Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
Совместный проект
>>>
Специальный проект
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№29 от 16 июля 2015 года

150 золотых маршрутов моей Беларуси: Воложин
150 золотых маршрутов моей Беларуси: Воложин

Щорсовский дворец, часть зданий университета в Вильнюсе, дворец Пшездетских в Заславле, усадьба в Бенице, костел Вознесения Девы Марии в Дуброво… Автором этих и многих других красивейших зданий является итальянский архитектор XVIII века Карло Спампани. Некоторые его шедевры сохранились, некоторые канули в Лету. Отправимся в молодечненские земли, чтобы посмотреть то, что чудом уцелело. Едем по Раковской трассе М6 и или по М7. Наш маршрут пролегает через Великие Кривичи, Дуброво, Городок, Холхлово, Воложин, Чеховщину, Петровщину, Першаи, Яршевичи.

Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.

Деревня Великие Кривичи

Из бутового камня в 1864 году здесь была построена церковь святого Александра Невского в ретроспективно-русском стиле. На кладбище в руинах сохранилась склеп-усыпальница Свенторжецких, построенная из кирпича и камня в XIX веке.

Деревня Дуброво

На холме в 1796 году из кирпича был построен костел Вознесения Девы Марии (вероятно, по проекту знаменитого архитектора барокко Карло Спампани). В 1868-м перешел к православным, в 1929 году возвращен католикам. Сейчас он в полуразрушенном состоянии. Напротив костела — плебания XIX века. Хорошо сохранились бровар и спиртохранилище того же периода постройки. Есть в этой местности и Девичья гора, на которой раньше проводили наши предки культовые обряды и отмечали языческие праздники. Но вокруг нее теперь разбиты дачные участки, и пришлым людям нет дела до истории и традиций этой местности. 

 Деревня Городок


Впервые упоминается в летописи в 1162 году. Свое название она получила от городища — остатков древнего укрепленного поселения, которое сохранилось и до наших дней. Троицкая церковь в классическом стиле построена в 1884 году по типовому проекту. До 1990-го не действовала. Вокруг церкви удивительное ограждение из огромных валунов. Сколько сил и труда было затрачено нашими предками, чтобы его выстроить! Сохранилась брама в руинах и четырехэтажная водяная мельница. В этой же деревне есть синагога XIX века, еврейское кладбище и даже историко-литературный музей.

Деревня Холхлово

Уникальный деревянный костел Девы Марии в стиле народного зодчества с чертами барокко был построен в 1738 году. В 1866-м приспособлен под церковь, в 1930-е годы XX века отреставрирован и возвращен католикам. Рядом — кирпичная часовня-усыпальница Язвинских, построенная в 1846-1847 годах в классическом стиле. Разорена.

Город Воложин

По рукописным источникам известен с XIV века. Как частновладельческое поселение принадлежал Монвидам, Гоштальдам, Слушкам, Радзивиллам, Чарторыйским, Тышкевичам.
От дворца Тышкевичей остались две официны, в одной из них размещается ГАИ, в другой — военная часть. Уцелели также служебный корпус и флигель.
В городе сохранилась рядовая застройка XIX века, еврейское кладбище 1856 года, гарнизонная застройка по улице Горького 20-х годов XX века и деревянная церковь святых Константина и Елены в стиле народного зодчества 1866 года постройки. Часовня на кладбище — это бывший костел 1850 года возведения, теперь его перестраивают под православную церковь.
В Воложине в 1803-м Хаимом Воложинером была основана иешива (ешибот) — первое высшее духовное училище на территории Восточной Европы по подготовке раввинов. Училось здесь около 400 человек, официально закрыто было царским правительством в 1896 году, но продолжало готовить духовников до 1939-го. Последние 60 учеников вместе с главой иешивы и раввином были расстреляны нацистами в 1941 году в двух километрах севернее от города. Сохранившееся здание построено в 1806-м.

 

В стиле классицизма в 1806 году из кирпича здесь был возведен костел святого Иосифа. В 1864-м православный храм, в 1980-е годы производственный корпус по выпуску консервов. Отдан верующим. Рядом — брама-колокольня в стиле классицизма 1830-х годов. Комплекс из костела и брамы — настоящее украшение этого небольшого городка.

Деревня Чеховщина

От усадьбы сохранился усадебный дом 1849 года постройки. Рядом — жилой дом 30- х годов В хорошем состоянии ледовня (1855) и в руинах брама конца XIX века.

Агрогородок Першаи

В 1933 году в неороманском стиле здесь был возведен костел святого Юрия. После Второй мировой войны в нем располагался кинотеатр. Восстановлен в 1990-е годы. От усадьбы Тышкевичей остались руины хозпостроек. Сохранился в Першаях дом, в котором прошли школьные годы писателя Ядвигина Ш. (Антона Левицкого).

Деревня Яршевичи

В ретроспективно-русском стиле из камня в конце XIX века построена Вознесенская церковь по типовому проекту.

Деревня Петровщина

В километре к северу от деревни, на дамбе через Березину сохранилась водяная мельница XIX века постройки.

Легенда от автора проекта
Кресло для Параски
История эта с тех далеких-предалеких времен, когда на просторах нашей Беларуси владычествовала языческая вера. Очень тесно она была связана с магией и убеждением в том, что племя или род людской происходил от какого-либо животного, растения, камня или даже от явления природы.
Все жители окрестных деревень были твердо уверены, что этот камень был их далеким предком — храбрым воином, который однажды превратился в огромный валун и стал стражем, чтобы охранять от вражеского вероломства, от зверя лютого всех жителей здешних земель. В конце праздника урожая несли камню разные угощения, украшения и амулеты. Но чаще всех к камню этому приходила девочка-сирота, потерявшая родителей в малом возрасте. Жила Параска, так ее звали, у родственницы, скупой и злющей, которая обижала дитя без всякой причины. Работой нагружала, куском хлеба попрекала.
И вот однажды отправила эта недобрая женщина девочку в лес за хворостом, наказывая, пригрозивши, чтобы на этот раз вязанка дров была еще больше предыдущей. А день уже клонился к вечеру, туманы из луга к садам подбирались…
Набрала Параска огромную вязанку как поднять. Кое-как из леса выбралась, по мостику речку перешла и решила возле этого самого камня остановиться, преподнести богу угощение — ягоды лесные на верхушку валуна высыпать. На беду девочки, тучи сгустились и дождь большой на землю хлынул. Малышка к камню прижалась, спасения и укрытия прося. И вот страшный раскат грома потряс околицу. Ударила молния в камень, и от него откололся кусок и упал рядом. Испугалась, конечно, девочка страшно…Но видит: после удара молнии валун превратился в каменное кресло, от которого шел голубой пар и оно было очень теплым на ощупь. Уставшая и насквозь промокшая Параска забралась на камень и тут же уснула.
Тетка, больше боясь того, что люди могут что-то плохое о ней сказать или подумать, не дождавшись девочки, нехотя пошла ее искать. Когда она обнаружила спящую девочку на камне, вначале страшно разозлилась. Потрогала малышку и удивилась: одежда на Параске после сильного дождя, что шел всю ночь и теперь еще моросил, сухая да и волосы не влажные. Стянув малышку с камня женщина сама уселась на каменное кресло и, ощутив его тепло, стала громко смеяться… Вот ей повезло! Камень этот она домой затащит, и будет у нее в доме еще одна печка, для которой и дров не надо. Но вдруг с огромной силой ударила молния в камень, испепелив тетку…
Все в деревне сразу решили: Перун-батюшка пожалел и согрел сиротинушку малую, а потом так жестоко наказал человека недоброго с душою темною…
Есть еще одна история, связанная с этим камнем… Помещик здешнего имения, рьяный противник языческой веры, притянул лошадьми отколовшийся кусок к себе в усадьбу и сделал из него стол каменный в саду. Рассказывали, что во время грозы молния ударила в камень, и несколько гостей и сам хозяин погибли на месте. Спустя годы сын этого помещика решил взорвать ненавистный камень-кресло, но люди отговорили, убедили молодого барина этого не делать.
Лежит по-прежнему на своем месте камень-кресло, рядом с ним обмелевшая речушка теряется в высоких муравах, вода ее журчит, словно переговаривается с деревьями и травами, со всей окружающей природой…. Но только не с нами, с теми, кто забыл древнейшие верования предков…



Всего 0 комментария:


Еще
В рубрике
От автора

Уже до первого упоминания в летописях Гродно был городом особенным, непростым. Он считался центром развития религии, средоточием культурной жизни, торговли.

За девять столетий до рождения Христа в Китае изобрели деревянное колесо с лопастями, вращаемое потоком воды.

Крестьянский поземельный банк (ул. Ленина) построен в 1913 году по проекту архитектора Остроумова в стиле модерн.

Деревянный монастырь базилианок построен еще в первой половине XVII века. В 1647 году в городе случился пожар, который разрушил множество зданий, в том числе и его.