Счастливые люди — это здоровые люди. А счастливые родители — те, у кого здоровые дети. Фундамент успешного будущего закладывается с пеленок, и многое в этом вопросе зависит от неврологического статуса малыша. Именно этот статус, или назовем его фоном, играет определяющую роль в последующем развитии всех основных систем человека. О том, как новоиспеченным родителям не пропустить главные моменты развития своего чада, мы побеседовали с потомственным врачом — заведующим кафедрой детской неврологии Белорусской медицинской академии последипломного образования кандидатом медицинских наук, доцентом главным детским неврологом Министерства здравоохранения Республики Беларусь Леонидом Шалькевичем.
— Леонид Валентинович, какими заболеваниями занимается детский невролог?
— Всеми нарушениями нервной системы у детей. Если учесть, что ни одна болезнь не протекает без того, чтобы тем или иным образом не вовлечь нервную систему, становится понятно, насколько важна ее функция в организме. Ведь именно она координирует деятельность всех других систем, реагирует на заболевание того или иного органа. Влияние неврологических отклонений на формирование первичной инвалидности среди детей нашей страны различный: так, почти у половины инвалидность обусловлена детским церебральным параличом, на втором и третьем месте — эпилепсия и поражение периферической нервной системы. Если говорить о возрасте, то самый уязвимый период — это первые 3 года жизни.
— Что проверяет невролог при клиническом осмотре малыша первых лет жизни?
— Врач изучает состояние сознания, мышечный тонус, рефлексы, моторные навыки, двигательные и чувствительные реакции. В отличие от взрослых пациентов, у детей, помимо общей оценки нервной системы, всегда производится анализ соответствия уровня развития возрасту.
— Когда родителям следует обращаться к специалисту?
— Все зависит от состояния нервной системы ребенка. Если все в порядке, то на первом году ребенок осматривается порядка четырех раз (примерно каждые три месяца), при необходимости — чаще. Невролог отслеживает развитие малыша, а корректирует его уже в зависимости от степени выраженности нарушений. Одни детки нуждаются в массаже и гимнастике, другим необходима еще и медикаментозная коррекция, иногда в условиях реабилитационного центра. Главное — заниматься с ребенком, не пускать процесс развития на самотек. От того, сколько было вложено в ребенка сил, будет зависеть и отдача. Бывает, что маленький человечек имеет значительный потенциал, но если им не заниматься соответствующе, у него будет высокий риск остаться с неврологическими нарушениями на всю жизнь. И обратная ситуация, когда тяжелый малыш стараниями медиков и родителей может достичь хороших результатов.
— А какова же в лечебном процессе роль родителей?
— По большому счету, мама и папа, не теряя времени на поиски чудодейственных средств, способны очень многое дать своему малышу. Для этого они должны включиться в процесс реабилитации, и чем раньше родители поймут, что без их участия ничего не выйдет, тем лучше результат. Ведь первые три года — уникальный период в жизни ребенка. Именно в это время его мозг растет, активно формируются связи между нейронами. И чем больше раздражителей, тем активней идет этот процесс. А чем сильнее развита нейронная сеть, тем лучше ребенок впитывает информацию, анализирует, запоминает. Поэтому, если мамы и папы начнут «отлынивать», усилия всей команды специалистов могут быть сведены на нет. Родителям и тем, кто только планирует ими стать, надо четко осознать, что воспитание ребенка — это тяжелый ежеминутный труд, и начинать его нужно буквально с пеленок. Для наглядности приведу такой пример: однажды к известному педагогу родители привели своего трехлетнего сына и спросили, когда следует начинать его воспитывать. Он ответил: «Вы опоздали на три года».
— На стене в вашем рабочем кабинете огромное количество всевозможных грамот, дипломов, свидетельствующих о заслугах и достижениях в области неврологии. Многие из них вам вручали за рубежом. Как там, далече от нашей Беларуси, оказывается неврологическая помощь самым маленьким пациентам?
— В каждом государстве свои направления и приоритеты. В некоторых странах детские неврологи больше уделяют внимания таким заболеваниям, которые у нас находятся в ведомстве психиатров: аутизм, синдром гиперактивности и дефицита внимания, аномалии психоречевого развития. В других странах есть специалисты, которые занимаются исключительно нарушениями развития у детей грудного возраста. Отличается и число детских неврологов: так, на весь Лондон (а там проживает около восьми с половиной миллиона жителей — сопоставимо со всей нашей страной) прием ведут всего десять специалистов. В Париже таких специалистов чуть больше, чем в Лондоне, — двадцать. Очередь к ним может занимать до полугода. Если сразу же провести параллель с нами, то в Беларуси детских неврологов порядка двухсот человек. То есть разница существенная.
В нашей стране попасть к нужному специалисту гораздо проще. Но главное не их число, а подход к вопросу сохранения детского здоровья. Дело в том, что за рубежом под руководством специалиста со своими детьми работают и родители, они так же ответственны за успех лечебного процесса. У нас, к сожалению, часто родители занимают пассивную позицию по отношению к лечению своего ребенка. Поиск чудодейственной таблетки, массажа, специалиста часто подменяет реальную работу с ребенком. Не раз замечал: там, где у родителей есть истинное желание работать с малышом каждый день, совместно со специалистами, эффект достигается намного быстрее, чем в самых лучших реабилитационных центрах, но без участия папы или мамы.
Следует помнить, что здоровье зависит в первую очередь от бережного и внимательного отношения к себе, своему организму с малолетства. Необходимо правильно использовать резервы, полученные от природы, не растрачивать их впустую. Занятия физкультурой, правильное питание, плановая диспансеризация — вот то, что поможет сохранить здоровье, и не только неврологическое. Слова избитые, но ничего нового пока в медицине не изобрели.
Во всем мире быть здоровым — это модно. К этому должны стремиться и мы!
Беседовала Анна ПРИСТАВКО