Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Специальный проект
>>>
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>



На заметку потребителю

№49 от 03 декабря 2015 года

Политика любезности
Политика любезности
 В магазин шаговой доступности мы спешим за самым насущным — ежедневным набором продуктов. Здесь все до боли знакомо и товары расставлены на своих привычных местах. Кажется, что с продавцами и кассирами мы знакомы уже целую вечность, с ними здороваемся и знаем чуть ли не поименно. Откуда-то льется приятная музыка... Так и хочется сказать: чувствуйте себя как дома, и, не доходя до кассы, начать есть мороженое.  Итак, что можно, а что нельзя делать потребителю в магазине? Мы составили несколько главных правил поведения покупателей в супер- и мини-маркетах.

Нелегальная проба
Если вы решитесь продегустировать овощ или фрукт, раскрыть пачку зефира, чтобы вдохнуть его аромат, откусить батон — за такое действие вас могут оштрафовать. Поскольку даже если вы взяли товар с полки и переложили его к себе в продуктовую корзину, то до тех пор, пока не заплатили за него, он принадлежит магазину.  И когда ваши покупки переместились на ленту кассового транспортера, помните, они по-прежнему не в вашей собственности. Конечно, если ваш проголодавшийся ребенок  что-то попробует, кассиры, могут закрыть глаза на это. Но стоит ли нарываться на неприятный разговор, тем более при детях?
Если же вам самим нестерпимо хочется узнать на вкус виноград и съесть хоть одну ягодку, то будьте любезны сначала спросить разрешения у персонала магазина. Тем более не стоит вскрывать упаковку, иначе указанный вес на наклейке с ценником не будет совпадать с истинным. А вот если цветная капуста в пищевой пленке завернута вместе с ботвой и при этом не взвешена, а на ценнике указана стоимость продукта (то есть капусты, пригодной в пищу), вы имеете полное право потребовать ее распаковать и оборвать листья. Либо сделать это самостоятельно, а потом уже взвесить. Так же следует потребовать срезать металлические колечки у палки колбасы. Продавцы должны следить за тем, в каком виде доставляют им поставщики те или иные продукты, и если что-то не устраивает, отказываться от сделки с ними либо самим производить обработку товара перед выкладкой его в торговом зале.
Позволительно аккуратно пальцами опробовать степень зрелости груши, не слишком ли мягкий помидор или огурец. Прикасайтесь к плодам с особой бережностью, чтобы случайно не содрать кожуру и не повредить товарный вид. Попробовать маленькую виноградинку вполне удобно, правда, лучше все же фрукты помыть перед едой. А вот надкусить на пробу яблоко, чтобы понять, сладкое оно или нет, — точно не стоит.


Трогать руками можно только те продукты питания, которые перед употреблением обязательно моют. Так, например, вы не можете пальцами мять булочку перед покупкой, чтобы проверить ее свежесть, а только целлофановыми перчатками, через пакет или специальной лопаткой.
Разрешено открыть и заглянуть в коробку с яйцами, чтобы проверить, нет ли там поврежденных. Однако доставать и самостоятельно заменять битое яйцо на целое  нельзя. Лучше взять другую упаковку, скорее всего, там все яйца будут в порядке.
Не спешите пробовать!
Многие, не задумываясь, открывают бутылку минералки или сока, отпивают несколько глоточков, считая, что не совершают ничего предосудительного. Они не прячутся от работников супермаркета, не скрывают от них факт вскрытия  бутылки и находятся на полдороги к кассе, где внесут плату за вскрытый товар. Опять же, поступать так неправильно. Повторимся, что пока продукт не оплачен, он не ваш и у вас нет прав открывать его. Ведь трудно доказать, в какой момент, например, сок был вскрыт, ваша или нет в этом вина, был ли он взят с полки этого магазина и в этот ли именно день.
Если же вы ненароком задели, предположим, банку с кабачковой икрой и разбили ее в магазине (до оплаты), вы не обязаны компенсировать ущерб. Хотя это зависит от политики супермаркета, так как руководитель организации может апеллировать к правилам внутреннего распорядка в служебных помещениях и зданиях. Однако если речь идет о незначительной сумме, то продавцы обычно прощают эту досадную оплошность.
Почитать перед покупкой
Не только в магазине, но и даже в киоске продавец не будет против, если вы перед покупкой пролистнете газету или журнал, чтобы решить, интересны они вам или нет.

Избавляемся от мелочи

Собравшиеся в кошельке мелкие деньги многие решают сбыть в магазине. И кассир действительно обязан принять у вас белорусские денежные знаки любым номиналом. И, возможно, даже будет рад появившейся мелочи. Но вы не должны давать, так же, как и принимать, рваную или исписанную банкноту. Если вам понадобилась мелочь, к примеру, на карманные расходы детей, вы имеете право попросить разменять купюру высокого достоинства, ничего не покупая при этом в магазине.
Один мой знакомый когда-то так решил «отомстить» невежливой с ним кассирше. Подкопив мелочь, собирая и разменивая ее по друзьям, он отправился в магазин и совершил покупку по внушительной цене, заставив девушку на кассе долго-долго и муторно-нудно пересчитывать деньги.
Во время приобретения продуктов на весьма скромную сумму рождается резонный вопрос: можно ли оплатить ее не наличкой, а по карте? По закону нижней границы для оплаты кредиткой нет.
А что у вас в сумке?
Первоначально требование складывать все покупки в специальную продуктовую корзину было вызвано необходимостью проконтролировать товары, которые вы покупаете. По-другому сложно разобраться, все ли продукты были положены на кассовую ленту или что-то «осело» у вас в сумке. Убедиться в этом, применив силу,  работники магазина не могут, но все равно довольно неприятно, когда вас попросят показать содержимое сумки. Именно поэтому придумали выход из этой ситуации — покупатели должны использовать специальные закупочные корзины и металлические тележки. Кстати, тележки предназначены для транспортирования товаров по залу во время совершения покупок, а не после, и пользоваться ими за пределами супермаркета, чтобы, скажем, довезти товары до автомобиля на стоянке, нежелательно. Очень неудобно собирать их потом по всей округе, особенно когда отдельные лихачи увозят их далеко от магазина и бросают.
Нюхаем тестер
Как часто мы открываем крышечки у незапечатанных дезодорантов или шампуней на полке, чтобы оценить их аромат! Обратите внимание — «незапечатанных»! То есть в идеале это должен быть пробник, который помечен, как «Тестер». Если у продавца нет образца, ему придется распаковывать один из тех, что продается. Обязан ли он это делать? Тут все зависит от вашего умения культурно просить или требовать ну и от «политики любезности» магазина.

Комментирует эксперт общественного объединения «Минское общество потребителей» Игорь Ковбаса:
— Возьмем такой распространенный случай, когда покупатель по неосторожности разбивает банку огурцов или бутылку дорогого спиртного напитка. Действительно, потребитель, допустивший порчу имущества продавца, обязан возместить нанесенный ущерб. И если вы сами пригласите работника магазина и признаете свою вину с извинениями, то, как правило, все обычно расходятся мирно. На самом деле в каждом магазине своя позиция, как поступать в отношении покупателя в этом случае в соответствии с внутренними правилами. Однако ситуации бывают разные, и человек может разбить банку, допустим, из-за неправильно установленных стеллажей с узким проходом, скользкого пола и т.д. Тогда покупателю стоит отстаивать собственную невиновность. Из практики могу сказать, что подобные дела редко доходят до суда — стороны обычно договариваются.  Подробнее о правилах торговли вы можете прочитать в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 года №703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания».

Памятка потребителя
Если вы разбили банку:

1. Пригласите сотрудника магазина и укажите на произошедшее.
2. Если вы невиновны, требуйте составления акта. Изложите письменно ситуацию и соберите как можно больше подписей администрации магазина, свидетелей, представителей милиции (если вызвали).
3. Сделайте фото или видео.
4. Потребуйте просмотреть запись с камер наблюдения в магазине в присутствии  милиционеров. Свои требования можно выдвигать либо в устной форме, либо ходатайствуйте письменно. Чтобы было проще отыскать нужный видеофрагмент, запомните дату и время, когда это все произошло.
5. На основании акта можно обращаться в суд.



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

В Беларуси разработана первая группа детских чайных напитков из местных трав, цветов, плодов.

Важно соблюдать питьевой режим. Увлажненные слизистые – первый барьер на пути вируса. Считается, что человеку необходимо не менее 25 мл/кг в сутки. Однако эта цифра может доходить до 60 мл/кг. Все зависит от физического и физиологического состояния, возраста, наличия заболеваний, рациона, привычек.

Производители должны указывать на маркировке, как хранить воду и в каких условиях. Открытую бутылку рекомендуется держать в холодильнике. Желательно не более суток.

Физкультурой и спортом в Беларуси занимается 2,13 млн человек. К их услугам 23,3 тыс. физкультурно-спортивных сооружений: стадионов, клубов, оздоровительных центров и т. д.