Мы с удовольствием едем в Европу и осматриваем тамошние дворцы и усадьбы, восхищенно цокаем языками, удивляясь их красоте и величию. Те же чехи смогли сохранить свои исторические памятники и за счет туристов пополняют бюджет своей страны. Нам еще очень далеко в этом плане до Европы. Но сейчас важно понять, что и наши предки оставили после себя немало архитектурных чудес. Главное — под толстым слоем забытья отыскать эти драгоценные бриллианты прошлого. Отправляемся в путь по брестской трассе М1, потом сворачиваем возле Слонима на Р99 и около Волковыска — на Р44. Останавливаемся в следующих населенных пунктах: Мосты Правые, Мосты, Малые Степанишки, Дубно, Щечицы, Дубовцы, Лунно, Плодовая и Волпа.
Авторский проект художника, реставратора, путешественника Владимира Цвирко.
Деревня Мосты Правые
Интересный усадебный дом в стиле модерн построен в начале XX века. Сейчас здание реставрируется. Рядом с домом — хозпостройки, также возведенные в XIX веке. На христианском кладбище вблизи нового костела Иоанна Крестителя — часовня-усыпальница начала XIX века и часовня-надмогилье. В очень хорошем состоянии сохранилось еврейское кладбище конца XVIII века.
Город Мосты
В этом городе стоит посмотреть величественное и очень красивое здание железнодорожного вокзала, построенное в XIX веке. Здесь есть костел, церковь и протестантский храм, но все они возведены недавно. Хотя само местечко Мосты упоминается в летописях с XV века и даже в XVII столетии получило магдебургское право, но ничего не сохранилось в городе с тех славных времен.
Деревня Малые Степанишки
Хозяин этой усадьбы XX века неизвестен. Но остался великолепный особняк в стиле эклектики в сочетании с элементами классицизма. Современным архитекторам, пожалуй, стоит поучиться у мастеров минувшего. Просматривается прошлый размах и великолепие этого помещичьего дома, но в то же время он очень практичен — ничего лишнего, нет помпезности и избыточности.
Деревня Дубно
В 1842—1850 годах из кирпича построена церковь святого Николая. Возведена в ретроспективно-русском стиле, в пластике храма использованы черты классицизма и древнерусской архитектуры. Вокруг церкви — ограда и брамы XIX века.
Деревня Щечицы
Здесь был когда-то усадебный дом Яблоновских, но теперь увидеть его можно лишь на рисунке Наполеона Орды. Остались от поместья хозпостройки и парк. В этой деревне сохранились руины часовни-усыпальницы — архитектурное чудо нашей Беларуси. Построена она в стиле барокко в XVIII веке. Громадное строение впечатляет своими масштабами и красотой. В Волчине находится костел-усыпальница последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, который по архитектуре напоминает местный храм.
Деревня Дубовцы
Усадьба Немейки сохранилась в руинах. Дом 1856 года постройки, каменная конюшня и водяная деревянная мельница XIX века.
Агрогородок Лунно
Въехав в этот городок, возникает впечатление, что ты окунаешься в прошлое. Жизнь здесь неспешна, как 200—300 лет назад. В стиле классицизма в 1 782 году из кирпича построен в селении костел святой Анны. В 1895-м перестраивался. В деревне существует легенда, которая гласит, что на первый деревянный костел, что был построен в 1531 году, пожертвования были вручены великой княгиней Литовской, королевой Польской Боной Сфорцей. Рядом с храмом — колокольня постройки XIX века (1832). Сохранилась рядовая застройка начала XX столетия. В 1889 году построена церковь святого Иоанна Предтечи. Проект этого храма изначально был предназначен для деревни Вентуры. Но хозяева Лунно, увидев проект этой церкви, настояли, чтобы именно в их городке она была построена. Есть здесь еврейское и христианское кладбища. На христианском стоит часовня-усыпальница в стиле классицизма врача Антония Бартошевича.
Деревня Плодовая
Церковь Рождества Богородицы относится к Черленскому приходу, по названию соседней деревни Черлена. Она была построена в XIX веке из кирпича в ретроспективно-русском стиле. От усадьбы Друцких-Любецких сохранилась только брама XX века, которая сейчас служит входом в довольно заброшенный двор местного жителя.
Агрогородок Волпа
Деревянный костел святой Анны в стиле позднего классицизма с элементами барокко был возведен в 1773 году. Восстановлен в 1889-м. Главной достопримечательностью святыни является деревянный резной алтарь первой половины XVII века, сочетающий черты маньеризма и раннего барокко. У костела стоит католическая часовня 1873 года постройки. Здесь сохранилось еврейское кладбище XVI века.
Легенда от автора проекта
Невеста Щедреца
Помимо архитектурных памятников и исторических мест нашей Беларуси я непременно фотографирую старые домики в селах и деревнях. Они уже исчезают с лица земли. Их новые хозяева обшивают сайдингом, ставят стеклопакеты, но при этом теряется, пропадает аутентичность, оригинальность деревянной постройки. Вот и на этот раз в небольшой деревеньке мне приглянулся маленький, совсем старенький, но очень опрятный домик. С небольшими оконцами на четыре шибки и черными от времени стенами. На мою просьбу разрешить сделать несколько снимков хозяева любезно согласились со словами: «Вось и наша хатка-развалюха ў гісторыю пападзе».
В это время в соседний двор въехал небольшой микроавтобус, и на густую траву высыпала стайка галдящей детворы. Следом чинно вышли человек пять взрослых.
— Щедрецовы внуки и дети приехали, — сказал дедушка, размалывая в ступке семена укропа. Я поинтересовался: «Фамилия такая?»
— Не, прозвішча, мянушка, як кажуць у нашай вобласці.
Стало мне интересно, откуда такая кличка, начал приставать с вопросами и услышал следующую историю.
— Было гэта за польскім часам... — начала бабушка.
Раньше был такой праздник — Щедрец. В Беларуси поклонялись этому божеству как покровителю всевозможных празднеств, дружеских застолий и бесед. Оказанное внимание парня девушке на Щедрый вечер в большинстве случаев заканчивалось сватовством и свадьбой. Проходил праздник в начале января, молодежь деревни наряжалась, лица закрывали разными масками и ходили чудаковатыми походками, старались голоса изменить, чтобы сложно было узнать, кто есть кто. В особый костюм наряжался самый крепкий, веселый и бойкий парень. Он-то и играл главную роль самого Щедреца. Садился в первые сани, обвязанные бубенцами и разноцветными ленточками. На голове у него была красочная корона, а в руках держал посох. Объезжали на санях всю деревню с песнями, музыкой и танцами.
Прошел слушок, что в этом году нарядится Щедрецом Семен, парень статный, силой одаренный, веселый да надежный. И была влюблена в него девушка из семьи землемера. Новость принесла подружка этой девушки, которая случайно подслушала, на ком будет наряд и маска Щедреца...
В возки да сани молодежь попрыгала, и ряженая процессия с песнями да частушками в путь тронулась. Зима тогда была не холодная, но на снег богатая.
— Значит, будет урожай, — продолжая толочь душистую приправу, подхватывает рассказ старик.
Через реку надо было переехать. Видать, хлопцы по чарке уже приняли, конями управляли, балуясь, вот и случилась оказия. Прямо на мосту кони в сторону шагнули, вожжей послушавшись. Зацепившись за поручни, сани накренились и высыпали всех, кто в них был, на лед. А лед не выдержал, и приняла студеная вода всю шумную компанию. Многие из полыньи стали самостоятельно к берегу грести. В воде остались только сам Щедрец да еще один парень. Щедрец как-то изловчился и выбрался, оставив своего друга по несчастью тонуть. Увидела это с берега девушка, удивилась: не думала она, что ее любимый такой трус. Кинулась она к полынье спасать бедолагу. Она поползла по тонкому льду к утопающему. К счастью, ей удалось спасти тонувшего. Уже на берегу она сняла с него маску и увидела, что это ее Семен. Видимо, раньше, ради смеха, парни обменялись масками, и никто не заметил.
Бабушка замолчала, а дед добавил:
— А ведь она могла не ползти к полынье, без нее нашлись бы смельчаки. Она и все остальные видели, что Щедрец — Семен спасся, и если бы она поверила своим глазам, а не сердцу…Видно, подсказало оно ей, что в полынье ее судьба. Поженились они потом… С тех пор так и повелось: Щедрецова невестка, Щедрецовы дети, Щедрецовы внуки.
— «Судьба», «в полынье», — передразнила его бабушка. — Просто она душу божью спасала.