Однажды в детстве увидела телепередачу, в которой рассказывалось о силе колокольного звона, о его влиянии на душу и тело человека. Была впечатлена увиденным. С тех пор, когда слышу мелодичные удары, открываю окна. А если прогуливаюсь, обязательно остановлюсь перед церковью послушать.
Но есть люди, которые не просто вслушиваются в звон колоколов — он для них стал предметом исследования. Елена Шатько, кандидат искусствоведения, этномузыковед-кампанолог (наука, которая изучает все, что связано с колоколами, включая их воздействие на физиологию и психику человека. — Прим. автора), действительный член Ассоциации колокольного искусства России, посвятила свою жизнь изучению колоколов, истории и традициям колокольного звона в Беларуси. На протяжении 2003–2010 годов Елена Геннадьевна собирала исторические сведения о колоколах и звонарях Беларуси: объездила более 250 храмов. Сотни интервью со священниками, звонарями, историками, прихожанами, записи звучания каждого колокола, а также видеозапись звона.
В результате кропотливой работы в 2014-м вышла книга «Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность», куда вошли и рассказы о практике обучения звонарскому делу, архивные документы о колокольных наборах белорусских церквей до 1915 года.
Накопление колокольного фонда на территории современной Беларуси, рассказывает Елена Шатько, осуществлялось на протяжении более тысячелетия — от времени крещения Руси и до настоящего периода.
Сегодня Елена Шатько вместе с Творческой студией Марии Арех активно готовятся к выпуску документального фильма, пока еще под рабочим названием «Колокола православия». Именно с этим проектом в марте 2015 года они уже в четвертый раз прошли в финал ежегодного Международного конкурса «Православная инициатива» по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
— В первую очередь нас интересуют старожилы, которые сохранили канон церковного звона, — продолжает Елена Геннадьевна. — Представьте, что на всем постсоветском пространстве мотив, которым звонили 100 лет назад, сохранился только в Западной Беларуси, в 20 храмах. Этот факт уникален и имеет огромное значение для истории нашего православия.
— С проблемой отсутствия звонарей больше всего сталкиваются сельские храмы, — констатирует Мария Арех, режиссер фильма. — Молодежь уезжает в города. И передавать традиции звона в колокол некому. Эти и многие другие вопросы мы будем отражать в нашем документальном фильме.
Организаторы проекта надеются привлечь внимание общественности и церковнослужителей к проблеме сохранения колоколов XVI –XIX веков, показать, насколько важен для православного богослужения колокольный звон. Вероятно, после показа фильма в Беларуси будет открыт первый музей колоколов.
История развития колокольного звона на протяжении двенадцати веков пережила как упадки, так и подъемы. Никакой другой «музыкальный инструмент» не пережил столько: Северная война, начавшаяся в 1700 году; в очередной раз урон был нанесен отступающими наполеоновскими войнами, революция 1917 года, Первая и Вторая мировые войны, борьба с религией и утверждение атеизма в советское время. Колокола закапывали в землю, увозили из церквей, переплавляли, разбивали. И все-таки они смогли выстоять.
Мы рано или поздно приходим к Богу. Может быть, колокольный звон разбудит веру в нашей душе и мы повернемся к Создателю? Ведь «храм — это молитва в камне, икона — молитва в красках, а колокол — это молитва в звуке».
Магия колокольного звука
Осень вступает в свои права: на улице +14, пасмурно, моросит мелкий дождь. У входа в храм Владимирской иконы Божией Матери практически нет свободного места для машин, некоторые приезжают на такси — помолиться и причаститься в воскресный день желающих много. Да и в самом храме нет свободного места. Отец Александр читает проповедь. Но сегодня мы приехали сюда по другой причине: убедиться в чудотворной силе колокольного звона. И подарил нам эту возможность звонарь Евгений.
Чтобы подняться на самый верх колокольни, необходимо преодолеть три пролета ступенек. Проход настолько узкий, что и одному трудно поместиться. А в самой звоннице помещается не более трех человек. В ней темно, стены украшены коврами, в центре прибит листок бумаги с молитвой. С интересом наблюдаем, как Евгений занимает позицию. Правой ногой он нажимает на педаль, и сразу же с эхом разносится звон главного колокола. По размеру он превосходит остальных. Затем правой и левой рукой он заставляет звучать остальные десять колоколов. Они значительно меньше в размере, поэтому звук их уже мягче, нежнее, выше… Пауза. И снова музыкальные переливы.
Удивительно, но колокольный звон успокаивает, несмотря на силу звука, несравнимую с той, что слышим, находясь на улице. И звон не бьет по барабанным перепонкам — спокойно проникает глубоко в сердце. Все тревоги и беспокойства сразу исчезают.
Евгений отступает и разрешает мне ударить в главный колокол. На этот раз пробегают мурашки по телу. Действительно, произошло что-то удивительное. Все как будто замерло на время. Позволяю себе ухватиться левой рукой за веревку, которая объединяет маленькие колокольчики. На первый взгляд, техника проста: ногой нажимай на педаль, руками дергай за веревки. А вот и нет! С такой задачей без опыта не справиться.
— Для каждого церковного обряда существует своя колокольная мелодия, — объясняет Евгений. — Перед началом литургии простой удар, в середине — легкие перезвоны, в конце — завершающие, спокойные. Провожаем в мир иной усопших колокольным плачем. Молодоженов встречаем радостным боем.
В 2003 году Евгений получил благословение настоятеля отца Александра на учебу в минской школе звонарей, основанную Александром Малиновским. Хватило полгода, чтобы получить азы. С тех пор и остался служить при храме.
— В церковь не идут, как в гости, — тяжелые обстоятельства подбивают, — вздыхает Евгений. — У каждого своя проблема. И в колокола звонить — не на гармошке играть. Моя цель — служить на благо церкви.
На вопрос, отапливается ли звонница зимой, Евгений отвечает: не положено. Правда, при температуре ниже 20 градусов сплав бронзы меняет свою структуру и колокол лопается. В таких случаях — легкий удар вполсилы.
Доступ в звонницу, чтобы приложиться к колоколу, может получить любой желающий, предварительно получив благословение у священника. О чудотворной силе звука здесь никто не сомневается. Главный звонарь Василий несколько лет таким способом излечивает себя. Утверждает, все зависит от веры человека.
Исследователи давно доказали целебную силу колокольного звона:
налаживает работу сердца, приводит в тонус сосуды, ускоряет обмен веществ, укрепляет иммунитет. Известно, звонари практически никогда не болеют простудными заболеваниями. А недавно ученые подтвердили, что во время звучания колокола акустическая волна, от него исходящая, образует форму креста.
Колокола представляют собой генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, его используют для стерилизации пространства, то есть в нем погибают вирусы и бактерии. Колокольный звон нужно слушать хотя бы раз в год.
Только следует помнить: вылечить нас исключительно звук колокольного звона не может. Лечит Господь. Через таинства исповеди, причастия, соборования и, наконец, через звон колокола, только «живого». В интернете можно встретить информацию: проводить «сеанс колокольной терапии» рекомендуется дома, не более 20 минут. Глупости! Запись его не имеет силы.
Вместе с названием элемента колокола «язык» в русском языке появились «колокольные» метафоры.
«Язык хорошо подвешен», «язык заплетается» — от того, хорошо или неудачно подвязан язык колокола, зависит качество звона.
«Придержи язык», «никто тебя за язык не тянул», «распустили языки» — в нерабочем состоянии языки колоколов обычно связаны. Прежде чем начать звонить, веревки развязывают.
«Колокола льют» — выдумывают, «колоколят» — разносят вести; «наколоколилась» — накричалась, наговорилась.
Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ
Вчера исполнилось 9 дней со дня смерти митрополита Филарета – почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси, Героя Беларуси, который более 35 лет был главой Белорусской православной церкви. Его погребли за Крестовоздвиженским храмом Успенского Жировичского монастыря. Каким запомнили Филарета (в миру Кирилл Вахромеев), родившегося в Москве и большую часть своей жизни отдавшего белорусской земле? Рассказывают его ученики.