№39 от 24 сентября 2015 года
Белорусская энергосистема: все под контролем
На работу и домой нас доставляют трамваи, троллейбусы, электрички, к квартирам поднимают лифты, в наших домах есть свет, зимой — тепло. Мы пользуемся бытовой техникой, работающей от сети. Деятельность индустриального комплекса также невозможна без бесперебойного энергоснабжения. Вывод: электроэнергетика — ключевая жизнеобеспечивающая система всех отраслей экономики, а также населения. Ее безопасность, надежность, снабжение растущих запросов потребителей находятся в зоне постоянного внимания государства.
О состоянии отечественной энергетики и перспективах ее развития рассказывает гость газеты «7 дней» первый заместитель министра энергетики Республики Беларусь Леонид Васильевич Шенец.— Леонид Васильевич, каковы особенности формирования государственной энергетической политики Республики Беларусь – страны, находящейся в центре Европы и обладающей развитым индустриальным комплексом?
— Сегодня население и все отрасли экономики Республики Беларусь обеспечены устойчивым и надежным, в востребованных объемах, снабжением электрической и тепловой энергией.
Только электроэнергии страна потребляет в сутки порядка 100 млн Вт∙ч. Основные ее поставщики — энергоснабжающие организации ГПО «Белэнерго». Общий объем их мощностей составляет 9360 МВт, при общей установленной мощности всей энергосистемы страны 10085 МВт.
Белорусская энергосистема в основном сформировалась в 60–80 годы ХХ века, когда в республике начали сооружаться крупные промышленные и нефтехимические комплексы.
В период экономического спада 1990-начала 2000-х объем капитального строительства в электроэнергетической отрасли резко упал — стал ниже требуемых темпов развития отрасли. Это привело к физическому и моральному износу оборудования. Только износ основных производственных фондов энергосистемы к 2002 году составил более 61%, в том числе активной части 82%. В соответствии с индикаторами энергетической безопасности такое ее состояние оценивается как критическое.
Нужно было принимать срочные меры по повышению надежности, безопасности и эффективности отечественной энергосистемы.
И такие меры были приняты. Указом Президента была утверждена концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь. Разработана и реализована государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006–2010 годах. Реализация второй государственной программы развития белорусской энергосистемы на период до 2016 года находится в стадии завершения.
Основной задачей указанных госпрограмм является значительное повышение эффективности и надежности работы энергетической системы страны за счет модернизации и развития генерирующих источников с применением передовых технологий и выводом из эксплуатации неэкономичного оборудования, снижения затрат на производство и транспортировку тепловой и электрической энергии, оптимизации тарифов для реального сектора экономики и населения.
— Насколько надежнее, эффективнее стала наша энергетическая система в результате реализации данных государственных программ?
— В 2006–2010 годы в ходе реализации первой программы по модернизации белорусской энергетической системы было введено в эксплуатацию 450 МВт высокоэффективных генерирующих мощностей, построено и реконструировано 14 840 километров электрических сетей и 865 километров тепловых сетей.
За время действия второй госпрограммы, рассчитанной на 2011–2015 годы, введено 1833,6 МВт генерирующих мощностей. Только за 2014 год в энергосистеме введено 1107 МВт или свыше 10% от установленной мощности энергосистемы страны. При этом из эксплуатации будет выведено неэкономичное устаревшее оборудование общим объемом 741 МВт.
Среди крупнейших проектов этой программы — строительство парогазовых блоков мощностью 400 МВт на Минской ТЭЦ-5, на Березовской ГРЭС и на Лукомльской ГРЭС.
В результате реализации двух госпрограмм за 2006–2014 годы полученный экономический эффект по «Белэнерго» оценивается в
600 млн долларов. Износ основных производственных фондов энергосистемы снижен до 41%. Повышена надежность ее работы.
Белорусская энергосистема последние десять лет активно работала над диверсификацией топливного баланса. Одним из ключевых проектов в обеспечении энергетической безопасности и, пожалуй, самым инновационным в белорусской энергетике является строительство атомной электростанции. Выход Белоруской АЭС на проектную мощность позволит заместить в топливном балансе около 5 млрд кубов природного газа.
— Одной из целей модернизации было и остается снижение затрат. Удалось ли энергетикам с вводом новых мощностей снизить стоимость 1 кВт∙ч электроэнергии?
— Благодаря модернизации основных фондов энергосистемы мы значительно снизили затраты. Только за период с 2011 по 2014 год экономия топлива, которая занимает значительную долю (более 50%) в себестоимости 1 кВт∙ч, составила более 1,2 млн тонн. Таких цифр, согласно программе, мы должны были достичь к концу нынешнего года. Однако с поставленной задачей справились за четыре года, уже к концу 2014-го. Без модернизации нам бы пришлось изыскивать около 300 млн долларов, которые мы сэкономили благодаря обновлению мощностей.
Что же касается снижения затрат топлива на производство электроэнергии: если в 1990 году на выработку 1 кВт∙ч мы тратили 296 г условного топлива, то в 2014-м — уже 246 г условного топлива на 1 кВт∙ч.
Если брать во внимание то, что сегодня белорусская энергосистема вырабатывает более 30 млрд кВт∙ч, то мы смогли сэкономить более 1,5 млн тонн условного топлива. Продолжаем и далее работать над снижением топливной составляющей в цене киловатта.
— Учитывая зависимость Беларуси от импорта природного газа, насколько успешно предприятия отрасли осваивают другие источники выработки энергии?
— В последние годы в отрасли реализовано более 12 инвестиционных проектов по строительству энергоисточников, использующих местные виды топлива. В их числе — работающие на местных видах топлива (древесной щепе, торфяном топливе) Белорусская ГРЭС, мини-ТЭЦ «Барань», а также Осиповичская, Речицкая, Вилейская мини-ТЭЦ, кроме того Пружанская, Пинская, Жодинская, Бобруйская теплоэлектростанции. Последняя, кстати, использует отходы гидролизного производства.
Кроме того, в стране действуют 46 гидроэлектростанций, из которых 23 входят в систему ГПО «Белэнерго». Из них самая крупная — Гродненская ГЭС мощностью 17 МВт. В 2013 году на ней было получено 91 млн кВт∙ч электроэнергии, что равняется суточному потреблению всей страны в летнее время.
Сегодня мы строим Полоцкую и Витебскую ГЭС. Идет поиск инвесторов для строительства в 2016–2020 годах гидроэлектро-станций на реках Неман, Днепр и Западная Двина: Немновская, Бешенковичской, Оршанской, Верхнедвинской, Шкловской и Могилевской. Потенциал гидроресурсов, который может быть вовлечен в производство электроэнергии, по оценкам экспертов, составляет порядка 250 МВт.
— Леонид Васильевич, на пороге зима. Еще несколько лет назад вся страна замирала у экранов телевизоров, когда шли переговоры с Газпромом о поставках газа. Будем ли с теплом этой зимой?
— Хочу заверить читателей газеты «7 дней», что все будет в порядке. У нас нет проблем с поставкой природного газа. Беларусь заключила все необходимые договоры и контракты с Газпромом. Как сообщили в компании «Газпром трансгаз Беларусь», голубое топливо также в нужном объеме закачано в подземные хранилища. Созданы достаточные запасы мазута и торфобрикета. Готовы обеспечить и население всеми ресурсами, которые необходимы для проведения осенне-зимнего отопительного сезона.
Нужно отметить, наша страна традиционно, заранее, уже с весны, готовится к очередному осенне-зимнему периоду. Все подготовительные работы начинаются сразу же после завершения предыдущего отопительного сезона.
Руководство Минэнерго понимает всю степень ответственности за бесперебойное обеспечение потребителей электрической и тепловой энергией, природным газом и твердыми видами топлива в эту пору года. Подготовка системы к осенне-зимнему периоду идет по заранее утвержденным графикам проведения ремонтно-профилактических работ. Ход их выполнения жестко контролируется правительством.