закричал: «Убейте меня, но не убивайте Отчизны!». Но даже такой отчаянный жест шляхтича ничего изменить не смог.
Тадеуш Рейтан окончательную гибель своей родины не увидел: он умер в 1780 году в своем имении Грушевка в возрасте 38 лет. Место его захоронения неизвестно.
Едем на родину настоящего патриота в Ляховичский район Брестской области, чтобы почтить его память.
Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.
Агрогородок Дарево
Местечко это известно с XV столетия. Здесь в 1440 году был построен костел. Меценатом строительства был Новогрудский маршалак Петр Монтегирдович. В 1540-м возвели новый костел, видимо, предыдущий был разрушен. В 1654 году началась кровопролитная тринадцатилетняя война с Московией, во время которой само местечко и все имения округи были уничтожены. Возродилось Дарево только к концу XVII века. Был здесь и униатский монастырь, который в 1828 закрыли под давлением властей Российской империи. Церковь и костел были разрушены во время Первой мировой войны. В 1938 году костел Вознесения Девы Марии восстановили. Построен он в стиле историзма. Если посмотреть сверху, в его плане просматривается латинский крест. Удачно сочетание архитектуры храма и окружающего ландшафта. Интересна и придорожная часовня с числом 33, возраст Иисуса, со словами «Бог с нами». Сегодня она существенно обновлена.
Деревня Своятичи
В центре деревни из кирпича в начале XIX века была построена придорожная часовня. По ее углам стоят четыре лиственницы. На кладбище в виде античного саркофага стоит часовня-усыпальница в стиле классицизма, возведена в начале XIX века. Сохранилось в деревне несколько строений усадьбы Обуховичей в стиле ампир. В 1825 году из кирпича здесь построили костел святого Юрия. В 1864-м после известных событий он был закрыт. В 1920 году возвращен католикам.
Агрогородок Нача
От усадьбы, которая была здесь заложена в начале XIX века, хорошо сохранился хозяйский дом. Владели усадьбой Табаровичи, Брынзы, Масальские, даже одно время отдавали усадьбу в аренду иезуитскому ордену. В парке недалеко от хозяйского дома можно увидеть каменный столб и плиты с надписями, посвященными восстанию 1863-1864 годов.
Хутор Нара-Свентицкая
Здесь в XIX веке был построен деревянный дом. Рядом — афицина, флигель и еще несколько хозпостроек. Сохранился дуб, посаженный во время Второй мировой войны немецкими солдатами инженерных войск, которые были в усадьбе на постое.
Город Ляховичи
Упоминается в письменных источниках с середины XV столетия. В ХVI веке местечко приобретает известность как укрепленный деревянный замок, владел им Владимир Заболоцкий. Затем город переходит к представителю магнатского рода Хадкевичей — Яну Еромину. Его сын, Ян Король, гетман Великого Княжества Литовского, известный своими победами над шведами (1605 год) и турками (1621), перестроил и укрепил Ляховичский замок, преобразив его в неприступную крепость «Ляховичская фортеция». В центре укрепления стоял двухэтажный дворец. После смерти Я.К. Хадкевича Ляховичи с округой переходят во владение Сапег. Ляховичская крепость в ХVII столетии считалась одной из самых значительных в Беларуси. Однако в результате продолжительных войн и осад крепость была разрушена, а город пришел в запустение и в конце ХVI столетия оставался небольшим местечком. В наши дни на кладбище можно увидеть полуразрушенные часовни-усыпальницы Солтанов и Доминика Рейтана, а также еще две часовни-надмогилья неизвестных. Все они выполнены в стиле классицизма и воздвигнуты в начале XIX века. В городе сохранилась рядовая застройка начала XX века, а также здание костела (1907), в котором сейчас размещена поликлиника.
Деревня Флерьяново
Частично сохранился усадебный дом Бохвицев. Он был построен из дерева и кирпича в 1879 году. Как утверждает местная легенда, рядом растущий дуб был посажен в 1908 году самой Элизой Ожешко, которая в это время посещала имение.
Деревня Рачканы
В превосходном состоянии здесь сохранился дом Миклошевичей. Он был построен в 1908 году. В наши дни его перестроили, и очень неудачно, под костел.
Деревня Грушевка
Грушевская усадьба Рейтанов (XVIII) является памятником архитектуры и садово-паркового искусства с элементами стиля классицизма, неоготики и эклектики. Сегодня усадьба частично разрушена, заброшена. Двухэтажное здание хозяйского дома (XIX) стоит с заколоченными окнами и дверями. Однако внутри и по сей день можно увидеть фрагменты потолочной лепнины и росписи, на полу местами старинную мраморную плитку, и практически во всех помещениях усадьбы лежит «родной» паркет. Усадьба в Грушевке нуждается в срочной реновации, проведя которую имение Рейтанов может стать великолепной туристской аттракцией.
В одном километре от усадьбы, на опушке леса сохранилась часовня-усыпальница в готическом стиле, воздвигнутая в начале XX века.
Деревня Подлесье
В стиле деревянного народного зодчества в середине XIX века возведена церковь Святого Духа. Рядом с храмом — каменная колокольня. Местный священник утверждает, что в храме есть камень-следовик со следом Матери Божьей.
Легенда от автора проекта
Домовушка Нюшка
(Продолжение)
Осень выдалась урожайная да недождливая. Поля, ржищем нахохлившись, свежею задымились пашнею. Пришло время сватовства. Вот и Ренину калитку открыл рукою ловкой жених, который первым был. Честь по чести гость принят. Угощения скромные, но от души.
— Задержись, — говорит Реня жениху первому, когда гости к дверям гуськом подались. Остались они за столом обеденным. Разговор о том, о сем… Вдруг взор жениха на пол дощатый падает, а там золотой лежит, красуется, оброненный кем-то, вроде давеча. Закашлялся жених, воды попросил принести в ковше, да той, что на лавке в сенях, похолоднее. Только девушка в сени вышла, а гость монетку — раз, в карман. Да под предлогом, что торопится, тут же вон из хаты выскочил.
— Мелковат нутром детинушка. Вороват. Жить ему со злом и жадностью, а не с женой-красавицей, — говорила Нюшка, когда они с молодой хозяюшкой вечерять сели затемно. — А золотой буквально сразу в его кармане в желудь превратится сморщенный.
Посмеялись да спать легли с душой спокойной.
Другой жених был такой напыщенный, с головою задранной — точь-в-точь петух со двора соседского. На что ни глянет — хмыкает все, пальцем ковыряет, дует щеки. На Реню взглянул разок, да и то искоса. Но девушка все же уговорила задавастого посидеть на лавке крепкой, мол, наедине словечек пару ей сказать уж больно хочется.
— Соизволь, — говорит жених, — только быстренько. У меня еще визитов с тысячу.
И вдруг видит он, что на полу монета звонкая лежит, словно брошена. Ой, людцы мои милые, как переменился он. Враз не узнать задаваку прежнего. Вдруг на колени бухнулся. Руки стал заламывать, бить себя в грудь, говорит, хотел скрыть любовь свою, не выдержал:
— Завтра…Да хоть теперь, что нам завтра, под венец немедлючи.
И так незаметненько монетку ловко подхватил и себе в карман положил. Еле Ренька от наглеца настырного отбилась. Запыхалась, умаялась, за дверь его выставляючи.
И опять Реня с домовушкой Нюшкой потешились, жениха этого вспоминаючи.
— Вот поди ты, — говорила домовушка, — как вдруг изменился детина, золото увидавши. Жениться надумал, да не по любви, а по расчету подлому. Небось, решил он, что ты на золото богатая. Век ему так и маяться, жить с такою мелкою душой…
С отцом да с бабкой старенькой заглянул в девичий дом и Федор-каменщик. Все так же, как и с предыдущими женихами, под иконами сиживали, угощения хозяюшки нахваливали, да и про молодца слово доброго сказать не преминули. И когда гости уходить собрались, Реня за рукав Федора одернула и попросила остаться совсем на капельку. И только парень сел на скамью, сразу у ног его пятак из золота блестит… Поднял Федор его: «Гляди, девица, обронили гости, до меня здесь бывшие. Коль вернутся — значит, потом заработанный, коль нет — цены в нем не ведают. И тогда предлагаю это золото в церковь к празднику снести, чтоб было с ним покончено. А мы с тобой, Ренюшка, если все у нас заладится, сообща трудиться станем, свое добро добудем. И тогда оно вдвойне нам будет в удовольствие».
Вот так жениха и выбрали Реня с домовушкой Нюшкою. К свадебке заладилось, следом счастье в дом нахлынуло, достаток да любовь.