Как важно для человека иногда найти время для уединения. Почитать книгу, прогнать прочь плохие мысли, расслабиться, помечтать, услышать себя, сменить обстановку. И, пожалуй, путешествие — лучший способ, чтобы все это сделать. Сегодня вместе с вами отправляемся за впечатлениями по маршруту «Жемыславль» следующего направления: Осова—Жирмуны (Вороновский р-н)— Жирмуны (Лидский р-н)—Трокели —Дворище— Геранены—Суботники —Жемыславль. Мы узнаем, где по крупицам воссоздали старинный орган, какой памятник архитектуры вызывает ассоциации с триумфальной аркой в Париже, в какой деревне сохранилась крипта невообразимой красоты, как во дворце располагался санаторий для немецких солдат, какая икона оставалась нетронутой после страшных пожаров. С кольцевой дороги съезжаем на М6, а возле Ивья сворачиваем на Р135.
Авторский проект художника, реставратора,
путешественника Владимира Цвирко.
Деревня Осова
Проехать мимо костела Святого Георгия просто невозможно. Храм возвышается в живописном месте, на островке зелени. Возведен в стиле неоготики из кирпича и камня в 1909 г. Впечатляет каменная ограда, которая сохранилась еще от старого деревянного костела, построенного здесь в 1732 г. на том месте, где пастухи разглядели в деревьях облик Матери Божьей. Не оторвать глаз от башни-колокольни храма. Местный настоятель ксендз Ян Петюн впервые в Беларуси сам воссоздал по крупицам старинный орган. С помощью подручных средств он переделал инструмент из механического в электронный. Для этого ему понадобилось шесть лет кропотливой работы. Рядышком с костелом находится плебания XIX в. Раньше в деревне еще можно было увидеть каменную водяную мельницу XIX в.
Агрогородок Жирмуны (Вороновский р-н)
Здесь в 1789 г. по приказу Каролины Радзивилл был построен в классическом стиле деревянный костел Отыскания Святого Креста. Колокольня также выполнена из дерева. Особое внимание стоит уделить каменной ограде с аркой интересной конструкции, построенной в нач. XIX в. Внутри храм выглядит нарядным и ухоженным. Вокруг святыни тоже все приведено в порядок. Сегодня идет реставрация как ограждения, так и самого костела.
Деревня Жирмуны (Лидский район)
Можно только себе представить, каких размеров была усадьба Радзивиллов, взглянув на огромную въездную браму. Глядя на нее, в голове легко могут возникнуть ассоциации, например, с триумфальной аркой в Париже. К сожалению, через арку ежедневно проезжает сельскохозяйственная техника, которая ее нещадно уродует, разрушая кладку. Когда-нибудь она не выдержит издевательств и рухнет. За брамой в полном запустении лежат руины двух флигелей. Неподалеку можно увидеть уникальное сооружение — часовню-колонну Святого Иоанна Крестителя из кирпича. Возможно, она была построена еще в XVII в.
Агрогородок Трокели
В 1809 г. был построен в стиле барокко и народного зодчества деревянный костел Посещения Девой Марией Елизаветы. В 1928 г. в храме прошли восстановительные работы. В 1961 г. его закрыли. Святыню вернули католикам в 1975 г. Рядом с костелом находится часовня-усыпальница Бригиды Шукевич, XIX в. Можно полюбоваться двухъярусной деревянной колокольней. В костеле хранится икона Матери Божьей Трокельской. Несколько раз икона чудесным образом оставалась нетронутой после страшных пожаров.
Агрогородок Дворище
Все, что осталось от усадьбы безымянных хозяев, говорит о богатстве и процветании в свое время этих мест. Усадебный дом XIX в. сохранился частично — в виде башни. Красавица, которая, кажется, цепляет облака, находится в заброшенном парке. Также можно увидеть огромную водяную мельницу, стоящую на берегу реки. Вода протекает под мельницей через два больших арочных прохода, в середине которых стояли колеса с лопастями. Конструкция, надо сказать, уникальная. Не менее впечатляет полуразрушенная кузница из каменного кирпича. Она смотрится как сказочный домик.
Деревня Геранены
Сохранились жалкие останки некогда огромнейшего замка Альбрехта Гаштольда, нач. — сер. XV в. Кто-то из местных жителей,
а возможно, и волонтеры, соорудил навесы над руинами. От усадьбы сохранились брама, амбар, интересное здание молочной. Костел Святого
Николая тоже имеет почтенный возраст. Храм был построен в 1529 г. как часовня владельца замка. В 1771 г. святыня перестроена. В 1799 г. восстановлена после пожара.
В 1929 г. опять отреставрирована.
Деревня Суботники
В 1904 г. на средства графа Умястовского был построен из кирпича костел Святого Владислава в стиле неоготики. Храм пострадал во время Второй мировой войны. В 1947 г. его принялись восстанавливать. Интересно, что усыпальница Умястовских расположена прямо под костелом. Крипта — шедевр невообразимой красоты. Створки в нее открывали специальные задвижные брусья, за которые брались два человека. Вниз ведет лестница. Внутри — потолок в виде неба со звездочками, всюду мрамор с золочеными буквами, алтарный столик, на сводах гербы выложены мозаикой.
Деревня Жемыславль
В 1877 г. в живописном месте в стиле неоклассицизма был построен дворец Умястовских. Это уменьшенная копия Лазенковского дворца в Варшаве. Архитектор — Маркони. Во время Первой мировой войны во дворце располагался санаторий для немецких солдат. Уцелели ледовня (1828 г.), амбар, винокурня, спиртохранилище, два флигеля, хозпостройка, усадебные пилоны по периметру. В 2012 г. во дворце случился пожар. Сильно пострадали дубовые балки перекрытий.
Легенда маршрута от автора проекта
«Пророчество старца»
Этот дворец был последним объектом нашего путешествия сегодня. Осталось немного времени, и мы решили перед обратной дорогой домой перекусить недалеко от этого красивого свидетеля нашего интересного прошлого. На берегу реки, живописно извивающейся по просторному лугу, огибая местами подступающий к самой воде лес.
«Обратите внимание на островок посреди реки, — сказал я своим спутникам. — Его насыпали или, вернее, набросали люди-волоты, жившие в этих местах очень-очень давно. Под пряный бутерброд с салом и петрушкой и душистый, еще не остывший чай из термоса я рассказал друзьям легенду про этот островок.
У одной женщины здешнего племени рождаются мальчики-близнецы. При появлении малышей на свет присутствует самый старый житель этого племени, который помнит еще то время, когда они пришли на эти земли несказанно богатые зверем разным да рыбой, как обустраивались они здесь, как, соблюдая законы и обычаи предков, жили в мире и согласии с матушкой-природой и соседствующими другими племенами людей. Предсказывает старец, что эти новорожденные малыши будут самыми сильными среди сильных, станут опорой они и защитой всего племени. Но матери младенцев следует знать и держать это в тайне, что силой своей братья могут соревноваться с кем угодно, но только от восхода и до заката солнца. А вот между собой меряться силой могут только ночью. И если нарушат они это правило, тут же потеряют они дар богов, а следом исчезнет с лица земли их племя.
Всячески оберегала мать подрастающих детей от соблазна померяться силой между собой. А когда подросли близнецы, окрепли, поделилась с ними предсказанием старца и наказала строго держать это втайне от ушей посторонних. Но, как известно, запретный плод ох как сладок. Страсть как хочется братьям силой померяться между собой. И вот решают они по ночам состязаться, а заодно делом добрым заняться — камни огромные, в изобилии лежащие по полям, они носили да забрасывали на середину реки, создавая тем самым опору надежную для будущего моста на тот берег, где земля, не ведомая еще человеку.
Никогда не перерастала такая забава в спор, кто сильнее. А только дружба братская росла да крепла. И не было такого человека в селениях ближних аль дальних, чтобы кто-то победил, одолел братьев-волотов. Гордится родное селение такими соплеменниками, а вот в соседнем племени, у людей тщедушных и завистливых, растет ненависть да мысли недобрые, как победить, сокрушить братьев-волотов.
Тем временем приходит сезон свадеб. И совпадение это было, а скорее, думаю, нет. Но братья берут себе в жены девушек именно из этого соседнего племени. И сразу же новоиспеченные жены начинают интересоваться, почему это братья, не имея себе равных в силе, между собой не соревнуются. А узнав, куда мужья отлучаются по ночам, посмотрев, как они легко управляются с тяжелой ношей, находят предлог для будущей ссоры.
Каждая из жен говорит своему суженому, что он, без сомнения, сильнее своего брата, который якобы, по слухам, утверждает, что сильнее он. И вот семя подлости падает в почву раздора. Братья приходят к реке на следующую ночь с мыслями да намерениями совсем не прежними. С дальнего края поля поднимают они по огромному камню и несут к реке, друг друга стараясь обогнать. К рассвету ноша все тяжелее, сил меньше, а до берега еще далеко.
Каким-то образом мать узнает, что происходит у реки, бежит к детям, на колени падает, умоляет, просит остановить затею страшную, пока не поздно. Но толкают упрямцы камни, стараясь каждый первым берега достичь. И вот солнце лучами первыми бьет их в груди без сожаления — и падают волоты на землю, дар богов потеряв. Сбывается предсказание старца. Женщины в племени рожать перестают, болезни людей нещадно косят, запущены поля, дома заброшены и уходит племя вслед за своими предками в вечность. А их земли занимает соседствующее племя, в котором из века в век рассказывают, как две девушки победили братьев-волотов.
Река со временем илом занесла камни, заброшенные братьями, и островок из воды показался, зеленью украшенный. Да не для моста на берег тот, а для птиц прилетающих. Место тихое, безопасное...
Друзья мои молчали, возможно, каждый думал о своем, а возможно, мы думали об одном общем, очень важном для всех нас.