Живя в Пушкино, в доме бывшей дачи Румянцева, в далеком уже теперь 1920 году Маяковский писал:
«…Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы — деревней был,
кривился крыш корою...»
19 июля 2014 года после реконструкции в этом небольшом подмосковном городе был открыт музей пролетарского поэта — трибуна революции. В беспощадной, бичующей сатире, в эпическом строе своих поэм, в своей лирике Маяковский и спустя время остается самим собой.
Скажу честно: на уроках литературы мы проходили творчество В. В. Маяковского и учили наизусть одно из его стихотворений, но прочувствовать его поэзию вряд ли сумели. Как и все ученики нашей пушкинской средней школы № 5, я выучил стихотворение о советском паспорте. На этом мои познания лирики Владимира Владимировича и закончились...
В один из декабрьских вечеров 1974 года посчастливилось впервые попасть на концерт ансамбля «Песняры», который проходил в Театре эстрады, что на Берсеневской набережной Москвы, и он произвел на меня неизгладимое впечатление.
После того неповторимого концерта мне Владимир Георгиевич Мулявин стал интересен не только как исполнитель, но и как человек. Еще бы! Музыкант, родившийся в самом центре промышленного Урала, руководит популярным белорусским коллективом. Для меня этот легендарный ансамбль, прежде всего — творческая лаборатория Мулявина, где проходила кропотливая работа над каждой песней. Аранжировщики вносили свою лепту, а Владимир Георгиевич, являясь композитором и идейным вдохновителем ансамбля, добивался чистоты звука от музыкантов и от вокалистов. Принимая в ансамбль новичка, будь то музыкант с консерваторским образованием, выпускник одного из музыкальных училищ или человек, имеющий диплом технического вуза Минска, он с присущей ему интуицией сразу видел его потенциал.
Являясь поклонником творчества Мулявина, я и предположить не мог, что Владимир Георгиевич обратится к поэзии советского поэта Маяковского. Сегодня прекрасно понимаю, что это было далеко не случайно: Мулявин и Маяковский в своем творчестве похожи: оба имеют только им свойственный почерк и являются непревзойденными мастерами неожиданных ходов и нестандартных решений.
Идея создать программу по Маяковскому принадлежала Мулявину и его супруге Светлане Пенкиной. Некоторые члены коллектива не приняли эту идею и покинули ансамбль. Пришли новые музыканты, и началась кропотливая работа. Это был действительно творческий процесс: каждый внес свой вклад, а буквально все песни засверкали словно алмазы, сияющие своими гранями.
К осени 1987 года была подготовлена новая программа «Во весь голос» на стихи Маяковского, состоящая из двух частей: лирической и сатирической. Не правда ли, смелое решение? Но ведь сатира Маяковского актуальна и вечна! Мулявин провел очень интересный музыкальный эксперимент, в результате которого свой талант проявили все участники ансамбля — и музыканты, и вокалисты.
«Послушайте!» — одно из самых лирических стихотворений поэта. Эта песня, представляющая маленький неповторимый спектакль, в котором главные роли играли клавишники Олег Мартаков и Дмитрий Явтухович, гитаристы Эдуард Тышко и Александр Растопчин, а на фоне земного шара Валерий Дайнеко своим чудесным голосом дарил нам красоту поэзии Владимира Владимировича:
На меня яркое впечатление произвело акапельное исполнение композиции «Прозаседавшиеся». Здесь звучало свойственное именно ансамблю «Песняры» знаменитое многоголосье. Эта песня будет актуальна всегда, ведь один из главных пороков общества —
бюрократизм.
Стихотворение «Лиличке!» — прощание с любимой женщиной. Оно полно трагизма. И поистине неповторимо было мастерство Дмитрия Явтуховича, игравшего на фортепьяно, соло-гитариста Александра Растопчина и полного тревожных ноток голоса неувядаемого Владимира Георгиевича Мулявина:
Этот спектакль состоял из 19 песен на стихи Маяковского и в нем слушатели раскрывали для себя не пролетарского поэта — трибуна революции, а поэта, имеющего поистине безграничный творческий диапазон. Вот в этом и был весь Мулявин — мастер придать каждой песне незаметные, на первый взгляд, и неповторимые краски, а еще — раскрыть талант ее автора и исполнителя. Нельзя не отметить, что огромный вклад в эту программу внесли аранжировщики Мартаков, Явтухович, Виславский, виртуоз-барабанщик Владимир Беляев, совершенно в новом качестве раскрылся как вокалист барабанщик Александр Демешко.
Более двадцати пяти лет отделяют нас от премьеры этой программы. Один из музыкальных критиков сказал: «Песняры» тогда опередили время». А я думаю по-другому: не знает временных границ потенциал Владимира Георгиевича Мулявина!
Сергей ЯКОВЕНКО, г. Пушкино, Московская область