На этот раз мы расскажем о самом старом костеле на территории нашей страны. Впрочем, не помешает сделать оговорку, что речь пойдет о самом старом из католических храмов, которые не подвергались изменениям и не перестраивались. Уникальный памятник был построен много веков назад, а первое летописное упоминание о нем относится к 1472 году. Это может означать, что Троицкий костел был свидетелем великих событий, развивавшихся еще в период правления князя Витовта! Этот храм был поврежден лишь однажды, во время войны с Московским княжеством 1654—1657 годов. Он не раз передавался другим верующим: во второй половине XVI века храм превратился в кальвинский собор, а в 1641 году вновь вернулся католикам, затем здесь был православная церковь, и спустя какое-то время опять вернулся католикам. Эти переходы от одной веры к другой не могли не сказаться на внутреннем убранстве костела. Оно не сохранилось до наших дней, но тем не менее внутри храма можно увидеть любопытные витражи и другие интересные элементы декора. Чтобы посетить уникальный костел, отправляемся в Ишкольдь. Едем по трассе М1 и возле Барановичей сворачиваем на Р108. Нынешний маршрут: Карчова, Задвея, Ишкольдь, Полонечка, Заосье, Бартники, Вольно, Городище, Колдычево.
Авторский проект художника, реставратора,
путешественника Владимира Цвирко.
Деревня Карчова
Это бывшая усадьба Верещаков «Тугановичи». В их доме гостили Косцюшко, Наполеон Орда, Ожешко… Здесь Адам Мицкевич влюбился в дочь хозяев Марию. Сохранился в этих местах камень филаретов, у которого Мицкевич и его друзья дали клятву верности идеалам свободы и справедливости. Во время восстания 1863—1864 годов в Тугановичах была оружейная мастерская, за организацию которой владелец усадьбы заплатил жизнью.
Деревня Задвея
От усадьбы Чечотов, которая была основана вначале XVIII века, сохранилось уникальное по своей красоте здание ледовни и несколько хозпостроек. Ледовне срочно требуется реставрация или консервация. Еще недавно у нее в терпимом состоянии была крыша, а теперь здание разрушается.
Деревня Ишкольдь
Троицкий костел возведен в стиле поздней готики (XV век). Чтобы добраться до храма, надо свернуть с трассы М1 за 12 километров до железного зубра (это будет поворот на Городею и Несвиж) и двигаться по старому брестскому шоссе (Р2) параллельно «олимпийской» дороге. Если заезжать со стороны Бреста, то удобнее всего съехать с М1 за шесть километров до зубра, на повороте на Нижнее Чернихово и Вольно.
Стоит также посмотреть в Ишкольди старую часть деревни с уникальной рядовой застройкой.
Деревня Полонечка
В стиле позднего классицизма в этой деревне сохранился радзивилловский дворец XVIII века. Дворец двухэтажный, по бокам к нему примкнули одноэтажные флигели. Первоначальная планировка с парадным залом, вестибюлем и лестницей не сохранилась: здание горело, затем было приспособлено под школу-интернат, сейчас не используется.
Уцелели в деревне руины водяной мельницы, построенной в 1819 году. В стиле неоготики и модерна здесь был возведен костел святого Юрия, рядом — колокольня и плебания XIX века. Очень красивое внутреннее убранство этого храма.
Деревня Заосье
Первые документальные упоминания Заосья относятся к 1775 году, когда шляхтич рода Рымвидав, герба «Погоня», Йозеф Мицкевич (родной брат деда Адама) из Новогрудского уезда подал иск в Новогрудский суд на шляхтича того же уезда М.Яновича, владельца имения Заосье, о взыскании с Яновича займа в сумме более 700 злотых. Дело в суде рассматривалось несколько раз, и в итоге Янович, который не смог выплатить долг, по решению суда должен был отдать усадьбу Заосье Мицкевичу как залог. Через двадцать лет после трагических обстоятельств имение переходит в собственность Николая Мицкевича, отца Адама. Здесь в ночь с 24 на 25 декабря, ночь рождения Христа, у него и родился сын Адам, которому суждена будет слава великого поэта нескольких народов.
Здесь размещается музей-усадьба Адама Мицкевича, восстановленная в 1998 году.
Деревня Бартники
На доминирующей высоте, рядом с деревней, на кладбище в готическом стиле из кирпича в начале XVIII века построена часовня-усыпальница. Но сегодня она в полуразрушенном состоянии.
Агрогородок Вольно
Известно поселение с XVI века как имение Хадкевичей. В XVII—XIX столетиях здесь существовал базилианский монастырь. От него сохранился униатский костел 1768 года постройки, который с 1895-го стал православным храмом. Памятник архитектуры барокко. На фасаде лепное панно с короной и воинской атрибутикой.
От усадьбы Слизней XIX века сохранились бровар, амбар, ледовня и придорожная часовня.
Городской поселок Городище
Костел Девы Марии в стиле барокко в 1640 году строился как униатский. В стиле классицизма в начале XIX века здесь была построена придорожная часовня. Сохранилась рядовая застройка того же периода. В 1764 году строится в местечке деревянный Крестовоздвиженский православный храм в стиле народного творчества. Рядом с поселком находится городище II века. Здесь же частично сохранилось татарское, еврейское и католическое кладбища.
Деревня Колдычево
На месте бывшей усадьбы Шалевичей немецко-фашистские оккупанты расположили концентрационный лагерь, в котором погибло 22 тысячи узников: евреев, поляков, белорусов, цыган… Здесь установлен памятник жертвам фашистов.
На кладбище сохранились руины обелиска XVIII века..
Легенда от автора проекта
Два села
Когда-то давным-давно в этих краях была красивая возвышенность с высоким дубом наверху. А вокруг него стояли каменные идолы, обнесенные прочным частоколом. Рядом с тем холмом ютились два селения с простыми названиями: Верхнее Село и Нижнее. Верхнее сбегало единственной улицей по склону, упираясь в рощу, как будто та поддерживала село снизу. Нижнее лежало у самого подножья холма, вольготно разбросав свои несколько улиц вдоль ручья, и протянуло их до девственного леса, который заполнил собой всю околицу. Широкая, никогда не зарастающая тропа вела из этих двух поселений на вершину, прямо к дубу.
Новая вера, чужая религия, пришедшая в эти края, решила, что она здесь уже не гостья, а равноправная хозяйка. Какими путями и методами она насаждала свои права и законы — это другая история. Но спустя время жители Нижнего Села уже строили новый храм, и дорога к богам каменным стала вдвое уже. Жители Верхнего Села строго соблюдали все обычаи, упрямо следовали законам и обрядам веры своей, как учили их отцы и прадеды.
И вот выпал как-то очень дождливый год. Посевы вымокли, запасы вышли, скотина отощала. Люди из Верхнего Села беду эту истолковали по-своему: соседи богов прогневили, к вере новой обратившись, вот и наказали они их. За это и посланы такие мучения.
Священник только что возведенного храма стал на богослужениях речи вести, что беды все от холма ненавистного. Что тучи за дуб и истуканов зацепились и стоят здесь как привязанные, проливая на головы людей потоки воды не иссякающие. Говорил, что надо немедля этот холм срыть, языческих богов выкинуть и дуб срубить не жалеючи.
Слезные мольбы жителей Верхнего Села не остановили идущих за священником. Днем и ночью, невзирая на ливень, люди как муравьи разрывали холм инструментами разными и даже руками голыми. Рухнули каменные изваяния, и поползли потоки грязи к подножью холма. Не устоял и дуб на корнях подрубленных, упал к ногам людей, многих на тот свет отправляючи…
Сколько трудились так грешные — не ведомо….
Но вот пришел день, и тучи рассеялись, и пролился свет солнечный на землю, которая изменилась до неузнаваемости. От Верхнего Села осталось изб несколько, а Нижнее все было снесено потоками воды с землей. Сам холм превратился в небольшую возвышенность всю в ямах да глубоких рытвинах, без единого растеньица.
На той земле, где были дома погребенные, жители села не стали строиться по новой, а отнесли селение пониже, к самому лесу. Как будто кто-то сказывал, что и истуканы каменные, по холму сползаючи, были похоронены где-то там внизу под землею, да там и остались. Верхнее Село через какое-то время вновь отстроилось, сохранивши за собой название Старое.
Казалось все забылось, свечи огарок выброшен… Нет. Теплится еще уголек воспоминаний, не поленись, спроси поласковей… Старики да книги мудрые откроют вам тропинку в прошлое.