Среди множества больших и малых сражений, происходивших в нашем Отечестве, столкновение возле местечка Полонка (ныне деревня в Барановичском районе) было одним из самых значительных. Но сегодня оно практически неизвестно соотечественникам. Между тем значение его было поистине судьбоносным в войне 1654—1667 годов. То была даже не война, а кровавый потоп. Именно так польский писатель Генрик Сенкевич назвал в 1884 году свой роман, в котором запечатлел события того времени. В той войне погиб каждый второй житель Беларуси, а на Могилевщине и Витебщине в живых остались лишь 20 человек из сотни.
По разным данным, в битве на Полонке погибло от 10 до 16 тысяч московского войска Хованского. Это был разгром главных сил царских войск, действовавших на территории Великого Княжества Литовского, и коренной перелом во время войны. В тылу захватчиков с новой силой разгорелась партизанская борьба. Вскоре войска Сапеги и Чарнецкого были уже под Борисовом. Тем же летом радовались освобождению уцелевшие жители Кричева, Шклова, Мстиславля…
Отправляемся к местам боевой славы XVII столетия. Едем по брестской трассе и поворачиваем около Барановичей.
Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.
Деревня Почапово
В центре деревни стоит Покровская церковь из кирпича, возведенная в 1867 году. Храм построен в ретроспективно-русском стиле, вокруг него — очень красивое ограждение с угловыми башенками и часовенками. До 2004 года церковь эта лежала в руинах, но благодаря стараниям священника Григория Сапуна она была восстановлена. Этому человеку уже 92 года, он за свою жизнь возродил два храма. Собрал единомышленников, и церкви возвращены к жизни, радуя верующих людей.
Деревня Большая Своротва
В этом населенном пункте есть интересный храм — уникальное, единственное в Беларуси в своем роде треугольное в плане культовое сооружение. Треугольник был сначала деревянным. В 1747 году его построил «скарбавы» писарь Великого Княжества Литовского Николай Овсяный. Войти в храм можно было с трех сторон. Алтарь был расположен в центре помещения, которое украшал резной иконостас, объемные скульптуры, расписанный потолок. Пол был кирпичный — правило, которым руководствовались в то время при строительстве церквей.
Новый владелец имения — Якуб Незабытовский — в 1823 году закончил возведение на этом же месте храма из бутового камня, который целиком повторил архитектурные особенности предшественника.
Форма треугольника отражает, скорее всего, стремление мастеров во время распространения униатства создавать церкви, не похожие на костелы. У треугольной церкви в Большой Своротве когда-то был двойник — униатская церковь в деревне Бесяды Логойского района.
Деревня Молчадь
По типовому проекту в 1869 году из кирпича и камня здесь строится церковь Святых Петра и Павла в ретроспективно-русском стиле. В деревне сохранилась корчма 1869 года, синагога и рядовая застройка конца XIX— начала XX века. На кладбище есть склеп-усыпальница Светликов.
Деревня Люшнево
В ретроспективно-русском стиле из кирпича построена здесь деревенская Успенская церковь (1865).
Деревня Лотвичи
Сохранились останки деревянной католической часовни XIX века. Рядом из кирпича была возведена часовня в стиле историзма в виде пирамиды. Тоже находится в очень плохом состоянии.
Деревня Полонка
В 1881 году из дерева в ретроспективно русском стиле здесь была построена церковь святого Николая. До 1830 года там был монастырь доминиканцев, основанный в 1680-м. Сохранилось старое еврейское кладбище.
Рядом с деревней установлен мемориальный камень на месте битвы 1660 года.
Деревня Новая Мышь
В ретроспективно-русском стиле из дерева на центральной площади построена Спасо-Преображенская церковь (1859). В деревне сохранилось здание корчмы, синагоги, хедера (XIX в.). В этом населенном пункте стоит бюст белорусскому поэту, фольклористу и этнографу Яну Чечоту. Памятник был установлен 4 июля 1996 года благодаря стараниям местных краеведов, историков Василия Дубейца и Михаила Берната. В деревне стоит костел Преображения Господня, построенный в 1826-м. Уникальное, бесценное и необыкновенной красоты убранство этого храма. Ради того, чтобы посмотреть этот костел, стоит ехать в деревню с таким необычным названием.
Деревня Старая Мышь
Сохранились в превосходном состоянии винокурня и здание спиртохранилища начала XX века. Здесь можно увидеть земляные валы замка Ходкевичей, воздвигнутого в XVI веке.
Деревня Железница
От усадьбы Вольских осталась часовня-усыпальница XIX века, похожая на маленький белорусский Парфенон. Сохранилась также сыроварня того же периода постройки.
Легенда от автора проекта
Враг человека
В этих местах где-то была криничка. Оставив машину у дороги, я пошел по лесной тропе, руководствуясь в ее поисках только рассказами пожилой жительницы хутора в километрах трех отсюда. И вдруг услышал человеческие голоса и учуял запах дыма. Повернул и прошел через кусты, увидел, что на небольшой поляне, заваленной срубленным лесом, у костра сидели пятеро. Вернее, четверо — пятый встал мне навстречу, окрикнув лохматого черного пса, кинувшегося было ко мне. Поздоровавшись, я поинтересовался, знают ли они, где криница. Оказалось, знают. Пригласили выпить чаю из помятой алюминиевой кружки и обогреться. Отказаться было неудобно. Присел.
Один из присутствующих, среднего роста, лет так под шестьдесят мужчина начал рассказывать старую историю, которую слышал от своего деда, а тот — от своего.
Грея руки о кружку с горячим чаем, пахнущим дымом и свежеспиленной сосною, довелось мне вприкуску услышать эту легенду.
…Когда-то боги жили с человеком рядом, встречались редко, по необходимости. Вот и на этот раз боги вызвали его по делу, как им показалось, неотлагательному.
— Выбирай, — говорят они, — себе друга. А так как под рукою у нас оказались только волк и собака, вот среди них и выбирай.
Подошел человек к тварям божьим и остановился в нерешительности. Уж больно они похожи между собою, а если и есть в чем-то разница, то совсем незначительная.
Надо сказать, что звери знали, какая задача будет поставлена богами перед человеком. Видя, как замешкался он в своем выборе, собака, когда тот проходил мимо, незаметно лизнула ему руку. Человек, почувствовав это, все же не остановился, а подойдя к волку, попытался его погладить. Зверь еле слышно прорычал, оскалился и немного отступил, не позволив до себя дотронуться.
Сильно задело это человека. «Ах так! — произнес он и, повернувшись к богам, сказал: — «Я выбираю его». Не оборачиваясь к собаке, указал рукою в ее сторону.
— Ты сделал свой выбор, — сказали боги. — Теперь навеки твоим другом будет собака. Ну а волк… Волк останется с нами. И, судя по всему, он теперь твой враг.
Человек с собакой ушел.
Солнце полыхало в зените. На большой белой террасе, увитой густой виноградной лозой с огромными янтарными гроздьями ягод, сидели боги и обсуждали то, что только что случилось. Самый молодой, прислонившись к колонне и глядя вдаль, задумчиво произнес словно сам себе:
— Я бы не хотел оказаться другом человека. Если бы опять мы пригласили всех троих и опять предложили выбирать волку, и если бы волк выбрал человека, то я уверен: человек тут же бы предал собаку. Ушел бы к волку. Или я неправ?
— Нет, ты прав, — немного помедлив, ответил ему один из старших богов. — Это в природе человека: раболепствуя перед силою, предавать тех, кто тебе предан бескорыстно. Так будут поступать не все люди, но они будут исключением. И именно они удостоятся нашего внимания и покровительства. И даже враг будет перед ними преклоняться и восхищаться мужеством их…
У самого неба тихо шумели высокие сосны, как будто прощались со своими спиленными сестрами. Костром и чаем согрелись все: и мои случайные знакомые, и я, и огромный пес, лежащий тут же у ног людей, внимательно слушающих эту историю. И, возможно, кое-что понимал и он.