Хорошие времена настали для потребителя: сдать в магазин теперь можно не только бракованный, но и качественный товар!
Это предусмотрено статьей 28 закона «О защите прав потребителей».
«Прежде всего это касается одежды. К примеру, жакет, который не подошел по фасону, размеру, цвету, покупатель вправе вернуть в магазин в течение 14 дней со дня покупки. Предоставлена и возможность замены на аналогичный, подходящий товар, — рассказывает председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. — Следует помнить, что возвращаемый товар, в нашем примере жакет, должен быть в том виде, в котором он был куплен, с неповрежденными ярлыками. Поэтому дополнение к этой статье состоит в том, что после того, как вы пришли домой с обновкой, то померьте ее с этикетками и в том виде, в каком она есть».
Особенно радует тот факт, что нормы закона распространяются также на товары, которые куплены в интернет-магазине.
Безусловно, потребитель имеет право вернуть только тот товар, который не был в употреблении и сохранил свои потребительские свойства.
В сотый раз напоминаем: не выбрасывайте чеки! «Иногда я замечаю, что, покупая те же продукты, люди часто выбрасывают кассовые чеки. Эта уже для многих стало доброй привычкой. Однако если кассового чека у вас нет, то и возврат товара в магазине для вас будет намного сложнее. Правда, есть нюанс — при попытке вернуть качественные продукты питания обратно на прилавок не поможет даже всемогущий чек. Берете ли, не берете — определяться нужно перед расчетом с кассиром. А вот если был приобретен продовольственный товар ненадлежащего качества, то продавец обязан либо заменить его, либо вернуть деньги».
Вернуть/обменять товар можно даже в том случае, если не сохранился кассовый чек, используя доказательства.
• Денежки, назад!
Вернуть деньги за товар продавец должен незамедлительно. В случае если цена товара уменьшилась, то покупателю должны возместить уплаченную им сумму. Однако если на момент возврата цена товара выросла, то обязаны вернуть сумму стоимости товара на время расторжения договора купли-продажи.
Если отдать деньги сразу продавец не может, то максимальный срок возврата не должен превышать семи дней. За нарушение этого срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара на день его реализации.
• Возврату не подлежит
Возврату не подлежат продукты питания, а также некоторые непродовольственные товары, перечень которых утвержден постановлением Советом Министров № 778 от 14.06.2002 г. К примеру, ковры, лекарства, книги, ткани, белье, чулки, носки, изделия из драгметаллов, бижутерия. Правда, и здесь есть свои нюансы. Покупатели должны знать, что это правило относится только к качественному товару. Бракованную вещь безоговорочно должны поменять или вернуть потраченные на нее деньги. Скажем, в книге не пропечатаны страницы. Значит, вы спокойно можете заявлять о своих претензиях. И они должны быть удовлетворены.
Не подлежат обмену и технически сложные товары бытового назначения (электро- и радиотовары, часы, компьютеры, ноутбуки, бензопилы, швейные машины и многое другое), на которые установлены гарантийные сроки и в техническом паспорте которых есть отметка о дате продажи. Скажем, вы купили электрочайник, а он перестал работать. Что делать? Обращаться в сервисный центр.
Обладателям сложной бытовой техники следует помнить, что у купленных товаров есть не только гарантия, но и срок службы, определяемый производителем. Если же срок по каким-то причинам не установлен, то по закону он составляет 10 лет. В течение этого времени претензии к качеству товара также обязаны рассмотреть.
Если продавец отказывается выполнять обоснованные требования покупателя, то с претензией следует обращаться к администрации магазина, ссылаясь на закон «О защите прав потребителей».
Удачных вам покупок и хорошего шопинга!