Гродненская область — западная земля Беларуси, край родовых усадеб, прекрасных замков и сказочных озер. Земля с тысячелетней историей. В этот раз мы исследуем Гродненщину по маршруту «Гервяты». Следуем по направлению: Соколойти—Трокеники —Ворона —Гервяты —Дубники —Палестина— Ворняны. С кольцевой дороги съезжаем на трассу М7 на раковское направление.
Авторский проект художника, реставратора,
путешественника Владимира Цвирко.
Деревня Соколойти
В поле, возле колхозного мехдвора стоит католическая часовня Святого Станислава, построенная в XIX веке. Это небольшое здание в классическом стиле. В Беларуси сохранилось немного католических часовен такого типа, поэтому каждая из них, в том числе и эта, представляют определенный интерес для туристов и путешественников. Когда я вижу такие образцы прекрасной архитектуры, у меня возникает желание накрыть их ладонями, защитить от человеческого безразличия, от вандалов.
Деревня Трокеники
Трокеники впервые упоминаются в 1503 г. Здесь сохранился усадебно-парковый комплекс Богуш-Шишек XIX века, возведенный в стиле необарокко. Рядом с помещичьим домом расположилось красивое строение конюшни-вазовни. В ней в свое время было налажено сложнейшее производство колес для телег. Мастера, которые их делали, пользовались огромным уважением — они занимались редким, но очень нужным ремеслом. Здание это настолько симпатичное и так хорошо построено, что хоть сейчас его используй: размещай, например, кафе. Чуть поодаль — простой и скромный по своим формам флигель в два этажа.
Деревня Ворона
В стиле барокко в XVIII веке построен был в этой деревне костел Святого Юрия. Утверждают, что в основе этого сооружения фундамент еще более старого храма. Здание очень сильно пострадало в 1943 году. Восстановили его 2002-м. Реставрацию, надо сказать, провели очень хорошо: были привлечены настоящие мастера.
Деревня Гервяты
Это уникальное чудо архитектуры у нас буквально под боком, в 180 километрах от Минска. В Гервятах стоит Троицкий костел необыкновенной красоты. Он входит в тройку самых высоких храмов Беларуси (его высота 61 метр) и, несомненно, является одним из самых лучших образцов неоготического стиля. Строился костел четыре года, с 1899-го по 1909-й. Храм воздвигнут на средства князя Ольшевского по проекту архитектора А.И. Ольшеловского. Он стоит в центре деревни, но кажется, что стоит он в центре вселенной — такое это величественное и прекрасное здание. Вокруг костела разбит ландшафтный парк с коллекцией редких вечнозеленых растений и скульптурами апостолов. Рядом с храмом — водяная мельница из кирпича XIX века, в 80-е годы прошлого столетия была восстановлена, и сейчас в ней кафе.
Деревня Дубники
От усадьбы Минейко сохранился хозяйский дом XIX века, крепкие хозпо-стройки из кирпича 1878 года. Чтобы увидеть эту усадьбу, надо проехать за деревню около двух километров. Историки утверждают, что именно в этом доме Генрих Сенкевич написал свой роман «Пан Володыевский». Тем более интересным будет увидеть это место. Дом заброшен и постепенно разрушается.
Деревня Палестина
От усадьбы Котовичей остались деревянное здание дома рабочих XIX века, каменный амбар и флигель. Местные жители здесь доброжелательны и приветливы, пообщавшись с ними можно многое узнать об истории этой усадьбы.
Деревня Ворняны
Эта поселение известно с 1391 года. С XVI века его хозяевами были представители старого шляхетского рода Абрамовичей (Абрагамовичей). Здесь родился и долгое время жил известный просветитель и писатель Ян Абрамович, выпускник Падуанского университета, один из зачинателей движений реформации в Беларуси. В Ворнянах он основал кальвинский «сбор», школу и больницу, которые существовали до середины XVII века.
В 1760 году представитель этого славного рода, Юрий Абрамович, начинает строительство каменного костела в честь своего небесного покровителя Георгия (Юрия). В этом ему помогает и поддерживает жена Мария. Она даже после преждевременной смерти мужа продолжала возведение святыни. Достраивался костел и позже, в 1880-м, и в 1909 году. В 1990-м восстановлен.
Храм, окутанный духом белорусской архитектуры позднего барокко, привлекает туристов со всей Беларуси.
Рядом аптека и плебания 1770 года постройки. От усадьбы сохранилась башня-павильон в ретроспективно-готическом стиле на острове и водяная мельница на берегу озера. На входе на христианское кладбище стоит очень красивая брама.
Особенность Ворнян — центральная площадь, которая впечатляет своими размерами. Градостроители XVIII века умело обыграли это пространство архитектурными сооружениями и парковым комплексом. Площадь эта — пример реализации большого архитектурно-планировочного построения, определившего решение центральной части поселения на многие десятилетия.
Легенда от автора проекта
Завещание сына
От реки Ошмянки лес когда то плотной стеною подступал к этим местам, давая вдоволь надежного строительного материала, грибов и ягод. Не ленись только, собирай в закрома. А дичи было непуганой столько, что ходить и искать надобности никакой не было. За околицу шагни да с добычей возвращайся.
Сказывали, что молодой сын здешнего владельца богатой усадьбы был влюблен и встречался тайно с девушкой из крестьянского двора. Было у них место свиданий в лесу на поляне. Всегда провожал парень свою ненаглядную до крайней хаты села, а сам возвращался домой.
Однажды случилось так, что девушка вовремя пришла в условленное место на свидание, а любимого нет и нет, а уже и сумерки сгущаются, и луна из-за туч не кажется. Не дождавшись, она поворачивает домой одна. И, на свое несчастье, встречает она людей недобрых, в здешних местах разбоем промышляющих. Что и как там было — не известно, но нашли назавтра дитя бедное на краю той поляны, изуродованное так, что хоронили несчастную всю с лицом укрытую белым саваном.
Убитый горем молодой человек открывается перед отцом, рассказывает о любви к погибшей девушке. Просит-умоляет родителя на месте их тайных свиданий поставить небольшую часовенку. А своему другу-ровеснику он сказал, что когда часовня будет сооружена, он втайне собирается перезахоронить в ней свою любимую.
Отец отказывает сразу, видно, боялся людских пересудов, что, мол, он, шляхтич, по прихоти своего капризного сына возведет часовню в честь какой-то простолюдинки. Именно так и могли подобный поступок истолковать в те времена.
Но парень не отступил от задуманного. Он продает своего породистого коня, взяв за него немалые деньги, в спешке нанимает рабочих и самостоятельно начинает строить часовню.
Отец вскоре узнает о самовольном поступке сына. Он немедленно дает строителям расчет, а сыну сообщает, что тот безотлагательно отправляется за границу.
Кто-то из дворовых в тот же день становится свидетелем следующей беседы: сын на коленях умоляет грозного отца помочь ему или хотя бы не мешать довести начатую постройку до конца. И когда становится понятно, что родитель непреклонен в своем решении, уходя, сын бросает ему в лицо:
— Ты запрещаешь мне возводить часовню сегодня, так пусть случится так, что ты завтра будешь строить ее сам.
Вначале отец не придал значения столь горячему заявлению своего отпрыска. И только когда нашли юношу на той самой поляне с простреленным сердцем, а в его комнате на столе лежала предсмертная записка-завещание с просьбой похоронить его там, где он умрет, стал понятен смысл его страшных слов. Судя по всему, отец частично исполнил последнюю волю сына. Похоронил юношу на фамильном погосте. А на краю поляны возвел часовню.
Давно лес отступил от той поляны, как будто нарочно обнажая это печальное место. Отодвинулся до самого далека, оставив на открытом месте скромную часовню. И стоит она на пути всех ветров, гуляющих свободно по свету белому, по воли своей, без принуждения.
Фото Владимира ЦВИРКО