Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Федеральной миграционной службой России совместно с заинтересованными государственными органами обеих стран осуществляется работа по созданию единого миграционного пространства. Важным шагом в этом направлении явилось подписание двусторонних международных договоров по вопросам миграционной политики и обеспечения равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории обоих государств.
Большую роль в выработке решений, направленных на формирование единого миграционного пространства, играет созданная в 2003 году для организации и координации деятельности компетентных органов Беларуси и России по решению вопросов в области регулирования миграционных процессов на территории государств-участников Договора о создании Союзного государства, Межгосударственная межведомственная рабочая группа по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики. Заседания рабочей группы проводятся, как правило, дважды в год, поочередно в Беларуси и России.
На сегодняшний день проведено 12 заседаний, основная цель таких заседаний — обсуждение вопросов миграционной политики на территории Беларуси и России, выработка согласованных рекомендаций и решение проблем в области равных прав граждан на территориях двух государств, формирование общих подходов при реализации законодательства.
Президентами двух государств 24 января 2006 года подписано Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства, вступившее в силу с 3 февраля 2009 года.
В целях совершенствования контроля за миграционными процессами на территории государств- участников Договора о создании Союзного государства Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года на территории Республики Беларусь и Российской Федерации с 1 ноября 2006 года введена миграционная карта единого образца.
Знаковым событием для формирования единого миграционного простарнства стало подписание 15 ноября 2003 года в Минске Соглашения между Правительствами двух стран о реадмиссии, которое было доработано в ходе последнего заседания Межгосударственной межведомственной рабочей группы.
Пока на постсоветском пространстве только в рамках Союзного государства существует скоординированная внешняя политика и равные права граждан в выборе места жительства, получении образования и трудоустройства, оплате труда, приобретении имущества в собственность, владении, пользовании и распоряжении им. Выровнены условия пенсионного обеспечения, назначения пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям. Но жизнь ставит ребром новые вызовы и угрозы, поэтому пристальное внимание Постоянного Комитета Союзного государства к миграционной тематике более чем оправдано. С одной стороны, Росиия выступает в качестве типичной страны-реципиента, в которой преобладает трудовая иммиграция над трудовой эмиграцией, в Беларуси же ситуация обратная. С другой стороны, в обеих странах Союзного государства отмечается сокращение численности и старение населения. Наконец, чтобы выработать гибкую миграционную политику, нужно по меньшей мере владеть информацией о реальных потоках населения, вовлеченных в миграционные процессы, о факторах, побуждающих людей выезжать на работу за границу. В этой связи ключевой задачей для нашего общего рынка труда должна стать организация учета трудящихся-мигрантов.
В 2013 году белорусы выезжали на заработки в 12 стран мира (США, Германия, Польша, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Сингапур и др.), но наибольший поток трудовых мигрантов из Беларуси пришелся именно на Россиию: 86% выезжающих на заработки за границу остались в пределах Союзного государства. В то же время имеет место значительный недоучет трудящихся-мигрантов в рамках Союзного государства.
Кстати, Федеральная миграционная служба России и Министерство внутренних дел Беларуси планируют подписать Протокол о порядке обмена информацией об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно въезжающих в Российскую Федерацию и Республику Беларусь, содержащейся в центральных банках данных учета иностранных граждан и лиц без гражданства. Об этом сообщил начальник департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси Алексей Бегун на экспертно-медийном семинаре, посвященном формированию единого миграционного пространства Союзного государства.
«В высокой степени готовности находится целый ряд межправительственных договоров между Беларусью и Россией в миграционной сфере», — отметил Алексей Бегун. В частности, речь идет не только об упомянутом протоколе. Завершается и работа над межправительственным соглашением о порядке обмена сведениями о гражданах Республики Беларусь и Российской Федерации, в отношении которых действует ограничение на въезд.
Алексей Бегун также добавил, что на заседание очередного Совета министров Союзного государства, которое запланировано на октябрь и пройдет в Минске, ставится вопрос об утверждении Плана мероприятий на 2014-2016 годы по формированию единого миграционного пространства на территориях государств-участников Договора о создании Союзного государства
Только цифры
За 6 месяцев 2014 года Республику Беларусь посетили свыше 205,5 тысячи граждан Российской Федерации, 3588 граждан России получили разрешение на временное проживание в Беларуси, 3463 — на постоянное.
По сведениям Федеральной миграционной службы Российской Федерации, с февраля 2009 года по 30 июня 2014 года в России поставлено на учет по месту пребывания более 960 тысяч граждан Республики Беларусь, 2990 граждан Беларуси получили разрешения на временное проживание в России, 19854 — на постоянное.