Boeing 777 компании «Малайзийские авиалинии» потерпел крушение 17 июля в Донецкой области Украины. Лайнер выполнял рейс Амстердам — Куала-Лумпур. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа.
Два бортовых самописца разбившегося Boeing 777 переданы экспертам.
По словам полковника малайзийского Совета безопасности Мохаммеда Шакри, самописцы находятся в хорошем состоянии. «Я вижу, что «черные ящики» в нетронутом состоянии, хотя и немного поврежденные», — сказал он.
Между тем Нидерланды согласились взять на себя ведущую роль в расследовании обстоятельств авиакатастрофы Boeing 777. Как заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, Россия надеется, что это позволит наиболее эффективно провести объективное расследование авиакатастрофы в Украине.
Планируется, что сначала малайзийская сторона, у которой сейчас находятся черные ящики, отдаст их Нидерландам. Затем власти этой страны оформят передачу британским специалистам. Информагентства приводят информацию, что власти Соединенного Королевства выразили согласие принять для расшифровки черные ящики малайзийского лайнера для проведения впоследствии международного расследования.
Совет Безопасности ООН 21 июля принял резолюцию по крушению боинга Малайзийских авиалиний на востоке Украины. За документ проголосовали все 15 стран — членов СБ, в том числе Россия.
Резолюция, получившая номер 2166, «самым решительным образом» осуждает действия, приведшие к тому, что самолет был сбит, и требует провести всестороннее и независимое расследование трагедии «в соответствии с руководящими принципами международной гражданской авиации».
Перед катастрофой 17 июля в Донецкой области Boeing 777 авиакомпании «Малайзийские авиалинии» вышел из границ воздушного коридора. Об этом заявил на брифинге начальник главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России Андрей Картаполов.
Российское ведомство представило журналистам имеющиеся у Генштаба данные объективного контроля, касающиеся катастрофы малайзийского самолета. По данным Генштаба, маршрут малайзийского Boeing 777 после Донецка отклонился на север: максимальное удаление от левой границы коридора составило 14 км. Затем был совершен маневр по возврату в установленный коридор, однако завершить его малайзийский самолет не успел. С 17.20 по московскому времени зафиксировано падение скорости самолета, а в 17.23 он исчез с российских радаров. «Что послужило причиной изменения маршрута самолета, можно будет узнать только после расшифровки данных черных ящиков, содержащих переговоры пилотов с диспетчерами», — сказал Андрей Картаполов.
По данным Минобороны России, группировка вооруженных сил Украины вблизи Донецка насчитывает 3—4 дивизиона установок «Бук-М1». По словам Андрея Картаполова, эти комплексы способны поражать цели на расстоянии до 35 км и на высоте до 20 км. «Трасса самолета и предполагаемое место его поражения попадают в зону действия средств ПВО Вооруженных сил Украины», — сказал он.
Андрей Картаполов также продемонстрировал имеющиеся в распоряжении Минобороны России снимки космических спутников. На них видны установки «Бук-М1», радиолокационные станции, позиции техники ПВО и их перемещения перед трагедией и после нее.
Он указал, что к 17 июля максимально возросла работа украинских радиолокационных станций. Так, 15 июля работало 7 таких станций, 16 июля — 8, 17 июля — 9. С 18 июля, по данным Минобороны России, интенсивность работы радиолокационных станций резко снизилась до 2—3 в сутки.
Андрей Картаполов также отметил, что в период с 17.10 до 17.30 по московскому времени 17 июля, помимо малайзийского самолета, в районе катастрофы находились еще 2 гражданских самолета. Кроме того, российскими средствами контроля был зафиксирован набор высоты украинского истребителя Су-25 в направлении малайзийского боинга. Андрей Картаполов сообщил, что минимальное удаление украинского истребителя от авиалайнера составило от 3 до 5 км, а установленные на Су-25 ракеты способны захватывать цели на расстоянии до 12 км.
Украинская сторона полагает, что ополченцы, перепутав воздушные цели, атаковали именно гражданский самолет. Порошенко заверил, что Украина «открыта для любых проверок», а Москве нужно позаботиться о предоставлении доказательств.
Президент Украины поручил прекратить боевые действия в радиусе 40 км от места крушения малайзийского Boeing 777 в Донецкой области. Также Петр Порошенко распорядился пригласить российских экспертов к участию в расследовании причин авиакатастрофы. Кроме того, были приглашены представители стран, которые пострадали во время авиакатастрофы, в первую очередь представители Нидерландов, Малайзии, Германии, Великобритании, Австралии, США. По словам Порошенко, эксперты были приглашены для того, чтобы все происходило максимально прозрачно.
В пресс-службе президента Украины сообщили, что группа международных экспертов детально осмотрела и задокументировала обломки центроплана. Позже работа комиссии была сосредоточена на обломках кабины пилотов. Экспертами также рассмотрены фотоматериалы, которые были присланы по электронной почте. «По результатам анализа комиссии было рекомендовано обратить внимание на конкретные детали самолета, выполнить панорамное фотографирование отдельных частей воздушного судна», — отмечается в сообщении.
Ранее премьер-министр Украины Арсений Яценюк сообщил, что в Харьков прибыл 31 международный эксперт по расследованию катастрофы, в частности 23 голландца, по два представителя Германии и США, один специалист из Великобритании и сотрудники австралийского посольства.
Ангелина СВЕТЛОВА