Погода, Беларусь
Главная Написать письмо Карта сайта
Люди в белых халатах
>>>
На заметку потребителю
>>>
Совместный проект
>>>



150 золотых маршрутов моей Беларуси

№36 от 04 сентября 2014 года

В поисках сокровищ: БЛОНЬ
В поисках сокровищ: БЛОНЬ

Жизнь состоит из маленьких моментов, которые обычно складываются в самую приятную картину. Коллекционируйте впечатления, места, сны,  диалоги — не разочаруетесь! Сегодня вместе с вами отправляемся по маршруту «Блонь» следующего направления: Малые Ляды — Гудовичи — Смиловичи — Дукора — Блонь — Марьино — Марьина Горка — Антоново — Руденск. Мы узнаем, где находился один из самых известных центров духовной жизни и образования на территории Речи Посполитой, какое чудо стоит на языческом кургане, как с племенных лошадей портреты писали, к чему вели четыре дубовые лестницы с крутыми ступеньками. С кольцевой дороги сворачиваем на М4, это могилевское направление.

Авторский проект художника, реставратора,
путешественника Владимира Цвирко.

Деревня Малые Ляды

Здесь в 1792 г. в стиле барокко из кирпича была возведена Благовещенская церковь как базилианский храм при базилианском монастыре, который к тому времени уже лет 60 пользовался расположением небезызвестного рода Завишей. Это был один из самых известных центров духовной жизни и образования на территории Речи Посполитой.
В 1811 г. был построен каменный жилой корпус монастыря. В 1839-м, как известно, на Полоцком соборе унию отменили, монастырь в Малых Лядах отошел православной церкви, и с тех пор это православная Благовещенская церковь ныне мужского ставропигиального монастыря. В 1918 г. святыня  была закрыта. Открыта только во время Второй мировой войны. В 1950 г. опять церковь закрыли. В 1994 г. монастырь восстановил свою деятельность. Сегодня идет активное благоустройство территории святыни. Обновляются внешний вид храма и строение монастыря. Устанавливаются сияющие на много километров купола.

Деревня Гудовичи

Здесь на кладбище можно увидеть уникальные камни-следовики, один из них в виде креста. Раньше на этом месте располагался языческий курган. Согласно археологическим раскопкам, он, возможно, был возведен еще в V-VI в. Скорее всего, крест — это бывший каменный идол, которому веками поклонялись наши предки. Они проводили возле него обряды с ритуальными танцами и песнями, прославляющими силу и щедрость матери-природы. В основном идолы были выполнены в виде матери-роженицы.

Городской поселок Смиловичи

Поселение известно с XVI в. Старинное название — Бакштаны. Оно досталось от владельцев имения Бакштанских. В XVII в. гетман великий литовский Михаил Казимир Огинский строит здесь дворец. В 1791 г. имение достается бедному арендатору Станиславу Монюшко (деду композитора Станислава Монюшко). Сын Станислава Монюшко Казимир (1795-1863) заложил в местечке ботанический и фруктовый сады. Его брат Александр Монюшко на месте замка XVII в. начал строительство дворца, которое было продолжено мужем его дочери Паулины Леоном  Ваньковичем, минским уездным дворянским маршалком (1863-1872 гг.).
После 1900 г. Смиловичский дворцовый комплекс у реки Волма достраивал Лев Львович Ванькович. В начале XX в. комплекс включал два дворцовых корпуса (старый и новый), ряд других построек и парк пейзажного типа. Во дворце размещались зимний сад, архив, где хранились документы Огинских, Монюшко, Ваньковичей, большая библиотека, картинная галерея.
Сохранились руины дворца в стиле неоготики, брама с оградой и сторожкой, жилой дом, флигель, дом для прислуги, склад спирта. Впечатляет изящное кирпичное ограждение усадьбы и парка (к. XVIII—сер. XIX в.). Сохранились его фрагменты.
В приличном состоянии находится еврейское кладбище.
Известный композитор Станислав Монюшко, будучи ребенком, частенько гостил во дворце своего деда в Смиловичах. Из свидетельств современников, сыновья композитора носили мундиры солдат армии Наполеона, с которой была связана надежда обретения национальной независимости.

Агрогородок Дукора

В начале XIX в. в стиле позднего классицизма построен костел как родовая усыпальница Ошторпов. В свое время потомок осевшего в ВКЛ шведского солдата армии Карла XII Франц Ошторп выкупил поместье у Огинских. В 1864 г. храм переосвящен в Петропавловскую церковь. В советские времена святыню использовали как жилой дом.
Сын Франца Ошторпа Леон имел большую коллекцию произведений живописи и предметов декоративно-прикладного искусства. Также он был хозяином известного на то время Дукорского конезавода. Конюшня насчитывала более 300 лошадей редких пород. Например, орловской, арабской и английской. Все они участвовали в европейских показах. Каждого красавца придворный художник запечатлел в картине. После смерти Леона Ошторпа собрание картин и самая красивая лошадь по кличке Поликар были переданы его зятю — владельцу Прилук Оттону Горватту.
В 1874 г. имение перешло к голландцу Константину Гартингу, семья которого обосновалась на Минщине в начале XIX века. От усадьбы сохранились брама, флигель, парк с прудами. Парадная въездная аллея украшена воротами в стиле неоготики с часами. Говорят, что эти часы, свидетельствовавшие о благосостоянии владельцев, были единственными во всей Минской губернии.

Агрогородок Блонь

В начале XIX в. усадьбой владели помещики Осовские. За участие хозяина имения в восстании 1863 г. царские власти конфисковали усадьбу и передали ее во владение чиновнику Бонч-Осмоловскому.


Деревянный одноэтажный дом с пристройкой в виде башенки выполнен в стиле эклектики. Стоит на живописном берегу извивающейся реки. Последний владелец усадьбы — революционер-народник Анатолий Бонч-Осмоловский. За это жандармы называли имение не иначе как гнездом революционной заразы. Из-за рубежа сюда попадала разная литература. Дальше ее отправляли в Питер. В усадьбе находилась огромная библиотека. Книги бесплатно раздавали детям из бедных семей, обучали их грамоте.

Городской поселок Марьино

З

десь находится учебный корпус сельскохозяйственного училища, построенный во второй половине XIX в. В превосходном состоянии сохранились амбар, хозпостройки, жилой деревянный дом.

Город Марьина Горка

По местной легенде здесь когда-то было языческое кладбище, а на горе лежал огромный валун. К нему вели четыре дубовые лестницы с крутыми ступеньками. Это место называлось Марьиной горой. В XV—XVI в. усадьбой владели Радзивиллы. С XVI века поселение переходило из рук в руки. Сначала оно принадлежало помещикам Буржинским, затем перешло к Ратынским, потом к Крупским, а после восстания 1863 года имение было конфисковано и стало собственностью министра внутренних дел Льва Макова. В усадебном доме, построенном в 1876 г., в 1935-1941 гг. размещался дом творчества писателей Беларуси. Здесь работали Я.Колас, Я.Купала. К. Черный, З. Бядуля.

Деревня Антоново

Обязательно посетите географический центр нашей Беларуси. Он расположен в поле между деревнями Бор и Антоново. Издалека сооружение трудно заметить. Только подъехав поближе, можно разглядеть треногу из тонких стальных прутьев и мраморную плиту с датой установки.

Городской поселок Руденск

По дороге домой можно увидеть милое здание железнодорожного вокзала из красного кирпича, нач. XX в. Также полюбуйтесь жилыми домами, хозпостройками, ледовней
той эпохи.

Легенда маршрута от автора проекта
«Золотые гусеницы»
Мгновенно расступившись, лес пропустил проселочную дорогу, которая буквально ворвалась в эту тихую, маленькую, приземистую деревеньку. На первый взгляд казалось, что она нежилая. Но ухоженные и досмотренные небольшие огородики да цветники говорили о том, что и здесь есть люди, что и здесь еще теплится жизнь. Шум медленно двигающегося автомобиля заставил многих выглянуть в окна, а кое-кто из обитателей этого милого селения вышел во двор к калитке полюбопытствовать, кто приехал в их забытое богом и людьми место и по какой такой надобности.
Первые слова приветствия, знакомства и дальнейшее общение всегда мне были интересны — люди познаются в особенности языка, манере держаться в беседе. Это всегда непредсказуемо и неповторимо. Как и эта легенда, сказка, просто история, как вам будет угодно, услышанная мной на шаткой скамеечке под огромной раскидистой липой у колодца, накрытого спинкой от старой деревянной кровати.
Кто бы мог подумать, что когда-нибудь я услышу историю про стога соломы! Да-да, обыкновенные стога соломы, которые к осени появляются на просторах полей, у дорог. Хотя и стога соломы, если можно так сказать, классические, уже тоже потихонечку уходят в прошлое. Благодаря новым технологиям уборки поля наши заставлены соломенными тюками и бухтами, перевязанными крепкими шпагатами, прозрачными сетками, а те, которые в белом целлофане, смотрятся вообще непривычно, инородно. А вот в этих местах еще можно увидеть обыкновенные стога. Большие длинные сооружения из огромного количества соломы, напоминающие… Но не будем забегать вперед. Перескажу так, как слышал.
…После уборочной страды просторы полей успокоились и затихли. Как будто успокоилось и затихло само время. Стога соломы на полях похожи на огромных лохматых золотых гусениц. Словно уставшие после долгой изнурительной дороги, они застыли в оцепенении там, где их застало это самое застывшее время. Все это случилось именно тогда, когда это было нужно. Именно тогда, когда это было необходимо, чтобы произошел новый этап в вечном развитии. И даже не их самих, этих золотых гусениц, а совсем других существ, которые потом появятся из стогов спустя какое-то время. А это время будет долгим и жестоким. Это время будет холодным и темным. Это будет временем зимы. И необходимо будет очень-очень собраться с силами, сберечь тепло, сберечь энергию солнца для будущей новой жизни. Придет весна, тепло и свет, очень много света и тепла. И лопнут эти серые струпья, и отвалится ненужная шелуха, и появятся огромные-преогромные красивые существа с необыкновенным размахом крыльев, с неповторимыми узорами на этих крыльях, с удивительным пением ветра в этих крыльях. Существа,  похожие то ли на бабочек, то ли на ангелов.
Но почему-то и на этот раз происходит все как всегда. Из скотных дворов от еле заметных в снегах деревень двигается нескончаемая вереница страшно скрипучих саней. От мужиков в красных, черных, белых тулупах несет за версту водкой и табаком. Лошади пахнут теплым стойлом и сеном. И этот седлающийся воз, похожий на длинную старую змею, двигается в сторону стогов. И начинается обыкновенная, привычная для всех работа. Острые блестящие вилы-сахары с размахом впиваются в бока стогов, открывают куски теплой массы. Она валится на сани и везется в длинные темные строения, полные рогатой живности. Бросается им под ноги и спустя какое-то время превращается в дымящийся, с резким запахом навоз.
— А те стога, которые остаются до весны? — задаю я вопрос. — Что с ними происходит?
— А знаешь ли ты, добрый человек, что не из каждого яйца цыпленок на свет божий появляется.
И мне вдруг страшно захотелось, чтобы из каждого…

Следующий маршрут — «Березовец»



Всего 2 комментария:

Вадим
12-09-2014
А мы думали, что в этих местах вообще ничего нет, кроме Смиловичей. А Вы накопали целый маршрут. Поздравляем, Вас, "копатили"!

Светлана
12-09-2014
Очень понравились, Владимир, ваши "Золотые гусеницы". Сволочи эти мужики с вилами. Сколько красоты бы летало!!!


Еще
В рубрике

Уже до первого упоминания в летописях Гродно был городом особенным, непростым. Он считался центром развития религии, средоточием культурной жизни, торговли.

За девять столетий до рождения Христа в Китае изобрели деревянное колесо с лопастями, вращаемое потоком воды.

Крестьянский поземельный банк (ул. Ленина) построен в 1913 году по проекту архитектора Остроумова в стиле модерн.

Деревянный монастырь базилианок построен еще в первой половине XVII века. В 1647 году в городе случился пожар, который разрушил множество зданий, в том числе и его.