…Учитель — это одна из самых ответственных и сложных, а сейчас еще и самых востребованных государством и обществом профессий.
Кто-то из умных сказал такие замечательные слова: «Учитель — человек публичной профессии, человек, который всегда на виду, навечно вызванный к доске, который словом стучится в душу».
Сегодня тысячи детей мечтают стать бизнесменами, архитекторами, моделями, актерами, и только единицы сидят на уроках своего любимого учителя и представляют
себя на его месте, чтобы через много лет встать у доски и так же зажигать огонь в сердцах!
Однако связать судьбу с этой непростой профессией решают немногие. У человека должны быть определенные способности, задатки, из которых развиваются профессиональные умения и качества. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от его умения наладить правильные отношения с детьми. Но когда такой контакт есть, все сразу ладится, учитель способствует духовному росту своих учеников, он встречается с ними через годы и с удовлетворением отмечает, что они стали взрослыми достойными людьми.
…Накануне профессионального праздника в лицее БГУ состоялось торжественное закрытие республиканского конкурса «Учитель года Беларуси-2014». В его финальных мероприятиях участвовали 49 лучших учителей и воспитателей. В отборочных турах приняли участие 31 тыс. 108 человек, что в 3 раза больше, чем в прежнем формате проведения. Лучшим учителем года Беларуси признан Виктор Жук, учитель истории из СШ №11 города Молодечно.
Виктор Жук: «На моих уроках важен диалог»
На днях завершился республиканский конкурс «Учитель года Беларуси-2014». Лучшим педагогом страны признан Виктор Жук, молодой преподаватель истории из школы №11 города Молодечно. О впечатлениях от конкурса, о своих учениках и о том, почему он выбрал непростую работу учителя, Виктор Жук рассказал нашей газете.
— Виктор Эдуардович, вы — учитель истории. Почему решили выбрать именно эту профессию? Ведь если исходить из материальной составляющей, то это не самое хлебное место.
— Любовь к истории сыграла ключевую, определяющую роль. Мой выбор был в некоторой степени предопределен: сестра — кандидат исторических наук, этнолог, а ее супруг — доктор ассириологии (наука, изучающая языки, письменность, культуру и историю Ассирии, Вавилонии и Месопотамии. — Прим. ред.).
В детстве я читал много книг, затем увлекся исторической реконструкцией. На мой взгляд, надо выбирать профессию исходя из того, что тебе больше всего нравится делать. Ведь если брать в расчет только материальную составляющую, то человека в профессии может хватить ненадолго. Важно, чтобы ты получал удовольствие от того, что делаешь. Если ты можешь работать на благо общества, воспитывать в детях прекрасное, делать их умными, грамотными людьми, почему этого не делать?
— Слышала, что когда-то вы целый год плели из проволоки кольчугу?
— Мне было 17, многие тогда этим увлекались…
— Конкурс — это возможность не только показать профессиональное мастерство, но и продемонстрировать то, как человек может справиться с такими экстремальными условиями под прицелом видео- и фотокамер. Насколько вам легко или тяжело было пройти это испытание?
— Очень тяжело, настолько тяжело, что до сих пор не пришел в себя. Сложно не потому, что не обладаешь какой-то компетенцией, определенными знаниями. Сложно потому, что тот стресс, напряжение, в которое попадает участник, сказываются. Все конкурсные мероприятия накладывают определенную ответственность, потому что на тебя смотрят жюри, зал. Особенно трудным оказался ночной урок.
— Ночной урок?!
— Это когда ты вытаскиваешь тему днем, а наутро уже даешь урок. Мне попался «билет» «Нидерландская буржуазная революция». Знаете, что я вынес из этого конкурса? То, что профессия педагога строится на непрерывном взаимодействии. Это проявилось и во время конкурса, проявлялось и в повседневной жизни педагога: невозможно представить, что учитель в рамках школы работает с учеником один на один. В рамках образовательного процесса это еще и взаимодействие с другими учителями, родителями, СМИ и так далее.
— Как вы оцениваете современных учеников, как находите с ними общий язык? Часто слышишь, что дети стали меньше читать, что в школу они идут как на каторгу.
— Для того чтобы дети больше читали, нужно, чтобы читали сами родители, чтобы им было с кого брать пример. Мне несложно находить язык с учениками, потому что я сам еще молодой, прекрасно знаю, о чем они думают, какие музыку, фильмы слушают и смотрят. Мы общаемся с ними в социальных сетях и прекрасно ладим между собой.
— Используете ли вы так называемые инновационные, к примеру, мультимедийные, технологии в обучении?
— Учитель, конечно же, должен использовать различные современные методики, технологии — как образовательные, так и информационные. Но та же компьютерная презентация, интерактивная доска должны нести не просто какую-то информацию, а включать учащихся в деятельность.
— Наверно, нашему читателю стоит объяснить, что такое интерактивная доска.
— Если говорить простыми словами, это огромный сенсорный экран, на котором можно рисовать, выполнять какие-то задания, вносить изменения и пометки.
— Откуда она у вас?
— Полагаю, что в каждой школе, особенно городской, имеется хотя бы одна такая штука.
— Вероятно, есть, но всегда ли используется? Это как новое медицинское оборудование: закупят, а потом думают, где взять специалистов, которые могут эффективно его использовать.
— Не могу сказать, что освоил все тонкости, но на пути к этому.
— А дети?
— Дети всегда на ура принимают различные новые подходы. Если же придерживаться традиционного сухого изложения материала и устного ответа на домашнее задание, то в процессе учебы у них выработается ненависть к предмету.
— Правда ли, что на урок истории вы можете прийти, скажем, в костюме рыцаря?
— Не совсем так. Я могу принести на урок доспехи, некие элементы гражданского костюма, исторические артефакты. Ну а прийти в костюме рыцаря… Хотя почему бы и нет, если это пробуждает интерес к истории? Идея интересная!
— Откуда артефакты? Из музея?
— Я же говорил, что увлекаюсь исторической реконструкцией. Вообще, мы с ребятами часто ставим различные интересные эксперименты. В походе, например, пробовали разводить огонь при помощи огнива, силой трения.
— Так вы еще и классный руководитель?
— Да. Когда пришел в школу, мне достался 6 класс. Сейчас мои ребята — уже девятиклассники.
— Объем информации, который обрушивается на ученика, просто необъятен. Как все это переработать в своем юном мозгу, как вычленить главное и не заблудиться в этих информационных джунглях?
— Моя задача как педагога — формировать не только технологические компетенции учеников, но и культуру как таковую, умение работать с информацией, выделять главное, а не просто ее искать. Я стараюсь учить ориентироваться в окружающем их информационном потоке. Не мыслить догмами, воспринимать и анализировать информацию критически, рассматривать ее с разных точек зрения. Даже при подготовке к уроку учитывая большой объем, который предполагает учебное пособие, им нужно проводить тщательный отбор учебного содержания, вычленяя основное, главное, то, что им может пригодиться в жизни.
— Вы за то, чтобы в школе оставить все, как есть, или хотели бы перемен?
— Все учителя всегда хотят каких-то перемен. Вопрос, каких именно. Разумеется, хочется, чтобы учителя-предметники выполняли непосредственно то, чем они должны заниматься: обучать и воспитывать. Ни для кого не секрет, что учитель в школе перегружен бумагами.
— Кто-то на сей счет остроумно заметил, что «школа — это место, где дети мешают учителям и администрации работать с документами».
— Верно сказано. Это мешает работе и выбивает из колеи. Придя домой, я не могу начать готовиться к урокам, потому что перед этим должен заполнить множество различной документации.
— Какие у вас отношения с детьми? Скорее дружеские или все-таки наставнические?
— Между учеником и его наставником должна сохраняться некая субординация, в противном случае это перейдет в побратимство. Однако я придерживаюсь демократичного стиля обучения. Наши отношения скорее похожи на коллегиально-уважительные. На моих уроках важны диалог, вопросы, я не люблю мертвую тишину в классе. Отсутствие на уроке вопросов говорит о том, что им элементарно стало неинтересно. Для меня важен рабочий шум.
— Подавляющее большинство преподавателей в школах — почти 90 процентов — женщины. Как сделать так, чтобы в наших школах гармонично уравновесить число мужчин и женщин? Почему наблюдается массовая «миграция» мужчин из сферы образования?
— А как вам самим кажется?
— Мужчина должен кормить семью…
— Вы правы.
— Значит, пока вы не обременены узами Гименея?
— Мне не нравится, когда слова «семья» и «бремя» стоят рядом, но вы угадали. Пока не женат и пока нет детей. И пока работа стоит на первом месте, все свободное время я отдаю ей.
— На ваш взгляд, каковы основные цели изучения истории в школе?
— История должна воспитывать гражданина, патриота, человека, который помнит свои корни. Этот предмет как никакой другой должен научить их размышлять, взвешивать информацию, по-разному смотреть на события, учить анализировать, мыслить, творить.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?