№39 от 25 сентября 2019 года
Интернет съел Кука
Вы, конечно, помните шутливую песню Владимира Высоцкого, в которой поется про туземцев: «хотели кока, а съели Кука»? Песня, как теперь принято говорить, основана на исторических событиях. Великий британский путешественник капитан Джеймс Кук был убит 14 февраля 1779 года жителями Гавайских островов. Убит или съеден – дело темное…
Впрочем, велик он был в том же стиле, что и сама Великобритания – крупнейшая в истории человечества колониальная империя. Кук не брезговал ничем: ни массовыми убийствами, ни захватом заложников, ни похищением вождей. Последняя такая акция и обернулась для него «той же монетой» – прибывшая спасать своего вождя толпа растерзала Джеймса Кука. Его старший помощник честно признавал свою в том вину, видать, команду великий путешественник тоже «достал». Но…впоследствии придворная лондонская историо-
графия изображала Кука эдаким милашкой, чуть ли не лучшим другом аборигенов и британским Миклухо-Маклаем, оттого-то и решил наш бард пошутить над странной «неблагодарностью» туземцев!
Как известно, со смехом мы избавляемся от страхов. И от колониальных империй. Недавно канул в Лету один из последних ее осколков – старейшая английская туристическая фирма, которая по иронии судьбы тоже носила имя Кука. Только не того, грешного Джеймса Кука, а богобоязненного Томаса Кука, баптиста, придумавшего способ «замещения» алкоголя путешествиями. Только и трезвенника Кука это не спасло от съедения. Правда, не туземцами, а интернетом!
Вот как случилось сие «жуткое дело» в нашем просвещенном, информационном и сверхмобильном XXI веке! Начну с самого начала…
Сразу оговорюсь, сам Томас Кук до этого ужасного дня не дожил. Дожило его имя, ставшее лейблом. Он честно служил своей идее и своим клиентам, бывшим алкоголикам и просто трезвенникам. Ну и, конечно, всяким миллионерам, министрам, в общем, мистерам-твистерам. Но делал он это с такой капиталистической добросовестностью, что заслужил похвалу и скрытую рекламу даже в Советском Союзе. Самуил Маршак собственноручно сделал inplacement в своих стихах, нарушив тем закон рекламы, запрещающий воздействовать на детскую аудиторию. Впрочем, закон этот принят был много лет спустя после написания стихов и к тому же в странах «общего рынка», так что мы можем привести цитату: «Есть за границей контора Кука. Если вас одолеет скука, горы и недра, север и юг, пальмы и кедры покажет вам Кук».
Так вот, со вчерашнего дня такой конторы больше нет! Первая в мире туристическая фирма с двухсотлетней историей успеха в одночасье перестала существовать. В самом факте ее банкротства не было бы ничего примечательного, тем паче удивительного, если б это не был первый зафиксированный акт «поедания» компании… интернетом.
В 2000-е годы компания предпочла держаться сегмента массового «туризма по путевкам», проигнорировав набирающие силу тренды, а именно рост популярности прямого заказа отелей и билетов через интернет. Для потребителя среднего класса поездки по путевке становились все менее привлекательными. В особенности это касается жителей Британских островов, которые раньше, чем остальные европейцы, получили доступ к многочисленным авиакомпаниям-лоукостерам.
Уже в середине 2010-х Thomas Cook начал сокращать персонал в своих офисах по всему миру, но в то же время продолжал агрессивно расширять бизнес, методично залезая в долги. В 2019 году общий долг компании составил почти 2 млрд фунтов, а ее котировки на Лондонской бирже упали на 89%. Руководство надеялось договориться о поддержке с правительством, но Борис Джонсон отказался выделять бюджетные средства.
Можно сказать, что обыкновенный турист одним своим «кликом» убил старейшего и крупнейшего туроператора в мире. Впрочем, это ритуальное убийство – с экономической точки зрения. И это «звоночек» всем остальным турфирмам: судя по всему, их бизнес уже не переживет новых технико-коммуникационных решений. Можно сказать, что Кука убило его собственное изобретение – пакетная закупка услуг по заниженным ценам и прибыль, берущаяся из разбежки опта и розницы. Когда неподалеку заработала линия железной дороги, Томас Кук отправился к секретарю железнодорожного общества Джону Беллу и уговорил того сделать скидку на билеты, если удастся собрать большую группу пассажиров. И вот 5 июля 1841 года 600 «друзей трезвости», собранных Куком, заплатили за поездку по шиллингу и отправились на поезде в Лафборо, где прослушали лекцию о жизни без алкоголя. И принесли Куку 600 шиллингов чистой прибыли.
Что такое все турфирмы, да и вообще любые фирмы по предоставлению любых услуг и товаров? Перекупщики, стоящие между производителем и покупателем. И берущие за это мзду. А когда интернет напрямую соединил первого и второго, третий просто оказался лишним.