В дни каникул у школьников появляется много свободного времени. Дети буквально маются от скуки и не знают, чем себя занять. Родителям приходится что-то придумывать, как-то организовывать ребенка, иначе он будет томиться и ныть. Может быть, нужно больше загружать его занятиями, чтением? С этим вопросом мы обратились к учителю начальных классов средней школы № 99 Минска Светлане Кувыкиной.
Неумение занять себя — это бич детей, которые привыкли жить в очень структурированном времени. Их день расписан по минутам, им постоянно напоминают, что делать дальше. С того момента, когда они проснулись, и до того, как отправились спать. В итоге навыка распоряжаться собственным временем у них нет. Как у людей, вернувшихся из армии, где они мечтали: «Вот вернемся на гражданку и столько всего сделаем интересного!». Но оказавшись вне привычного структурированного ритма, они впадают в апатию, ощущают опустошенность, когда ничего не хочется, некуда себя деть.
С детьми происходит примерно то же самое. Когда вдруг, пусть ненадолго, ежедневная гонка прекращается, они впадают в ступор. Конечно, школьникам нужны развивающие занятия, кружки. Но все должно быть в меру.
Бывают ситуации, когда скучно самому ребенку, а бывают — когда родителям кажется, будто он бездельничает. Если ребенок не делает уроки, не чистит картошку, не играет на скрипке, в их представлении он ничего не делает. И родители начинают по этому поводу переживать. Им не приходит в голову, что у ребенка должна быть эта возможность — «ничего не делать». Ведь детям, как и всем остальным людям, хочется иногда просто посидеть, подумать, помечтать о чем-то. И если ребенок «ничего не делает», но при этом не выглядит недовольным, переживать не стоит. Тем более личное время, когда человек делает не то, что нужно, а то, что хочется ему, — это жизненная необходимость для каждого.
Если ребенок, не чересчур нагруженный, в меру обладающий свободным временем, вдруг заскучал — ничего в этом страшного нет. Походит, поскучает, потом придумает себе занятие. Ребенок должен получить и такой опыт, что, если ничего не делать, может стать скучно. Родителям не следует паниковать: «Он не знает, что ему делать!». Люди всегда находят себе занятия в свободное время через этап скуки. И если бы ребенку было непереносимо изнывать от тоски, он бы обязательно что-нибудь придумал. Если, конечно, у него есть в свободном доступе игрушки, книжки, краски и прочие интересные вещи. Если не придумывает, значит, ему вполне комфортно (речь идет о ребенке без травм, без «психологической задавленности» и т. п.). Переживать по этому поводу — то же самое, что оставить ребенка в комнате, где хранятся съестные припасы, и паниковать, что он умрет с голоду.
Может быть и такой вариант: ребенок, ноя, что ему скучно, просто воздействует на родителей. Есть папы-мамы, которые считают, что, если он ничего не делает — он почти преступник. Есть и уверенные в том, что, раз их ребенок сидит без дела, — это они преступники. И такими родителями можно управлять: стоит им только заметить, что чадо слоняется без дела, они бросают все свои дела и начинают его развлекать.
Конечно, видя, что ребенку скучно, родитель может предложить какое-то совместное занятие, допустим, поиграть в шахматы, в футбол, порисовать, испечь с мамой пирог, починить с папой машину. Но только в том случае, если он сам получает удовольствие от процесса, а не из соображений: «Чего это ты тут сидишь без дела? Надо тебя срочно загрузить, занять!».
Бывает, что родители заняты и не могут уделить ребенку время в тот момент, когда ему стало скучно. Не надо терзаться комплексами, что вы плохой родитель! Ребенок с пяти-шести лет вполне может занимать себя сам. Время от времени нужно прийти, выразить восторг по поводу его рисунка, крепости из пластилина или железной дороги из конструктора. А дальше — вернуться к своим делам.
Баночки-органайзеры
Интересная идея — сделать забавные баночки, благодаря которым вам не придется придумывать каждый день что-то новое и креативное. Раз в день дети вытаскивают из баночки бумажку с пожеланиями, чем они будут заниматься на улице, какую еду будут с мамой готовить и что они будут делать дома.
Чтобы сделать такие баночки, используйте старые банки из-под солений, украсив крышки декоративной бумагой и приклеив на каждую баночку этикетки с названиями: «Давай пойдем», «Давай сделаем», «Давай съедим».
Раз в день, собираясь вечером всей семьей, дайте каждому ребенку возможность вытащить из каждой баночки карточку. В баночку под названием «Давай пойдем» положите карточки с фотографиями и названиями интересных мест, куда можно отправиться на пикник или экскурсию, и перечислением того, что можно сделать поблизости, недалеко от дома, например «барбекю с друзьями».
В баночку под названием «Давай сделаем» положите ряд карточек, которые требуют творческой смекалки, например: «Составь коллаж на тему цирка» или «Освой новое мастерство».
Баночка под названием «Давай съедим» — это хит-парад разных блюд! Детям очень интересно рассматривать карточки и узнавать, что они будут готовить и есть. Все ингредиенты, которые необходимы для приготовления блюда, можно записать в ваш список покупок на неделю. Во время этого процесса дети учатся делать покупки и готовить.