Нередко мы идем в магазин, чтобы купить по мелочам. Но в результате загружаем полные корзины. И это происходит довольно часто, а не лишь в предновогодний ажиотаж или в праздничные акции. Вы не задумывались, почему?
— Не только вы как покупатель, но и все потребительское сообщество пока безрезультатно пытается найти ответ на вопрос — как избежать продуктового шопинга с излишним затариванием, — рассказывает председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. — Психологи считают, что до 70% потребителей принимают решение о полной покупке в самом магазине и только треть из них пользуются списком продуктов, которые они хотят приобрести. Но ведь это не случайно. Если проанализировать, то, начиная от гипера с супером и заканчивая торговой точкой во дворе, — это профессионально и грамотно построенная система, конечная цель которой — убедить или заставить покупателя приобрести не всегда столь необходимые продукты и притом в большом количестве.
— Анна Владимировна, но нынешние мерчандайзеры не ровня советским приемщицам и даже товароведам, они настоящие психологи, знающие мотивацию покупателя.
— Современные торговые точки, борющиеся за увеличение товарооборота, за нас с вами, устроены так, чтобы мы, войдя в магазин, испытали знакомое с детства желание — хочу сразу всего. Срабатывает уютная атмосфера: ароматы, легкая музыка и «правильно» выложенный товар. Основная цель мерчандайзера — вызвать у покупателя импульс, под влиянием которого он и приобретает.
Тут безотказно работает схема — море товаров, продуктов и вещей. Чтобы усилить этот эффект, полки заполняют до отказа и даже на верхних стеллажах ставят пустые коробки. Особенно влияет иллюзия изобилия на старшее поколение, которое застало дефицит и помнит пустые полки в магазинах. А тут счастье — всего много, все красивое.
— Часто бывает так: подходишь к стеллажу, берешь товар и иногда несколько минут ищешь его ценник.
— Все рассчитано на то, что вы махнете рукой на это напрасное дело, положите товар в корзину и продолжите путешествие по просторам продовольственного изобилия. Бывает, что на кассе цена насторожит, однако отступать будет уже поздно или стыдно, да и очередь поджимает. А длинный чек некогда и лень перепроверять.
— Кажется, еще до кассы срабатывают распространенные хитрости названной «системы» зомбирования.
— Сказала бы, что практическая подготовка клиента начинается уже у входа в торговый зал. Большинство из нас правши, поэтому ориентироваться на правую сторону удобнее. Этот нюанс учитывают специалисты, для нашего же «блага» — вход в приличный гипер- или супермаркет чаще расположен справа.
— Замечаю, что выкладывают продукцию, к которой хотят привлечь особое внимание, на уровне глаз потребителя. Размещают ее так, чтобы было удобно сразу положить в корзину.
— И эта хитрость приносит хороший доход, ведь многие поставщики и производители ведут борьбу за престижные места на полках. Для эффекта продукты раскладывают на стеллажах в строгой последовательности от малых — к большим, от светлых — к темным. Очередное изобретение для облегчения покупательского кошелька — расположить рядом «необходимые» товары: чай, кофе плюс печенье и шоколад, пиво и чипсы, мясо и кетчупы…
— Нередко стеллажи даже с социально значимыми продуктами, которые дешевле, трудно найти, но сразу привлекают внимание более дорогие «случайные» товары.
— Подсчитано и доказано, товара приобретут больше, если поставить его рядом с хитом продаж. Ну, например, чтобы продать хлеб или молоко нового производителя, надо поставить его рядом с раскрученной маркой.
Леонтий КУЧКО