Держим путь на Мядель и потом сворачиваем на Р63: проезжаем Бакшты, Ольшево, Комарово, Константиново, Лущики, Свирь, Шеметово и Каракуличи.
Наш нынешний маршрут пролегает через деревню Шеметово Мядельского района Минщины. Усадьба эта считается одной из древнейших в Беларуси и упоминается уже в конце XV столетия. А первыми хозяевами и основателями этого селения считаются белорусские шляхтичи Шеметы. Когда-то здесь было их родовое гнездо. Принадлежали Шеметы к древнему гербу «Лебедь», существующему с XIII века. Лебедь всегда ассоциировался у наших предков с подвигом и поэтическим вдохновением. И в этом Шеметы не были последними: представители этого рода были военачальниками и поэтами, профессорами и священниками... Служили родине на совесть.
За время своего существования владельцами Шеметовщины были представители известных родов Босских, Швыдковских, Страбовских, Пшездетских, Деспот-Зеновичей, Сулистровских и Скирмунтов.
Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.
Деревня Бакшты
От помещичьей усадьбы осталось только одно добротно сложенное из камня и кирпича строение. Оно несколько раз выставлялось за символическую цену на продажу, но покупатель так и не нашелся. Возможно, все же отыщется человек, который подарит вторую жизнь застройке с почти 200-летней историей.
Деревня Ольшево
Один из примеров «реконструкции» памятников старины. Усадебный дом Хоминских XVIII столетия был частично разобран да так и брошен в изуродованном состоянии. Но, к счастью, устояли перед вандалами конюшни. Сохранилась ледовня 1887 года постройки. Достоин особого внимания путешественников раскинутый вокруг парк с огромным разнообразием деревьев и кустарников.
Деревня Комарово
То, как в этой деревне относятся к своему наследию, — показательный пример бережного сохранения того, что нам досталось от предков. Усадьба Сулистровских представлена помещичьим домом и двумя флигелями (XX в.). В замечательном состоянии хозпостройки различного назначения, также сохранилась брама. Здесь есть школа 1935 года, дом садовника, дом рабочих и др. Вокруг благоустроенная территория, чистота и порядок.
Деревня Константиново
На католическом кладбище часовня XIX века из кирпича и камня. Вокруг — ограда с красивой брамой. От усадьбы сохранилась лишь одна хозпостройка. Есть здесь деревянная плебания XIX — первой половины XX века. В 1896 году в деревне возвели костел Вознесения Девы Марии в стиле историзма с чертами ренессанса. Рядом с костелом — интересное по своей архитектуре здание костницы (морга), ныне используется как склад.
Деревня Лущики
В начале XX века в стиле модерн здесь была построена усадьба Ахреновских. Сохранился сам дом и конюшня, арочный мост через ручей. В наши дни на территории усадьбы расположено лечебное заведение.
Городской поселок Свирь
Из исторической застройки сохранились монументальный каменный костел святого Николая 1908 года, деревянная старообрядческая церковь XIX века, корчма, плебания и группа рядовых жилых домов XIX — начала XX века. Еврейское кладбище на окраине поселка в сносном состоянии. В селении есть городище, взобравшись на которое дух захватывает от увиденного — вокруг необыкновенная красота с панорамой на озеро Свирь.
Деревня Засвирь
От монастыря кармелитов сохранился Троицкий костел 1713 года. Сразу за костелом — кладбище солдат Первой мировой войны. В руинах брама и жилой корпус монастыря, рядом — хорошо сохранившаяся часовня-костница. В деревне сохранился усадебный дом Олешки и деревянный жилой дом (XIX век).
Деревня Шеметово
Величественные руины винокурни, амбара, кузницы, прачечной — вот все, что осталось от усадьбы Скирмунтов (XVII — XVIII вв.). Есть здесь плебания из кирпича 1904 года возведения. Но украшением деревни является костел. В конце XVIII столетия на его месте Сулистровским была поставлена часовня. А в 1816 году минский губернатор Казимир Сулистровский эту деревянную часовню перестроил в каменную, а в 1903-м Болеслав Скирмунт реставрировал ее и расширил, сделав костелом. Освятили храм в честь Матери Божьей Неустанной Помощи. А для внутреннего украшения были приглашены французские художники. Они же стали авторами изумительных по красоте витражей. И таких витражей, как в шеметовском костеле, нет нигде в Беларуси. У главного алтаря находится образ Матери Божьей Остробрамской, а над ним — Матери Божьей Неустанной Помощи, который является точной копией образа, находящегося в Риме в костеле святого Альфонса. Передал его из Рима сюда родной брат Болеслава Скирмунта — ксендз Казимир Скирмунт. Рядом с храмом — памятник народного зодчества — деревянная колокольня XIX века.
Деревня Каракуличи
У дороги Любань — Шеметово, недалеко от деревни Буйки, находится кладбище солдат Первой мировой войны. На нем стоит памятник 1915 — 1918 годов павшим немецким солдатам.
Легенда от автора проекта
Божьи коровки
Первый каменный крест в этой деревне я нашел без труда. Он стоял у края поля, за околицей, немножко наклоненный в сторону поселения: то ли в благодарность людям за то, что его уберегли, то ли он так пытался защитить самих жителей деревни своей широкой каменной грудью.
Речь пойдет о другом кресте, который вот уже больше двух столетий одновременно и где-то есть, совсем рядом, а вместе с тем с глаз долой людских ушел и появляться, судя по всему, не собирается. Хотя…
Историю эту я слышал, сидя на низенькой скамеечке на улице у ворот дома с шатровым покрытием и резными наличниками. Она была очень короткой, содержательной и полной загадок. Рассказывала жительница деревни, полненькая, преклонных лет, женщина, бывшая учительница.
Стоял этот крест на берегу реки у деревянной водяной мельницы, которую разобрали для переправы русские солдаты еще во время войны 1812 года. Запруда тоже не устояла, отпустив реку гулять самостоятельно. И та, изрядно упав в уровне, прилично обнажила берег, на котором и стоял крест. С каждым годом в полноводье река подмывала берег, все ближе подбираясь к кресту. Люди даже пытались его перенести, но он был тяжел непомерно.
И вот однажды берег обрушился и увлек за собой каменного великана, а в следующий раз полностью накрыл землей.
Со временем река обмелела, а та часть берега, на которой стоял крест, поросла низкими кустами смородины и полевыми травами. Но перед самым началом Первой мировой войны крест дал о себе знать.
Ночью, когда люди были с табуном лошадей в ночном, они увидели высокий, с голубым оттенком, светящийся столб. Он шел из-под земли, видимо, с того места, где был погребен крест.
Жители деревни посчитали, что это как напоминание, как упрек, что они забыли о кресте, и решили всем миром раскопать берег и поднять каменного пленника. Но военное лихолетье этому доброму делу помешало.
После войны были другие заботы да проблемы… Про крест стали потихонечку забывать. Но спустя время светящиеся, или, как говорила рассказчица, огненные, столбы начали опять появляться у реки. И случилось это накануне событий всем известных — перед революцией и гражданской войной.
Затем крест дал таким же образом о себе знать уже перед Второй мировой. На месте появления огненных столбов поставили крест деревянный.
Еще была одна интересная деталь в этой истории: когда спадали времена страшные да разрушительные, когда приходил час мирный на землю нашу многострадальную, замечали люди, что на место, где стоит деревянный крест, собираются в огромном количестве божьи коровки…
От деревни, где жилых осталось лишь дворов тридцать, шел по берегу реки, превратившейся в еле заметный ручеек. Шел к месту, где еще в 1960-е стоял деревянный крест, шел и очень надеялся увидеть в траве и на кустах божьих коровок — существ маленьких, прилетающих к кресту погребенному, дающих людям своим появлением надежду на времена мирные да процветающие… Но я божьих коровок там не видел…