В 1102 году полоцкий князь Борис Всеславович, возвращаясь из похода на ятвяг, основал на левом берегу Березины город и назвал его своим именем. В «Хронике Литовской и Жемойтской» говорится, что Борисов был основан, чтобы «знак вечной граници умоцнити межи Литвою и князством Полоцким». В конце XIII века он становится городом-крепостью Полоцкого княжества. С древних времен судьба Борисовщины была переменчивой и неспокойной. Ее грабили и разоряли чужеземные захватчики, не раз она становилась ареной сражений. Так было и в 1812 году, когда Борисов оккупировали французские войска. Знаменитая Березинская переправа возле деревни Студенка — крупнейшая в европейской истории трагедия, унесшая жизни более 50 тысяч человек. Именно с нее началось отступление армии Наполеона за пределы Российской империи.
Отправляемся изучать Борисовщину по маршруту: Грицковичи, Холопеничи, Худовцы, Крупки, Зоричи, Брили и Студенка, Бытча, Старо-Борисов, Борисов.
Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.
Деревня Грицковичи
В первую очередь мы едем сюда посмотреть старинный каменный крест, что находится рядом с церковью. На невысоком холме рядом с деревней возвышается над околицами построенная в стиле народного творчества деревянная Спасо-Преображенская церковь. Датируется1822 годом. Но есть версия, что время ее основания — 1622-й.
Городской поселок Холопеничи
Известен с 1451 года. В 1669-м в нем действовал монастырь доминиканцев. От монастыря остался жилой корпус, возведенный в 1773 году. В 1904-м он перестроен в Крестовоздвиженский костел. В 1930-е в нем был Дом культуры. Рядом с костелом памятник отмены крепостного права. Лежит в руинах Свято-Успенская церковь, но территория вокруг благоустроена. В 2004 году в поселке построили новый православный храм.
Агрогородок Худовцы
Деревянная церковь Рождества Богородицы построена здесь в 1894 году. Интересно увидеть этот храм изнутри. Во внутреннем его убранстве много искусной деревянной резьбы с позолотой. Сегодня святыня стоит в строительных лесах.
Город Крупки
Усадебный дом Святских в стиле модерн построен в начале XX века. Сохранились остатки пейзажного парка.
Деревня Зоричи
В стиле народного зодчества в 1842 году здесь возведена деревянная Успенская церковь, которая удивляет пластичностью своей архитектуры.
Деревни Брили и Студенка
Здесь находится мемориальный комплекс войны 1812 года. Памятники мемориала размещаются между деревнями Брили, Студенка и Лещины. Примерно посередине между этими деревнями находится и знаменитое Брилевское поле, где 26—28 ноября произошла переправа отступающих войск Наполеона, сопровождавшаяся ожесточенными боями на берегах Березины.
Деревня Бытча
В деревне стоит кирпичная Троицкая церковь 1891 года постройки в ретроспективно-русском стиле. До 1990-го лежала в руинах. Затем была восстановлена.
Агрогородок Старо-Борисов
Уцелел усадебный дом князей Романовых. Построен в начале XX века в стиле модерн.
Город Борисов
В городе есть очень красивый Воскресенский собор (архитектор П. Меркулов) 1874 года постройки. Рядом — брама и колокольня (архитектор В. Струев) 1907-го. Сохранилось здание женской гимназии начала XX века. Здесь можно увидеть земляные укрепления 1812 года. Костел Рождества Девы Марии построен в 1806-м. Внешне он несколько пострадал от перестроек, но внутри храм великолепен. В 1937 году костел превратили в склад. После войны здесь был кинотеатр, потом спортзал. В 1988 году возвращен католикам.
В городе установлен памятник его основателю Борису Всеславовичу. Сохранилась здесь и рядовая застройка XIX—начала XX века, синагога Большая 1912 года постройки, синагога «Хевре тылим» (1911) и еще одна — начала XX века. В Борисове можно посмотреть торговые ряды, которые сохранились с 1908 года. Еврейское училище начала XX века, училище городское того же периода постройки. Здесь в очень хорошем состоянии сохранилось старинное еврейское кладбище. На улице Гоголя можно увидеть руины тюрьмы XIX века.
Легенда от автора проекта
Журавлиное дитя
(Окончание)
— Дитя, — еле слышно произнесла старуха. — Слышь, старик, дитя плачет. Но от окна не отошла.
У деда были свои размышления по поводу случившегося, его терзали дурные предчувствия. Он решил потянуть время, сказать, что все обман, почудилось.
— Да показалось тебе, старая. Провалиться мне на этом месте, показалось.
И тут же представил, как он, грешник, проваливается в пекло адовое. Оба молчали. Дед от страха, а баба в ожидании новых звуков. И они появились, в дверь начали скрестись, а потом тихонечко постучали. Старуха побледнела и сползла на пол. Опустился рядом на колени и дед, поддерживая под руки полуживую жену.
— Знаешь, знаешь, — стал он ей шептать на ухо, обманывая: — Зинка это Тимохова, Зинка. Она давно уже брюхатая. Нагуляла с шабашником весною. Сколько раз слышал, как пьяный Тимка за волосы ее таскал да со двора гнал. Вот, может, и родила намедни. Батька из дома в лютости выставил, вот она ребеночка и подбросила нам. Может статься, бежать собралась. Говорят, она нового хахаля завела. Без дитяти легче-то, вот она и подкинула, бесстыжая, нам.
Дед говорил скороговоркой, казалось, убеждал себя больше, чем бабку. Старуха молчала. Было бы легче, если бы она что-то ответила, возразила… Но она молчала.
— Не поверила, — подумал дед. — Не поверила…
Вот она наклонилась к самому уху и прошептала:
— А из пеленок ребеночек выкатился, на ножки встал и в дверь нашу стучать да скрестись надумал.
Она еще что-то сказать хотела, как новые звуки прервали ее возражения.
Во дворе уже не плакал ребенок. Он смеялся. Старики, толкая друг друга, опять бросились к окну. Они не могли от удивления и страха что-либо говорить, только тыкали пальцами в стекло и жестикулировали. То, что они увидели, могло отнять речь у любого…
Там во дворе бегал голый ребенок. Он ловко лепил на бегу снежки и бросал в сторону собачьей будки. И вдруг дитя повернулось к окну и, улыбаясь, посмотрело прямо в глаза старику. Это длилось мгновение. Потом малыш опять побежал по снегу, бросая снежки в собаку. Громко смеялся и хлопал в ладоши.
И опять бабушка опомнилась первой. Бросилась во двор, дед следом. Без слов понятна реакция стариков: на морозе во дворе по снегу бегал голый ребенок. Согреть, обласкать, накормить — вот что было в их седых головах. Бабка быстренько поймала дитя и понесла в дом. Все теплое да с печи: окутать, утеплить. Она была похожа на курицу-наседку. Дрожащими руками она пеленала ребенка и шептала:
— Ну и что, ну и не важно, чей он. Сейчас он наш, наш, дед. Наша, — поправилась бабка, — Наша. Нам Бог внучку послал.
— Бог ли, — подумал дед и перекрестился на икону…
— Сымоне, а, Сымоне, немочь ты такая, — послышалось со старого сада. Во двор вошла тучная женщина с корзиной яблок.
— Опять людям головы морочишь? Кто яблоки за тебя собирать будет? Ну и я тоже не буду. Трасца з імі...
Мой собеседник скоренько встал и потрусил во двор.
— Что, что было дальше? — нетерпеливо бросал я ему в спину. — А что было потом?
— А как бы тебе хотелось? — ошарашил он меня вопросом.
— Хотел бы, чтобы все закончилось хорошо, — не думая, выпалил я.
— Вот так и закончилось. Ты не серчай, баба у меня такая...
— Ну-ну, какая у тебя баба? — И, ловко сняв с себя старый передник, размахивая им, женщина погнала перед собой моего рассказчика в старый сад, усыпанный спелой паданкой.