Минторг собирается проверить цены в интернет-магазинах, предлагает создать профессиональную службу доставки интернет-покупок и поставить на интернет-полки больше белорусских товаров.
Белорусы давно оценили преимущества интернет-шопинга — удобство, экономию времени и денег, огромный выбор. Но многие продолжают с недоверием относиться к покупкам в интернете. Причина — в сложившихся на заре формирования рынка стереотипах о том, что товар может оказаться некачественным, а продавцы не дадут чек или гарантийный талон и т. д. Однако времена, когда мы действительно шли на риск, заказывая онлайн чайник или телевизор непонятного происхождения, но по привлекательной цене, давно прошли. Теперь для интернет-магазинов действуют практически такие же правила и законы, что и для обычных торговых объектов. И большинство из них действительно работают честно: торгуют товаром, легально ввезенным и сертифицированным, платят налоги, выдают чеки и настоящие гарантийные талоны, несут ответственность за приобретенный у них товар, могут оформить покупку в кредит и т. д. Так что, кажется, пора расставаться с предрассудками и перестать
дуть на воду.
Все бы хорошо, если бы не пресловутая ложка дегтя… О том, какие подводные камни в сфере интернет-торговли еще остались и какой она будет завтра, во время круглого стола, состоявшегося в пресс-центре БЕЛТА, беседовали заместитель министра торговли Ирина Наркевич, начальник главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Николай Потеев, управляющий, учредитель онлайн-гипермаркета 21 vek.by Сергей Вайнилович и заместитель директора по маркетингу ЗАО «Патио» (торговая марка «5 элемент») Ольга Потатурко.
Интернет-торговля: устаревшие стереотипы и нерешенные проблемы
Интернет-торговля вышла из тени
— Как изменился рынок интернет-торговли за последние годы?
Ирина Наркевич: — Мы заинтересованы в развитии интернет-торговли, а также в ее прозрачности, чтобы защищались права потребителей, меньше было нареканий, жалоб, и граждане больше доверяли этой сфере. О том, что государство создает все условия для этого, свидетельствует стремительное развитие такой формы торговли. Еще в 2006 году в республике было зарегистрировано всего 380 интернет-магазинов. А сегодня — 9627. При этом по сравнению с началом года их количество возросло в 1,5 раза!
Минторгу как регулятору важно, чтобы интернет-торговля развивалась не только в столице, но и в регионах. И если на 1 января 2013 года 74,8% всех интернет-магазинов было зарегистрировано в Минске, то теперь происходит перераспределение, нарастает активность в регионах, и доля столицы снизилась до 69,7%.
Сергей Вайнилович: — В целом участники рынка стали серьезнее относиться к бизнесу в интернете. Еще 8–10 лет назад никто даже не расценивал интернет-торговлю как конкурента традиционной рознице, а сегодня все крупные сети считают необходимостью иметь интернет-ресурс.
Считалось, что интернет-торговля работает только в столице, а сегодня каждая уважающая себя компания, неважно, где она зарегистрирована, должна иметь возможность доставки товара в любую точку страны, а возможно, и за ее пределы. Благодаря проникновению интернета в регионы растет доля покупателей старшего возраста (60 лет и старше). И это радует, так как именно такой потребитель имеет более требовательный подход, а значит, заставляет отрасль развиваться. Если молодежь привлекает возможность сэкономить, купить товар по более выгодной цене, то люди среднего и старшего возраста ценят комфорт и простоту покупки.
Ольга Потатурко: — Ежегодно мы проводим независимое исследование рынка электроники и бытовой техники. По его данным, в 2013 году количество людей, которые совершают покупки в интернет-магазинах, в том числе сложнотехнических приборов, выросло в Беларуси на 6–10%. Это очень высокий показатель.
Подушка безопасности для потребителя
— За последние годы многое сделано, чтобы интернет-торговля развивалась цивилизованно. Как это отразилось на потребителях?
Ирина Наркевич: — В первую очередь мы добились того, чтобы интернет-магазины выдавали документы по оплате товара. Еще в 2009 году было очень много жалоб граждан на их отсутствие. Впрочем, и сами покупатели не всегда требовали чеки у продавцов. Много было и других нарушений прав потребителей. Тогда основной задачей было воспитать грамотного потребителя, и многое удалось сделать. Законодательно закреплена обязанность для всех интернет-магазинов иметь кассовые аппараты при оплате наличными и предоставить покупателю возможность рассчитаться дистанционно — с помощью электронных денег, пластиковой карты, через инфокиоск и т. д. Ведь когда оплата идет дистанционно, можно проследить ход операций и получить соответствующий документ. Сейчас такой формой оплаты пользуется уже 40% покупателей. Это очень важная и большая победа для нас.
Николай Потеев: — На наш взгляд, норма, обязывающая интернет-магазины предоставлять потребителям право оплатить покупку безналом, будет способствовать выходу из тени этих расчетов. К слову, сейчас прорабатывается проект указа об ограничении размера наличных расчетов, в том числе в интернет-торговле. Планируется разрешить оплату наличными до 1000 базовых величин, свыше — только в безналичном порядке. Кроме того, намечено постепенное введение к 2015–2016 годам системы контроля кассовых аппаратов. Будет фиксироваться процесс передачи денежных средств, принятых с использованием кассовых аппаратов, оператору. Это сделает невозможными всяческие злоупотребления, которыми грешат недобросовестные плательщики, изменяя, откручивая кассовые аппараты.
Сергей Вайнилович: — Безусловно, потребитель стал более грамотным и разборчивым, что, в свою очередь, определяет и развитие отрасли. Все привыкли к тому, что нужно требовать от продавца чек, что расчет в белорусских рублях — это уже норма, а не исключение.
Ирина Наркевич: — С 22 июля 2014 года вступил в силу закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь». Так, ранее недобросовестный продавец мог обмануть несколько десятков клиентов и затем сменить название магазина. Покупатели не знали, к кому обратиться, администраторы интернет-площадки, где такой недобросовестный продавец торговал, ничем не могли помочь. Поэтому мы обязали собственников интернет-площадок брать на себя ответственность за тех, с кем они заключили договоры. Они должны не только по требованию покупателя предоставить сведения о продавце, но и зафиксировать его обращение, передать его продавцу и обеспечить соблюдение последним прав покупателя.
Также теперь интернет-площадка вправе расторгнуть договор аренды с интернет-магазином, если в течение 12 месяцев не менее двух раз от контролирующих органов поступило сообщение о нарушении этим интернет-магазином законодательства о торговле или защите прав потребителей. Если одна интернет-площадка расторгнет договор с недобросовестным продавцом, вторая, третья, то ему придется начать работать честно или уйти.
— Как работается участникам рынка в новых условиях?
Сергей Вайнилович: — Интернет-бизнес повзрослел: серьезные магазины, которые хотят быть лидерами и развиваться, понимают важность ориентированности на клиента и соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
Ольга Потатурко: — Большой бизнес как никто другой старается своевременно реагировать на новое законодательство. Тем самым мы вносим в работу рынка больше порядка, так как крупные сети — это флагманы, и то, что предпринимают и делают они, вынуждены повторять другие игроки, которые хотят иметь продажи на этом рынке.
Валютная ловушка и серый импорт
— Тем не менее и регулятор, и участники рынка признают наличие пробелов в законодательстве, которые оставляют лазейки для недобросовестной конкуренции среди самих интернет-магазинов…
Ирина Наркевич: — Пока остается нерешенной такая проблема, как указание цен в иностранной валюте. По законодательству это может делать только тот, кто имеет право торговать за валюту, например, АЗС, турагентства. В других сферах торговли такой проблемы нет, но крупные интернет-площадки продолжают ставить цены в валюте. Они пытаются устанавливать свои правила на рынке. Но так не получится! В ближайшее время мы начнем активную проверку интернет-площадок на предмет того, как указывается цена на товар. Она должна быть достоверной с точки зрения законов «О рекламе», «О защите прав потребителя», «О торговле». Нарушителей будем штрафовать.
Сергей Вайнилович: — При указании цен на товары в валюте продавцы зачастую ориентируются на совершенно разные курсы и тем самым вводят покупателей в заблуждение. На мой взгляд, необходимо обязать площадки указывать цены на товары только в национальной валюте. Это повысит доверие потребителей к интернет-торговле, так как люди почувствуют, что здесь действуют такие же законы, как и в обычных магазинах.
Николай Потеев: — При оплате товара в валюте происходит нарушение как со стороны продавца, так и покупателя — ответственность обоюдная. Получается, что площадки, предлагающие товар за валюту, подводят покупателя к административной ответственности.
Сергей Вайнилович: — Еще одна проблема интернет-торговли — наличие в продаже серого, то есть несертифицированного, не имеющего всех документов происхождения, товара. У недобросовестных продавцов, которые торгуют такими товарами, цены, как правило, значительно ниже. Соответственно те, кто работает строго в рамках закона, становятся неконкурентоспособны, государство недополучает налоговые и таможенные сборы, а потребители несут риски приобретения нелегального товара. Это дискредитирует интернет-торговлю и мешает ее развитию.
Ирина Наркевич: — Нужно продумать меры, которые позволят использовать ресурсы интернет-площадок для пресечения реализации нелегального товара. Возможно, стоит для них предусмотреть в законодательстве обязанность контролировать товары на предмет сертификации при заключении договора.
Свободные ниши
— Какие перспективные ниши в интернет-торговле, на ваш взгляд, сегодня относительно свободны?
Ирина Наркевич: — В интернет-продажах пока лидируют электро-, теле- и радиотовары. Активно развивается торговля строительными материалами, мебелью и автозапчастями. Перспективные направления — одежда, книги, семена и другая садоводческая продукция.
Сергей Вайнилович: — Если брать за основу такое понятие, как средний чек выручки, то в доле валовой выручки бытовая техника и электроника, безусловно, находится на первом месте. Мы постоянно анализируем, какие товары будем продавать через полгода, год. По нашим оценкам, это будут дорогие и еще не распространенные категории. Поэтому мы в своей работе направлены на группы товаров, где высокий средний чек и есть свободные ниши, такие как мебель, товары для спорта, дома и сада.
Выигрывает тот, кто…
— Дальнейшее развитие интернет-торговли в Беларуси — какое оно?
Ирина Наркевич: — В интернет-торговле, как и в стационарной, где есть универсальные и брендовые магазины, гипермаркеты и магазины шаговой доступности, каждый объект в конечном счете займет свою нишу: рынок будет сегментироваться. Станет развиваться сервис услуг. Например, курьерская доставка. Эту услугу нужно отделить от торговли, чтобы были профессиональные службы, четко отвечающие за сроки доставки.
Ольга Потатурко: — Задача любого интернет-магазина — предложить более широкий спектр товаров и услуг, чем в стационарном магазине, и организовать обслуживание таким образом, чтобы клиенту было комфортно, удобно, дешево, доступно. Думаю, ведущие ритейлеры будут развиваться именно в этом направлении.
Сергей Вайнилович: — Для интернет-торговли все только начинается. Необходимо регулировать рынок и повышать ее культуру. И в первую очередь все зависит от самих интернет-магазинов: чем больше добросовестных участников, которые будут делать все от а до я, чтобы создать комфортные условия для клиентов, тем лучше будет развиваться рынок, тем выше доверие потребителей.
Белорусы распробовали Грузию и Мальдивы – количество туров туда выросло почти в два раза. А где еще мы отдыхаем этим летом?